Глава 1. регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА 6
лава 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве 7
§ 1. Садово-парковое искусство Древнего мира 7
§ 2. Сады средневековья 15
§ 3. Итальянские сады эпохи Возрождения 20
§ 4. Садово-парковое искусство Франции XVII в 25
§ 5. Регулярные сады России 32
Глава 2. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве 51
§ 6. Садово-парковое искусство Китая и Японии 51
§ 7. Пейзажные парки Европы XVIII-начала XIX в. 58
§ 8. Русские пейзажные парки 64
Глава 3. Ландшафтное искусство второй половины XIX - начала XX в. 77
Глава 4. Ландшафтное искусство СССР 83
Глава 5. Современное ландшафтное искусство за рубежом 88
Раздел II. ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 93
Глава 6. Физико-географическое районирование СССР. Понятие о ландшафте и его взаимосвязи с ландшафтным искусством 93
Глава 7. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства и ее связь с компонентами естественного ландшафта 100
§ 9. Типы пространственной структуры 101
§ 10. Соотношение типов пространственной структуры 105
§ 11. Композиции открытых пространств (полян и партеров) 108
§ 12. Рельеф 11б
§ 13. Вода 126
§14.Растительность 135
Глава 8. Средства ландшафтной композиции 155
§ 15. Пространственные формы в ландшафтном искусстве, их свойства и соотношения 155
§ 16. Цвет 158
§ 17. Освещенность (светотеневые отношения) 165
§ 18. Перспектива 169
§19. Единство и соподчиненность 174
Глава 9. Композиция паркового пейзажа 182
§ 20. Взаимосвязь ландшафтного искусства с пейзажной живописью 182
§ 21. Композиция пейзажных картин 186
§ 22. Пейзажное разнообразие 197
Глава 10. Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства 206
Приложение 217
Список литературы 222
ВВЕДЕНИЕ
В планах народнохозяйственного развития нашей страны, направленныхна неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа, важное место занимает решение задач по улучшению градостроительства и благоустройства городов и поселков, развитию сети спортивных и лечебно-курортных учреждений, охране окружающей среды, сохранению и восстановлению памятников истории и культуры, повышению культурного обслуживания советских граждан. Необходимость решения этих задач отражена в решениях XXVII съезда Коммунистической партии и сформулирована в важнейших партийно-правительственных документах.
Так, «Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы инапериод до 2000 года» планируется рекультивировать около 660 тыс. га земель; продолжить создание и улучшить благоустройство зеленых зон городов и поселков, расширить сеть заповедников, национальных парков, заказников и других охраняемых природных территорий; повысить качество архитектурных и градостроительных решений; улучшить благоустройство городов, их озеленение и санитарно-техническое состояние; продолжить развитие сети санаторно-курортных учреждений; удовлетворить духовные потребности советских людей. В новой редакции Программы КПСС говорится: «Более высокие требования будут предъявляться к архитектуре, эстетическому оформлению и благоустройству городских и сельских поселений».
Реализация всех этих задач неразрывно связана с озеленением населенных мест, которое является обширной разветвленной системой хозяйственной деятельности. В функции озеленения входят проектирование, строительство, формирование и эксплуатация озелененных территорий различныхкатегорий, включающих:
- систему озелененных территорий города - общегородские и районные парки, сады микрорайонов, участки в жилых массивах, улицы, бульвары, скверы и др.;
- загородные рекреационные территории - зеленые зоны, лесопарки, зоны и базы отдыха;
- внегородские территории различного профиля: парки - памятники истории садово-паркового искусства (или исторические парки), парки лечебно-курортных учреждений, национальные парки.
Помимо этого озеленение связано с такой областью деятельности, как районная планировка и ландшафтная организация обширных территорий регионального масштаба (например, Нечерноземье, Прибалтика, Черноморское побережье Кавказа и т. д.). Все эти территории, каждая по-своему, требуют определенной пространственной организации, решения своих композиционных и эстетических задач.
Эти задачи и призвано решать ландшафтное искусство.
Ландшафтное искусство - это один из видов искусства, существующий наравне с остальными (живописью, скульптурой, музыкой) и соответственно представляющий собой «особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в котором органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по Законам красоты» (Словарь по эстетике. М., Политиздат, 1964).
В сферу деятельности ландшафтного искусства входит объемно-пространственная организация различных территорий с помощью компонентов природного ландшафта, архитектурных и инженерных сооружений. Одна из важнейших задач ландшафтного искусства - формирование здоровой и эстетической полноценной среды для жизни человека. В этом смысле ландшафтное искусство сходится с ландшафтной архитектурой. Но вместе с этим оно представляет собой «определенный качественный уровень ландшафтной архитектуры» (Кохно Б.И. Памятники истории советского государства. Л., Знание, 1986, с. 3).
Ландшафтное искусство выросло из садово-паркового, которое было направлено на создание садов и парков. С середины XIX в. в результате роста и развития городов, вызванных развитием капитализма, появились новые категории озелененных территорий - скверы, бульвары, общественные парки, лесопарки и национальные парки. Эти новые объекты по своим функциям существенно отличались от традиционных садов и парков и требовали своего пространственного и художественного решения. При их строительстве мастера опирались на традиции садово-паркового искусства, вместе с этим формировались планировочные приемы, отвечающие новым требованиям времени.
Таким образом, садово-парковое искусство - это не только этап в развитии ландшафтного искусства, но и фундамент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.
В состав основополагающих задач ландшафтного искусства входит создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, т.е. отвечающих своему назначению.
Специфика ландшафтного искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа: рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ, составляет суть ландшафтного искусства.
Ландшафтное искусство вместе с архитектурой и градостроительством относится к группе пространственных видов искусства и призвано организовывать пространственную среду с помощью природного материала. Формирование пространства в ландшафтном искусстве подчиняется экологическим, функциональным и эстетическим требованиям.
Экология в ландшафтном искусстве имеет двоякий характер: экология человека и экология растений.
В первом случае необходимо формирование комфортной среды для человека (включающей температуру и влажность воздуха, ветровой режим, инсоляцию), во втором - обеспечение благоприятных условий для произрастания растений. Так, в жарком климате для человека необходимо создать тень и прохладу, обеспечить полив растений. Поэтому в южных садах и парках преобладают закрытые озелененные пространства с разнообразными водными устройствами. В северных широтах, наоборот, нужны открытые, освещенные солнцем пространства, достаточно прогреваемые и защищенные от неблагоприятных северных ветров.
Функциональные требования направлены главным образом на организацию самых разнообразных видов полноценного отдыха населения.
Решение эстетических задач подчинено социальным требованиям общества: каждая общественная формация имеласвои идеалы, которые находили образное выражение в садах и парках. Вместе с тем эстетика парковой среды носит более широкий характер, направленный на формирование пространствасредствамигармонизации.
Таким образом, ландшафтное искусство тесно связано как с биологическими науками (экологией, дендрологией, почвоведением и др.), так и с архитектурой, опирающейся на инженерные науки, В своем развитии от садов древности до наших дней оно накопило немало классических примеров, которые актуальны и в наше время. Поэтому изучение теории композиции ландшафтного искусства немыслимо без предшествующего опыта паркостроения.
В настоящем учебнике курс ландшафтного искусства включает два раздела: I. История ландшафтного искусства.II. Теория ландшафтного искусстваи основы проектирования.
В первом разделе кратко излагаются ход формирования садов и парков и развитиеих композиционных приемов с учетом социальных и природных условий.
Второй раздел посвящен теоретическим вопросам ландшафтного искусства и основам композиционного проектирования объектов озеленения. Сюда вошли положения географического ландшафтоведения и его связи с ландшафтным искусством. Освещены узловые вопросы теории композиции и объемно-пространственной структуры паркового ландшафта. Изложены принципы использования средств гармонизации пространства. Рассмотрены приемы построения пейзажных композиций с учетом классических традиций и современных тенденций. Даны методические основы предпроектной оценки территорий.
РАЗДЕЛ 1
ИСТОРИЯ
ЛАНДШАФТНОГО
(САДОВО-ПАРКОВОГО)
ИСКУССТВА
Сады и парки формировалисьнапротяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства - архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социальногострояи,приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве (поскольку основные приемы сформировались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафтное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусство») находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.
В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими установками и техническими возможностями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и определял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.
Для регулярного стилевого направления характерны геометрическая сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архитектур но обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников иих стрижка. В этугруппу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады средневековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII-первой половины XVIII в.
Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому направлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII – начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX-XX вв. Это подразделение несколько условно, так как а парках одного направления часто присутствуют приемы другого. Для парков нашего столетия, включая и современные, характерно почти равноправное участие приемов обоих направлений.
В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комплекса планировочных и композиционных черт, формируются парки, существенно различающиеся между собой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исторической эпохе, экономике, природным условиям, эстетическим воззрениям общества - словом, всему тому, что формирует стиль эпохи и соответственностиль в садово-парковом искусстве.
Рассматривая стиль в садово-парковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленинской эстетики, его можно охарактеризовать не просто как набор регулярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природными, социально-историческими и даже национальными особенностями.
Египет
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.
Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, – гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.
История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:
Древнее царство – 3200-2400 гг. до н.э.,столица - Мемфис. Среднее царство XXII-XVIII вв. до н.э.. объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII-XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с Х в. до 332 г. н.э. т.е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу - Александрию.
Период существования Древнего царства характеризуется строительством пирамид. Среднего-мощным ирригационным строительством и сооружением Фаюмского водохранилища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период развития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплексов.
За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейнуюсетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов» [11, с. 16]. Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м). рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.
В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении. - Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.
В качестве примера приводится план египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилотами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.
Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:
- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формированием замкнутых композиций;
- наличием водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использованием ритма как композиционного приема;
- применением аллейных и рядовых посадок;
- использованием экзотов в ассортименте древесных растений.
Ассиро-Вавилония
Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египетскому, на север, от плодородных лессовых земель в сторону полупустынных горных районов с более прохладным климатом. Так, к северу от Вавилона в зимний период шли холодные дожди, а еще севернее - снег. Местами в этих районах произрастали леса.
Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохранению памятников культуры государств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государства объединялись под властью одного из них, строились города, дворцы, храмы, создавались сады. В пестрой истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII-VIIвв.до н. э.).
Основным строительным материалом был сырцовый кирпич - материал крайне непрочный, что также явилось причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры.
Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную форму и были окружены кольцом крепостных стен, иногда двойным или тройным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застройка плотнее. В архитектурных комплексах развитие композиции происходило не по продольной осп, применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н. э.), которые расширил и возобновил Навуходоносор-II.
На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садив Семирамиды. Согласно этим данным, сады (точнее - сад) представляли собой ряд возвышающихся террас - отсюда, вероятно, и множественное число «садов», принятое в древних описаниях.
Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям число террас было больше). Нижняя размером 45х40 м имела высоту 8 м, вторая – 40х30х13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2м, на следующих - 1 м. На нижних террасах росли деревья, на верхних - кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем - слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата.
Этот сад существенно отличался от египетского плоского замкнутого сада. Тем не менее наличие искусственных террас, их осевое построение и органичное включение сада в регулярную сетку плана города позволяют отнести его к числу регулярных.
Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России («верховые» сады Московского Кремля, конец XVII в.). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах.
Помимо рассмотренного небольшого сада имеются также скупые сведения об обширном парке, созданном ассирийским царем Саргоном II
В. VIII б, до н. э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран, - кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.
Античная Греция
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт. В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или античная культура занимает особое место.
В истории культуры античной Греции различают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX-XIII вв. до н. э.), Гомеровская (XII-VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII-VI вв. до н. э.), Классическая (V-IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III-I вв. до н. э.).
Греция Архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море - Ольвия, Херсонес, Феодосия, фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ордерная система. Ордер (order - порядок) представляет собой определенную совокупность архитектурных элементов, цельную художественную систему сочетаний конструктивных и декоративных ч ас гей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных сооружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формируются дорический и ионический ордеры.
Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской мирской державы. Политический строй - рабовладельческая республика. В 460 г. до н.э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпохи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Греции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета- Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы. Дорический и ионический ордеры достигли совершенства и дополнились новым - коринфским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе - горе, возвышающейся над Афинами, - Перикл построил Парфенон в честь богини Афины. Замечательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государства, его культуры.
Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных монархий. В IVв. до н.э. царь Македонии (Одно из северных государств Балканского полуострова) Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. После его смерти империя распалась на ряд государств. В Эллинистический период развертывается строительство общественных сооружений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развивается благоустройство и озеленение городов.
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
Священные рощи - герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.
Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий.
Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.
Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.
В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из полезности и качества самого устройства складывалось представление о его красоте.
Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не только уже рассмотренные типы озелененных территорий Греции,но и теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей античности.
В античной Греции была разработана система пропорций - принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении - планировочном решении ансамблей.
Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на скалистом холме и представляющего собой комплекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. "В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.
В 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.
Древний Рим
Римское государство начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.
В истории Древнего Рима выделяют три эпохи. Эпоха царей (VIII-VI вв. до н. э.) характеризуется формированием рабовладельческого строя. Эпоха республики (VI-I вв. до н. э.) - Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство. Эпоха империи (I-V вв.н.э.) - определяется значение Рима как государственного центра. Разворачивается градостроительство-строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенствуется композиционное решение архитектурных ансамблей. В конце III в. н.э. упадок рабовладельческой системы обусловил кризис империи. В 410 г. н. э. Римская империя пала под ударами вестготов.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н. э. до 1 в. н. э.
Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке,-буксус, лавр. мирт.Изцветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
К I в. н. э. сформировались следующие типы садов.
Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.
Городские общественные сады. устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильныйтип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой. Размеры таких дворов были. различны: 9х20 (в доме Веттиев), 28х22 (в доме Фавна). Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.
Сады при виллах и дворцах имели различное назначение -от чисто хозяйственногодо увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницыещене имели композиционного значения.
Элементы сада размещались случайно.
На примереэтих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка,так и целые садовые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.
Сад-ксист (плоский сад)имел вид партераи былсвязан с портиком дома.
Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое назначение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего.
Интересна также вилла «Тибуртина» императора Адриана (117-138 гг. н. э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи - Академия, Ли-кей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и Многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом.
Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пер-гол, аллей);- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при виллах);
- отсутствие композиционного единства в садах.
Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.
САДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья.
Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках рождалось новое человеческое общество. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтожение рабства, смена его феодальным строем» (И. Николаев. Профессия архитекторам.. 1984, с. 145).
В истории архитектуры средневековье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.
Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарст