Жилища и поселения романского периода в Англии.

Первые более или менее крупные жилые дома начали строить лишь со второй половины XII в., когда обширное каменное строительство нормандцев не могло не оказать влияния и на конструкцию жилого дома. Жилой дом XII в. представлял собой Двухэтажное сооружение, причем каменным был только первый этаж, в котором деревянные перекрытия постепенно стали заменять сводчатыми. В нижнем этаже владелец хранил свое имущество и запасы. Этот этаж не имел входных проемо, узкие окна ограждали его от злоумышленников Сообщение между верхним и нижним этажом осуществлялось через трап. Во втором этаже обитал владелец со своей семьей и приближенными.

С одной стороны быт вход, к которому вела наружная лестница каменная или чаще деревянная, иногда приставная. Ложе владельцев помещалось в конце, противоположном входу. Вдоль других стен располагались остальные члены семьи. В Гилфорде сохранился нижний этаж такого дома, напоминающий подвал или крипту, хотя в свое время этот этаж целиком находился над уровнем земли. Сравнительно редким примером сплошь каменного жилища служит дом в Бутби-Пагнелл в графстве Линкольншир (1180 г., рис. 8).

Одной из причин применения сводов для перекрытия первых этажей была потребность иметь каменный пол для разведения огня — обстоятельство в климатических условиях Англии чрезвычайно важное. Огонь разводили непосредственно на полу под высоко расположенным козырьком для улавливания и отвода дыма.

Унаследованные от англосаксонского периода холлы оставались отдельными от жилого дома помещениями и долго строились из дерева. С ростом числа каменщиков во второй половине XII в. большие холлы дворцов и замков стали возводить из камня.

8.Появление ранних форм романской архитектуры относится к концу 10— первой половине 11 в. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы. Церковь Сен Филибер в Турню (начало 11 в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие (илл. 180). Для церкви Богоматери в Мане характерно применение обхода (так называемого деамбулатория) вокруг алтаря, что получило в дальнейшем широкое распространение в ряде церквей развитого романского стиля.

Постепенно к середине 11 в. в романском зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы: храмы с купольным перекрытием, зальные (базиликальные в плане) церкви и базиликальиые церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом (этот тип с самыми различными вариациями и был самым распространенным).

9.

7Каролингские соборы
В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

10.

Жилища и поселения романского периода в Англии. - student2.ru

Жилища и поселения романского периода в Англии. - student2.ru

.

11.Основные особенности церковных сооружений романского периода в Англии.

ведущим типом первоначально оставалась монастырская церковь, большое внимание было обращено на строительство соборов, размеры которых не были оправданы зачаточным состоянием тех городов, где они сооружались.

Монастырские церкви благодаря своим масштабам широко обслуживали окрестное население. Постоянный контакт монашества с народом обеспечивал угодный короне контроль черного духовенства над местным населением.

планы английских церквей вытянутые в длину.

В западной части церкви господствует обычный план трехнефной базилики с резко выступающим трансептом. Хор, первоначально в два пролета, завершается полукруглой в плане апсидой. Он имеет боковые нефы, которые также завершаются апсидами, расположенными по сторонам средней, причем иногда боковые апсиды, полукруглые изнутри, снаружи заканчиваются плоско. Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами. Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, куда открываются его апсидиолы. Изредка есть еще и западный неф, связанный с восточным торцовым переходом; в этом случае боковые нефы как бы обходят весь периметр здания.

В интерьере, согласно нормандской схеме, господствовали три яруса горизонтальных членений: главная аркада, ярус трифориев и верхний ряд окон.

Опоры, применявшиеся в Англии, распадаются на три типа: прямоугольные, сложные и цилиндрические. Прямоугольные в крупных церквах применялись редко.Сложные опоры, применявшиеся во второй половине XI в. и в Нормандии, возникли через добавление к прямоугольным опорам полукруглых стволов, а иногда еще и плоских пилястр между такой полуколонной и прямоугольным ядром опоры.

Особое место занимали цилиндрические опоры, употреблявшиеся либо попеременно со сложными, либо сплошь. Эти типичные для романской Англии опоры отличаются своей высотой и массивностью.

Расположенный над сводами боковых нефов ярус трифориев открывается в неф тройной, двойной или одиночной аркой на каждый пролет главных аркад.

В Англии, поскольку отсутствовал свод над центральным нефом, нередко трифории вовсе не имели каменного перекрытия.

Над трифориями помещался верхний ряд окон. Нередко перед окнами сооружались декоративные аркады.

в Англии подавляющее большинство сооружений романской эпохи имело деревянное перекрытие центрального нефа.

Трактовка западного фасада зависела от наличия или отсутствия фланкирующих его башен. Там, где они отсутствуют, западный фасад с его главным фронтоном служит простым и логичным торцом нефа. Иногда вертикальные членения фасада подчеркнуты декоративными башнями.

Восточные фасады XI—XII вв. никогда не акцентировались, а нартексы были редки даже в монастырских церквах.

На западе страны пользовались местным камнем. На юго-востоке много строили из привозного нормандского известняка (из канских каменоломен).

В интерьерах господствовал нормандский декор — преимущественно геометрический орнамент, которым украшались нередко сплошь все стволы опор. Англосаксонские кубические капители начали уступать место коринфским только со второй половины XII в., когда с внедрением местного пербекского мрамора пышный растительный орнамент стал вытеснять геометрический. Широкое распространение получили настенные перекрещивающиеся аркатуры — декоративный прием нормандской школы.

часто интерьеры романских церквей украшались росписью или полихромным орнаментом.

На юго-востоке страны строились нефы огромной длины, причем в пропорциях горизонтальных членений центрального нефа и хора высота главных аркад, трифориев и верхних ярусов окон была почти равной. Чаще всего применялись комбинированные опоры сложного профиля.

12.

13.

14.

15.Характерные особенности церковных сооружений Германии романского периода. Привести примеры.

Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.

16.Шпайерский собор (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) — большой имперский собор в городе Шпайер в Германии (земля Рейнланд-Пфальц). Самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле. Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы, его внушительные размеры (длина — 134 м, ширина — 37,6 м, высота центрального нефа — 33 м) должны были соответствовать престижу императорской власти. На сегодняшний день это самая большая из сохранившихся романских церквей.

Построенный на высоком холме над Рейном, сложенный из красноватого песчаника, монументальный, с четырьмя башнями по углам, храм имеет на редкость внушительный вид. Он стоит на месте, на протяжении тысячи лет считавшемся священным. Во времена кельтов здесь находилось святилище богини Нантосвелты; римляне, основавшие на месте будущего Шпейера свою колонию Цивитас Неметум, построили здесь традиционный Капитолий, а в 360 году его сменила первая христианская церковь города.

История строительства Шпейерского собора довольно запутанна. Он был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, но затем, по инициативе императора Генриха IV (1080—1106 гг.), здание начали перестраивать. При этом строители увеличили высоту центрального нефа и заменили деревянные перекрытия каменными крестовыми сводами, каждый пролет которых соответствовал двум пролетам боковых нефов (так называемая связанная система). Опоры сводов усилили дополнительными колоннами. Это конструктивное решение впоследствии послужило образцом для других германских церковных построек. Несмотря на все перестройки, план собора остался неизменным — это большая трехнефная базилика, имеющая в плане форму латинского креста, с большой криптой, западным притвором и четырьмя башнями. Собор впечатляет своей монументальностью. Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь и напоминают ломбардские колокольни-кампанилы. Высота восточных башен составляет 71,2 м, западных — 65,6 м

Майнцский собор — собор епископа в германском городе Майнце, один из т. н. «императорских соборов». С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трёхнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

Строительство собора началось предположительно в конце X века, в последующие века достраивались различные части, осуществлялись реставрации и восстановления после частичных разрушений. В Средние века в нём короновали нескольких королей. В 1184 году Фридрих I Барбаросса отмечал в нём посвящение его сыновей в рыцари, вошедшее в историю как крупнейшее торжество Средневековья.

Общая длина: 109 м внутри, 116 м снаружи

Длина среднего нефа: 53 м

Ширина среднего нефа: 13,5 м

Высота среднего нефа: 29 м

Высота западной башни: 83 м

Высота восточного купола в свету: 38 м

17.

18.

Собор Сан Марко в Венеции (XI-XVвв.) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора[4].

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов.[5] На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[11], но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют.[12] Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Алтарная часть (пресвитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк). В алтарной части установлен киворий (V век), под которым находится главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году. Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Собор имеет отдельно стоящую звонницу высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.

Жилища и поселения романского периода в Англии. - student2.ru 19.Ансамбль Соборной площади в Пизе.

Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе, в Тоскане. Строительство его было начато закладкой собора в 1063 г. на окраине города на зеленом лугу. . Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами — композиция, восходящая еще к идеям восточнохристианской архитектуры V в. Удлиненный главный неф и ,возвышенные фасады. Главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного (с серо-голубым оттенком) камня с мраморными инкрустациями. На ярком южном солнце собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Подобно собору и баптистерию, кампанила имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив ансамбля, объединивший все три здания. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская кампанила наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению звонницы, последний ярус, построенный в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни. «Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем

20.

Наши рекомендации