Глава 3. ландшафтное искусство второй половины xix- начала xx в.

Формирование и утверждение им­периализма сопровождались разви­тием техники, промышленного строи­тельства, ростом городов и в то же время упадком архитектуры, лишен­ной больших общественных идей.

Так, в России развитие капита­лизма привело к распаду классициз­ма как целостного архитектурного стиля. В период николаевской реак­ции вплоть до начала революции насаждались псевдонациональные архитектурные формы, имитация византийского церковного зодчества и подражание другим стилям. Как реакция на. эклектические заимство­вания из архитектурного наследия прошлого появляется новый стиль «модерн», однако в нем благодаря стремлению по-новому использовать бетон, согласовать конструкцию с формой, форму с функцией, ввести свой декор наблюдается стилевая целостность.

В строительстве все чаще исполь­зуют новые конструкции из металла и бетона, требующие поиска новых форм. И такие формы появляются в инженерных сооружениях. Созда­ются мосты, промышленные, торго­вые, выставочные и общественные здания, принципиально отличающи­еся от традиционной архитектуры, все еще «мыслящей в камне». Эти сооружения составили основу раз­вития новой архитектуры XX в.

Конец XIX - начало XX в.- пе­риод огромного по масштабу инже­нерного переустройства городов. Строятся промышленные предприя­тия, электростанции, портовые со­оружения, железнодорожные узлы с путепроводами, автострады, ус­ложняется система подземных ком­муникаций, начинается строительст­во метрополитена, возводятся жилые кварталы.

С ростом городов проявились и их негативные стороны - увеличи­вающаяся плотность застройки, про­мышленные загрязнения, усиливаю­щийся разрыв с природным окруже­нием. Все это привело к необходи­мости создания озелененных тер­риторий, призванных обеспечить на­саждениями все структурные части города.

Ярким примером включения озеле­ненных территорий в город явилась реконструкция Парижа, проведен­ная префектом города Османом в 1852- 1871 гг. В состав города во­шли и были благоустроены лесные массивы - Булонский лес (850 га) и Венсенский лес (900 га), созданы новые общественные парки - Мон-сури и Бют-Шомон, реконструиро­ваны старые - парк Монсо, протяженность бульваров достигла 48 км. Всего было создано около 2000 га парковых территорий,

Таким образом, в городах начина­ет расширяться сеть озелененных улиц, появляются бульвары, скверы, общественные парки, места загород­ного отдыха.

Озеленение улиц этого периода носило не только самостоятельный характер, но и было тесно связано с устройством бульваров (Бульвар от нем. Bollewerk-бастион,- буквально означает место прогулки на крепо­стных валах города).

Бульвары создавались на местах бывших укреплений, опоясывавших город. Одним из первых был бульвар в Париже, протянувшийся от ворот Сен-Дени до Бастилии, созданный в 1670 г. арх. Вобаном на месте сне­сенных городских валов. В XIX в. бульвары появляются во многих ев­ропейских городах, становятся не­отъемлемой частью городского озе­ленения и оживленным местом отды­ха горожан (знаменитый «Ринг» в Вене, бульварное кольцо Москвы, бульвар в Пскове и др.). Парижские бульвары этого времени представ­ляли собой оживленные магистрали, обсаженные деревьями, ставшие прообразом озелененных улиц сов­ременного города.

С точки зрения пространствен­ной организации бульвар является линейным объектом, где преобла­дают продольно вытянутые дороги, обсаженные рядами деревьев, ре­же-древесными группами. Моно­тонность нарушается введением различных акцентов - цветников, скульптуры, сооружений, водных устройств.

Скверы. Первые скверы - замкну­тые благоустроенные площади, рас­положенные внутри жилой застрой­ки, появились еще в XVII в. в Лон­доне. Позже они получили распрост­ранение в виде озелененных терри­торий, предназначенных для отдыха, так называемых «садов-площадей».

Скверы имели рядовую обсадку, ча­ще из платанов, образующую зеле­ную стену, изолирующую внутреннее пространство от домов. Внутри нахо­дилась лужайка, на которой можно было полежать на траве или поиг­рать в теннис. В XVIII в. в Лондо­не было создано около 15 скверов. Такую функцию скверы сохраняли на протяжении XIX в. Современ­ный теоретик архитектуры 3. Гидеон приводит определение сквера по Ар­хитектурному словарю 1887 г.: «Сквер - это участок земли с распо­ложенным на нем садом и оградой; вокруг ограды проходят улицы и тро­туары, по которым можно попасть в дома, расположенные по всем че­тырем сторонам сквера. Форма скве­ра может быть 3- и 4-угольной, пра­вильной или неправильной. Не суще­ствует правила, что сквер должен находиться в какой-то определенной связи с соседними площадями и ули­цами». Таким образом, сквер еще рассматривается как замкнутая тер­ритория. В дальнейшем функции сквера расширяются - он предна­значается не только для кратковре­менного отдыха людей, но и для ху­дожественного оформления архитек­турных ансамблей сооружений, тем самым более активно включается в структуру города, формируя его облик.

Общественные сады (парки) по­явились в начале XIX в. и были ме­стами отдыха широких слоев город­ского населения. Примечательно, что первыми общественными садами Англии стали частновладельческие сады и королевские парки, которые правительство было вынуждено пе­редать городу еще в начале века. Так, в 1826 г. для общего пользова­ния был открыт Гайд-парк, в 1846 г.- Виктория-парк. К середине XIX в. общественные сады прочно вошли в жизнь городов. При всем своем разнообразии они имеют ряд характерных для своего времени черт. Это прежде всего многофунк­циональные объекты. В них создаются спортивные комплексы, включаю­щие теннисные корты, футбольные поля и др., обширные луговые прост­ранства для свободных игр и спокой­ного отдыха на траве (в Германии такой луг называется Liegewise, что значит луг для лежания), рестораны, кафе, лодочные станции. Прогулки становятся составной частью рекреа­ционной функции садов.

В свободную сетку плана вклю­чаются прямые дороги, получившие название деловых дорог. Они обе­спечивали кратчайший путь из одной части сада в другую.

Насаждения располагаются пре­жде всего по периметру парка, изо­лируя его от городского окружения, шума и пыли. Пространственные композиции все более упрощаются, романтические идеи вытесняются копированием природы.

Цветочное оформление произволь­но включается в свободное прост­ранство парка и носит формальный характер. Приемы оформления те же, что и в первой половине XIX в.,- ковровые клумбы со слож­ным геометрическим рисунком, цвет­ники в виде геометрических фигур, звезд, корзин и т. д. Цветочный ма­териал играет роль «мазка», дающе­го однотонный колер.

Ассортимент растений продолжа­ет расширяться. Благодаря успехам селекции и интродукции в парки вво­дится все больше экзотических ви­дов, новых форм и сортов. Декора­тивные достоинства отдельных эк­земпляров становятся главной цен­ностью, при этом не учитывается их сочетание с другими видами, плани­ровкой, общим характером парка. Парки, превратившись в ботаниче­ские сады, лишаются физиономической целостности - единого художе­ственного образа. Все это - стремле­ние к натурализации парков с одно­временным введением формализо­ванных цветников и бессистемным включением экзотов - характери­зует упадок садово-паркового искусства. Некоторые мастера, стремясь сохранить художественную целост­ность парка, размешают новый ино­родный растительный материал на специально отведенных для этой це­ли участках. Так, в парках создают­ся «внутренние сады» - дендрарии, ботанические участки, моносады.

Вместе с тем умелое использова­ние обширных открытых прост­ранств, опирающееся на лучшие тра­диции предшествующего паркостроения, сообщает паркам известную монументальность. Сейчас, когда из таких парков «ушли» искусствен­ные цветники, выпали наименее устойчивые экзоты, разрослись оставшиеся деревья, парки приобре­ли новый облик: на первое место вы­ступает их лаконизм, монументаль­ный масштаб пейзажных картин, ор­ганическая связь с природным ланд­шафтом. В России к числу таких пар­ков можно отнести петербургские парки середины XIX в.- Александ­рию, Знаменку, Михайловку.

К началу XX в. в Европе и Америке были созданы интересные в художественном отношении парки, ставшие не только памятниками са­дово-паркового искусства, но и ме­стами отдыха, активно используемы­ми в наши дни. Ниже приводится краткая характеристика нескольких парков.

Англия

Беттерси-парк в Лондоне. Автор - арх. Дж. Гибсон. Время создания - конец XIX в., площадь 79,6 га. Парк расположен на берегу р. Темзы и с 3 сторон окружен застройкой. Его композиционным центром является обшир­ная поляна, предназначенная для игры в фут­бол и крикет. Пространство поляны пересечено деловыми и прогулочными дорогами. Наса­ждения сосредоточены главным образом по периферии парка в виде массивов и групп, вдоль дорог имеются рядовые посадки, а так­же группы. Второй композиционный узел пар­ка-пруд со сложным очертанием берегов. Спортивные площадки, кафе, а также конюш­ня расположены по периферии парка, здесь же в насаждениях проложена кольцевая до­рога для верховой езды. Уголок тропических растений выделен в отдельный участок. Такая планировка позволяет сохранить единство паркового пространства.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г, на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращен­ной затем в серию искусственных прудов и ручьев.

Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павиль­он и ботанический сад, выделенный в отдель­ный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плав­ные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые, По периферии проложена дорога для верховой езды и уст­роены домики-приюты для отдыха. Наса­ждения в виде массивов и групп тяготеют к периферии парка, местам пересечения дорог и свободно располагаются на полянах, обра­зуя серию пейзажных картин, воспринимае­мых с прогулочных маршрутов.

Франция

Бют-Шомон в Париже. Авторы - Э. Андре, Альфан и Барилье Дешан (1864-1867). Парк (25 га) создавался на месте бывшей свалки и карьеров. Центром композиции является озеро с островом, на котором возвышается 50-метровая скала, увитая плющом, украшен­ная гротами, водопадами и увенчанная бе­седкой. Парк имеет несколько входов, по пери­ферии обсажен древесными группами и не­большими массивами. На верхних отметках устроены видовые площадки с бельведерами. Криволинейные прогулочные дороги сочетают­ся с прямыми-деловыми. Одной из досто­примечательностей парка была железная до­рога, которая выходила из тоннеля, про­битого в скале. Появление паровоза из тон­неля было своего рода аттракционом, который воспринимался с верхних видовых площадок. В ассортименте-платаны, каштаны, сос­ны, павловнии, бирючина. В настоящее время парк-одно из популярных мест отдыха.

США

Центральный парк в Нью-Йорке. Автор- Л. Олмстед (1857). Парк (300 га) создавал­ся внутри уже сложившейся 5-6-этажной застройки, поэтому имеет форму прямоуголь­ника (4000Х750 м), Центр композиции - во­доем, используемый для катания па лодках. Пространство парка сформировано древесно-кустарниковыми массивами и группами в сочетании с полянами и водоемом. В насто­ящее время парк окружен небоскребами, что нарушило его пространственное равно­весие.

Вашингтон-парк в Чикаго. Авторы - братья Олмстед (сыновья Л. Олмстеда), Площадь парка 148,4 га. Насаждения и слож­ная сеть дорог сосредоточены по периферии парка, как бы освобождая место для его пла­нировочных центров - большой поляны и во­доема. Поляна занимает около 40 га, не имеет дорог и предназначена для различных ви­дов отдыха. У водоема формируются пейза­жи со своими насаждениями, лужайками, дорогами. Парк рассчитан на посещение многих тысяч людей, и его планировочная структура подчинена этим задачам- В то же время авторы стремились придать парку пей­зажный характер.

глава 3. ландшафтное искусство второй половины xix- начала xx в. - student2.ru Хумбольт-парк в Чикаго. Автор - И. Иенсен, начало XX в.. площадь 70 га. Центром композиции является водоем. Массивы и груп­пы составлены из местных видов дуба, клена, ясеня, плодовых. Автор намеренно избегал экзотов, стремясь сообщить парку характер национального ландшафта.

Голландия

Лесопарк в Амстердаме. Автор - К. Ван Эстерн. Строительство началось в 1934 г. Площадь 895 га. Парк создавался на польде­рах и предназначался для отдыха городского населения. При устройстве водоемов вынутый грунт использовался для насыпки горы вы­сотой 15 м с основанием площадью 20 га. Парк имеет обширную спортивную зону, лу­жайки для игр и свободного отдыха, гребной канал. Насаждения создавались методом лесных культур (из расчета 10 тыс. сажен­цев на 1 га). Основные породы - дуб, ясень, клен, береза, лиственница, подлесочные- бузина, черемуха, рябина. По границе распо­лагались защитные посадки из ольхи и то­поля. Когда насаждения поднялись, их на­чали формировать в виде групп, массивов, живописных опушек с подсадкой более цен­ных пород-бука, пихты, кедра, сосны. Лес­ные массивы чередуются с открытыми поля­нами, водоемами, комплексами спортив­ных площадок. Таким образом была успешно решена задача экономичного создания го­родского парка, предназначенного для отдыха широких слоев городского населения.

Россия

Александровский сад в Москве. Относится к числу первых общественных садов России. Он создавался в период с 1821 по 1823 г. вдоль западной стены Кремля на месте взятой в тру­бу р. Неглинной и простирался от Воскре­сенской площади до Москвы-реки. Площадь сада 9,8 га. Пейзажные дороги свободного рисунка сочетались с регулярными парте­рами и цветниками. В 1821 г. у Кремлевской стены был устроен грот (арх. О. Бове). На Троицкий мост вели арочные пандусы, ук­рашенные вазами и скульптурой, а под мостом был сделан арочный проход, что обеспечивало связь со всеми частями сада. Предполага­лось устройство прудов, однако этот проект не был осуществлен. В настоящее время у Кремлевской стены находится могила Не­известного солдата с Вечным огнем. Сад является местом не только для прогулок, но и для проведения торжественных церемоний.

Сокольники в Москве. Площадь 594 га. Парк создавался на основе существующих насаждений Сокольннчьей рощи. Планировоч­ным центром является круглая площадь, рас­положенная недалеки от Сокольнический за­ставы, от которой прямыми лучами в глубь парка расходятся 7 просек. На площади в 1883 г. было построено деревянное здание. где устраивались балы и концерты, и другие сооружения-«механический детский театр», «воксал», беседки. Просеки, обсаженные де­ревьями, стали аллеями - березовой, клено­вой. ясеневой, лиственничной, вязовой и т. д. Между ними в зеленом массиве была проло­жена сеть пейзажных дорог, устроены пру­ды - Путяевские, Оленьи, Лебяжий, Золотой, Майский. В 1900 г. за Путяевскими прудами в еловом массиве был создан лабиринт. В пла­не его дорожки представляли собой 5 переп­летенных овалов. Через несколько лет лаби­ринт был уничтожен бурей, а пни, выворо­ченные вместе с корнями, использованы для устройства Чертова моста на одном из прудов парка. Парк пользовался большой популярно­стью у москвичей. Его планировочная система сохранилась до наших дней и только в послед­ние годы стала уничтожаться из-за строитель­ства выставочных комплексов.

С развитием промышленности и ростом городов уже в XIX в. со всей реальностью встала угроза хищниче­ского уничтожения природных объ­ектов. С целью сохранения наиболее ценных природных объектов стали создаваться заповедные территории и национальные парки. В 1864 г. в США был организован первый в ми­ре национальный парк - Иосемитский. а в 1872 г.- Йелоустонский. К началу XX в. в странах насчиты­валось уже 19 национальных пар­ков, число которых продолжает ра­сти. Вместе с национальными пар­ками с их регламентированным ре­жимом возникают лесопарки, пред­назначенные для свободного отдыха горожан в природных условиях.

В конце XIX в. получает развитие идея города-сада. Этой идее предшествовали тру­ды социалистов-утопистов - Шарля Фурье (1772-1837). Роберта Оуэна (1804-1892). Сен-Симона (1760- 1825), в которых каждый по-своему выдвинул концепцию садив и парков в городе как природной среды необходимой для жизни общества.

Примером идеального города-сада, каким его представляли в конце XIX- начале XX в., был город Лечворс, расположенный в 55 км от Лондона. Автор проекта - Э. Ховард (1850-1928). Этот город должен был соединить в себе достоинства города и дерев­ни. Согласно проекту он имел форму круга диаметром около 22 км. В центре города про­ектировались площадь-цветник, от которой 6 радиусами расходились бульвары шириной 125 м. и парк с главными зданиями. В 1903- 1914 гг. город был построен, его главной достопримечательностью стало обилие зе­лени. Однако социальные идеи остались утопией.

Таким образом, в рассмотрен­ный период времени наблюдается расширение функций ландшафтного искусства. Кроме садов и парков в сферу его деятельности вошел целый ряд новых объектов - скверы, буль­вары, общественные сады, лесопар­ки как составные части городской среды, а также национальные пар­ки как природоохранные и рекреа­ционные территории. Можно сказать, что терминологически ландшафт­ное искусство перестает быть сино­нимом садово-паркового искус­ства (более узкого по своему значе­нию).

Расширение функций ландшафт­ного искусства проявляется и в необ­ходимости решения новых социаль­ных задач, направленных на обеспе­чение отдыха широких слоев населе­ния. Это обусловило создание много­функциональных парков со своей пространственной структурой и пла­нировкой.

Для общественных парков этого периода характерны следующие черты:

- функциональное зонирование территории;

- использование открытых прост­ранств полян не только в декоратив­ных целях, но и для различных ви­дов отдыха;

- сочетание криволинейных про­гулочных дорог с прямыми деловы­ми и введение кольцевых периметральных маршрутов;

- использование широкого ас­сортимента растений, включающего экзоты:

- создание «внутренних са­дов» - дендрариев, ботанических садов, моносадов и др.


Наши рекомендации