Архитектура Афинского акрополя.

Афи́нский акро́поль — известнейший акрополь в мире, расположен в Греции г. Афины на холме Акрополис, высотой 156 м над уровнем моря (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Первые укрепления появились еще задолго до наступления классического периода. Во времена архаики располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 гг. до н.э. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э.

Парадный вход на Акрополь представлял собой глубокий сквозной портик с колоннадой; где боковые проходы для пеших граждан, а средний для проезда всадников и колесниц с жертвенными животными. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике («Бескрылая победа»). После Пропилеи на плоской каменистой вершине скалы стоит огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Позднее это название перешло на весь храм.

Главной достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине-Парфенос, отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием.

Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора. На высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно). Внутреннее убранство храмов не сохранилось, немногое можно увидеть в небольшом музее за Парфеноном. Особенно пострадали здания храмов во время длительного периода турецкого ига. Турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона, и продал их английскому правительству, где они были выставлены в лондонском Британском музее. Частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. В последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс.

Архитектура Афинского акрополя. - student2.ru

1. Парфенон; 2. Гекатомпедон; 3. Эрехтейон; 4. Статуя Афины Промахос; 5. Пропилеи; 6. Храм Ники Аптерос; 7. Элевсинион; 8. Бравронейон; 9. Халькотека; 10. Пандросейон; 11. Аррефорион; 12. Афинский алтарь; 13. Святилище Зевса Полиея; 14. Святилище Пандиона; 15. Одеон Герода Аттического; 16. Стоа Эвмена; 17. Асклепион; 18. Театр Диониса; 19. Одеон Перикла; 20. Теменос Диониса; 21. Святилище Аглавры.

БИЛЕТ № 2

1. Объемно-планировочное решение торговых центров и вопросы архитектурного проектирования.

Сеть торгового обслуживания формируется на основе единой функциональной системы, взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий массового и индивидуального обслуживания. Магазины могут располагаться в отдельных зданиях и в торговых центрах. Размещение торговых центров и объемно-планировочное решение необходимо предусматривать исходя из функционального назначения, месторасположения торговых предприятий и вида товаров: товары повседневного пользования (хлеб, мясо, рыба, бакалея, молочные продукты и др.) и товары периодического пользования (промтовары, одежда, парфюмерия и т. п.).

Магазины состоят из следующих основных групп помещений:

- торговые и другие помещения для обслуживания покупателей;

- помещения для приемки и хранения товаров помещения для подготовки товаров к продаже;

- подсобные помещения;

- административные и бытовые помещения;

- технические помещения.

Торговые залы должны быть удобно связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже, а также с помещениями для хранения товаров.

Архитектурно-планировочное решение современных магазинов должны быть гибкими и легко трансформирующимися, обеспечивающими возможность их укрупнения. Развитие торгового обслуживания населения может идти по двум принципиально различным направлениям: количественному; качественному. Прогрессивная форма торговли - самообслуживание и создание новых видов торговых предприятий. Торговые функции являются основными и должны составлять в среднем около 70% от общей площади. При этом должны быть созданы удобные условия для операторов развлекательной части, учтены все их технологические требования, обеспечена шумоизоляция торговой части от развлекательной.

Объемно-планировочные решения:

- планировка торгового центра должна эффективно направлять и распределять потоки что бы все арендные площади были доступными и посещаемыми;

- планировка торгового центра должна быть удобной для торгово-технологических процессов (крупных арендаторов в первую очередь). Должны быть учтены покупательские потоки, способы доставки, складирования и распределения товара, организованы складские и бытовые помещения, не должно быть пересечения потоков входящего и выходящего товара, открытых путей для хищения;

- способы перехода на верхние этажи (эскалаторы, лифты, лестницы) и их расположение должны быть правильно разработаны с целью формирования потока на верхние этажи;

- фасад и входные группы должны соответствовать концепции и уровню торгового центра, иметь правильную конфигурацию по отношению к внешнему потоку, иметь продуманные места расположения рекламных вывесок;

- должен быть предусмотрен удобный паркинг, с возможностью заезда/выезда при разных направлениях маршрута до и после посещения торгового центра - торговый объект должен быть также удобен как для покупателей пользующихся общественным транспортом, так и покупателей живущих в пределах шаговой доступности.

В зависимости от взаимного расположения основных групп помещений возможны следующие объемно-планировочные схемы магазинов: 1. фронтальная; 2. глубинная; 3. угловая; 4. смешанная.

Эти схемы, как правило, используются при проектировании магазинов 1-2 этажа. Высота этажей - 3,3 м, при площади торговых залов более 400 м2 - 4,2 м.

Наши рекомендации