По диагностикеи мониторингу технического состояния

ИНСТРУКЦИЯ

По диагностикеи мониторингу технического состояния

Искусственных сооружений

Москва 2017

Предисловие

1. Разработана: Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС). Исполнители: Яшнов А.Н., Кузьменков П.Ю., Кондратов В.В., Мухина М.А., Шейкин А.А., Снежков И.И., Чаплин И.В.

2. Внесена: Управлением пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»

3. Утверждена и введена в действие:

4. Введена впервые.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Обозначения и сокращения
5. Общие положения
6. Классификация дефектов и повреждений
6.1. Виды дефектов
6.2. Дефекты и повреждения мостового полотна
6.3. Дефекты и повреждения элементов клепаных пролетных строений
6.4. Дефекты и повреждения элементов сварных и болтосварных пролетных строений  
6.5. Дефекты и повреждения элементов сталежелезобетонных пролетных строений  
6.6. Дефекты и повреждения элементов железобетонных пролетных строений (включая балочные и арочные пролетные строения)  
6.7. Дефекты и повреждения опорных частей
6.8. Дефекты и повреждения опор мостов
7. Методики обследования мостов
7.1. Общие положения
7.2. Методика обследования мостового полотна
7.3. Методика обследования металлических пролетных строений (включая клепанные, сварные, болтосварные и сталежелезобетонные конструкции)    
7.4. Методика обследования железобетонных пролетных строений мостов (включая балочные и арочные пролетные строения)  
7.5. Методика обследования опорных частей
7.6. Методика обследования элементов опор
8. Диагностика технического состояния искусственных сооружений
8.1. Методика проверки габарита
8.2. Измерение геометрических параметров
8.3. Проверка толщины лакокрасочного покрытия металлических конструкций  
8.4. Определение прочности бетона конструкций
8.5. Определение состояния арматуры в бетоне
8.6. Определение защитных свойств бетона
8.7. Определение влажности бетона в конструкции
8.8. Определение толщины защитного слоя бетона
8.9. Инструментальное обследование трещин в железобетонных мостовых конструкциях  
8.10. Вихретоковая дефектоскопия трещин в стальных элементах конструкций  
8.11. Вибродиагностика
8.12. Тензодиагностика
9. Организация системы мониторинга технического состояния
9.1. Общие требования
9.2. Технические средства диагностики и мониторинга
10. Техника безопасности при проведении диагностики и мониторинга
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение А (справочное). Дефекты рельсового пути
Приложение Б (справочное). Дефекты элементов клепанных пролетных строений  
Приложение В (справочное). Дефекты элементов сварных и болтосварных пролетных строений  
Приложение Г (справочное). Дефекты сталежелезобетонных пролетных строений  
Приложение Д (справочное). Дефекты железобетонных пролетных строений  
Приложение Е (справочное). Дефекты и повреждения опорных частей
Приложение Ж (справочное). Дефекты и повреждения опор мостов
Приложение И (рекомендуемое). Технические средства диагностики и мониторинга  
Приложение К (рекомендуемое). Форма ведомости дефектов
Приложение Л (справочное). Контроль положения опорных частей
Приложение М (рекомендуемое). Контроль положения опор по результатам наблюдений за смещениями опорных частей  
Приложение Н(рекомендуемое). Расчет индекса рисков
Приложение П (обязательное). Требования по допускаемым погрешностям измерения различных величин  



Введение

Работа выполнена в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2016 год, утвержденного протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от 29 октября 2015 г. № 40, согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 1 февраля 2016 г. № 164р«О корректировке плана научно-технического развития ОАО«РЖД» на 2016год». Тема работы «Разработка инструкции по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений» представляет собой новую разработку.

Настоящая Инструкция по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений разработана на основе изучения и обобщения многолетнего опыта эксплуатации пролетных строений железнодорожных мостов и научно-исследовательских работ, выполненных в этой области.



Область применения

1.1.Настоящая Инструкция предназначена для использования подразделениямии филиалами ОАО «РЖД», а также подрядными организациями,выполняющими работы пообследованию и мониторингу мостов, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержаниюискусственных сооружений (в соответствии с заключенными договорами).

1.2. Настоящая Инструкция распространяется на диагностику и мониторинг технического состояния искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, тоннелей, водопропускных труб, лотков, галерей, селеспусков и т.д.), расположенных на железнодорожных линиях общего и необщего пользования, независимо от класса железнодорожных путей, на которых осуществляется движение поездов с наибольшими установленными скоростями: высокоскоростные – до 400 км/ч, пассажирские – до 140 км/ч, рефрижераторные – до 120 км/ч, грузовые – до 90 км/ч.

1.3. Помимо настоящейИнструкции при решении вопросов, связанных с содержанием искусственных сооружений, следует руководствоваться нормативными документами Российской Федерации (государственные стандарты, своды правил, строительные нормы и правила) и нормативно-техническими актами ОАО «РЖД».

1.4. Дополнительные требования к искусственным сооружениям (сооружениям) на участках, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 140 км/ч, устанавливаются в соответствии с Техническим регламентом ТС«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011г. № 710.

Нормативные ссылки

В настоящей Инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Градостроительныйкодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

ГОСТ 8.050-73. Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений;

ГОСТ 8.051-81. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм;

ГОСТ 8.549-86. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм с неуказанными допусками;

ГОСТ 12.0.004-90. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения;

ГОСТ 166-89. Штангенциркули. Технические условия;

ГОСТ 427-75. Линейки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 4919.1-77. Реактивы и особо чистые вещества;

ГОСТ 5180—2015. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик;

ГОСТ 5382-91. Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа;

ГОСТ 7502-98. Рулетки измерительные металлические. Технические условия;

ГОСТ 9238-2013. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений;

ГОСТ 10528-90. Нивелиры. Общие технические условия;

ГОСТ 15140-78. Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии;

ГОСТ 16017-2014. Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкция и размеры. Технические требования;

ГОСТ 17624-2012. Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности;

ГОСТ 17625-83. Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры;

ГОСТ 18105-2010. Бетоны. Правила контроля и оценки прочности;

ГОСТ 21778-81. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения;

ГОСТ 21718-84. Материалы строительные. Диэлькометрический метод измерения влажности;

ГОСТ 22690-2015. Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля;

ГОСТ 22904-93. Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры;

ГОСТ 23615-79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности;

ГОСТ 23616-79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Контроль точности;

ГОСТ 24846-2012. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений;

ГОСТ 26433.2-94. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений параметров зданий и сооружений;

ГОСТ 26433.0-85. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения;

ГОСТ 26433.2-94. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений параметров зданий;

ГОСТ 27751-2014. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения;

ГОСТ 28570-90. Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций;

ГОСТ 30416-2012. Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения;

ГОСТ 30672-2012. Грунты. Полевые испытания. Общие положения;

ГОСТ 31993-2013. Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия;

ГОСТ Р 22.1.12-2005. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования;

ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения;

ГОСТ Р 22.0.05−94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения;

ГОСТ Р 51901.1−2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем;

ГОСТ Р 55724-2013. Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые;

ГОСТ Р ИСО 12718-2009. Контроль неразрушающий. Контроль вихретоковый. Термины и определения;

ГОСТ Р 55613-2013. Контроль неразрушающий вихретоковый. Меры образцовые для поверки толщиномеров неорганических покрытий. Общие положения;

ГОСТ Р 51774-2001. Тахеометры электронные. Общие технические условия;

ГОСТ Р 51694-2000. Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г.№ 286;

Положение по управлению состоянием инженерных сооружений, утвержденноераспоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г.№ 3224р;

СП 20.13330.2011. Свод правил. Нагрузки и воздействия.Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85, утвержденнаяприказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 787;

СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы.Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84, утвержденнаяприказом МинрегионаРоссии от 28 декабря 2010 г. № 822;

СП 46.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы.Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91, утвержденнаяприказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635;

СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.Актуализированная редакция СНиП 11-02-96,утвержденнаяприказом Госстроя России от 10декабря 2012 г. № 83/ГС;

СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции.Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, утвержденнаяприказом Госстроя России от 25 декабря 2012 г. № 109/ГС;

СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний.Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86, утвержденнаяприказом Минрегиона Россииот 30 июня 2012 г. № 273;

СП 119.13330.2012. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм.Актуализированная редакция СНиП 32-01-95, утвержденнаяприказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 276;

СП 126.13330.2011. Свод правил. Геодезические работы в строительстве.Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84, утвержденная приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/1;

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования,принятыепостановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство, принятые постановлением Госстроя России от 17сентября 2002 г. № 123;

Инструкция по содержанию искусственных сооружений,утвержденная МПС России 28 декабря 1998г. № ЦП-628;

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути,утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. №2791р;

Инструкция по применению конструктивно-технологических решений переходных участков на подходах к искусственным сооружениям для участков скоростного совмещенного движения, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2013 г. № 2754р;

Инструкция по применению охранных приспособлений на мостах, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2012 г. № 2709р;

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 16 октября 2000 г. ЦД-790;

Инструкция о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3154р;

Инструкцияпо измерению усилий натяжения высокопрочных болтовв эксплуатируемых мостах,утвержденная МПС России 20ноября 1997 г.;

Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений,ПОТ РО-32-ЦП-652-99, утвержденные МПС России 24 февраля 1999 г.;

Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи,утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» 19апреля 2016 г. № 699р;

Технические указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 12 октября 2011 г. № 2195р;

Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2794р;

Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3227р.

При использовании настоящей инструкции целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при использовании настоящей инструкции следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящейИнструкции применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. вибродиагностика:определение динамических параметров сооружения, характеризующих его состояние.

3.2. вид дефекта:классификационная группа, сформированная по общности одного или нескольких признаков (причин появления, механизма образования, внешних проявлений и других признаков, кроме классификации по возможным последствиям и качественной оценки предполагаемого ущерба от данного дефекта).

3.3. визуальный контроль:органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.

3.4. габарит приближения строений:предельное поперечное геометрическое очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не должны быть расположены какие-либо части сооружения или устройства.

3.5. габарит подмостовой:контур, образованный низом пролетного строения моста, судоходным горизонтом (уровнем проезда для путепровода) и внутренними гранями опор.

3.6. датчики:установленные в конструкции первичные средстваизмерениядля определения деформаций, перемещений, силовых воздействий,температуры и др. параметров.

3.7. дефект:любое отклонение от установленных требований нормативной и (или)конструкторской (проектной) документации.

3.8. дефектоскоп:устройство для обнаружения дефектов в конструкциях из различных металлических и неметаллических материалов методами неразрушающего контроля.

3.9. Диагностика:совокупность методов и средств, обеспечивающих процедуру получения данных о геометрических, физических и других характеристиках сооружения и дефектов.

3.10. диагностирование технического состояния:процесс определения фактических эксплуатационных свойств мостовых сооружений, идентифицирующих категорию технического состояния.

3.11. измерение:совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины.

3.12. измерительный контроль:контроль, осуществляемый с применением средств измерений.

Примечание:диагностика предполагает разовые измерения контролируемых количественных параметров сооружения или фиксация качественных параметров с целью оценки влияния изменений на техническое состояние сооружений.

3.13. искусственные сооружения:мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, акведуки, тоннели, акватоннели, водопропускные трубы, дюкеры, сифоны, поперечные лотки, галереи, подпорные стенки, пешеходные мосты и тоннели.

3.14. конструкция:часть мостового сооружения, состоящая из конструктивно объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).

3.15. марки:фиксирующие элементы, жестко закрепленные на конструкции, используемые для снятия показаний съемными приборами.

3.16. метод измерений:способ использования принципов измерений и средств измерений.

3.17. метод тензометрии:Измерение деформаций твёрдых тел с помощью специальных измерительных устройств – тензометров, дающих возможность получить результаты измерения прямым или косвенным путём.

3.18. мониторинг:специально организованное систематическое наблюдение за техническим состоянием сооружения с целью его контроля, оценки и прогноза изменений на основе выполнения процедур диагностики непрерывно или с определенной периодичностью:

автоматизированный– контроль технического состояния с помощью специализированных автоматизированных комплексов;

неавтоматизированный – визуальный и измерительный контроль основных параметров, характеризующих состояние сооружения, специалистами отвечающими за содержание сооружения.

3.19. обследование:контроль технического состояния, осуществляемый согласно требованиям СП 79.13330.2012.Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний.Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86,утвержденная приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 273 (далее – СП 79.13330.2012), с целью выявления технического состояния, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции мостового сооружения или в других целях.

3.20. органолептический контроль:контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств.

3.21. погрешность измерения:отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.

3.22. проектная документация на систему мониторинга:совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

3.23. прямое измерение:измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.

3.24. рабочая документация на систему мониторинга:совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения оборудованием, изделиями и/или материалами для изготовления строительных изделий, в объеме и составе, определенными национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС).В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.

3.25. система мониторинга:совокупностьфункционально объединенных средств мониторинга, установленных на мосту исвязанных с ним объектах, обеспечивающих измерение физических величин,передачу, обработку, накопление и предоставление информации обслуживающемуперсоналу.

3.26. средство измерений:техническое средство, предназначенное для измерений.

3.27. средства мониторинга:технические устройства, вещества и (или) материалы, используемые для проведения мониторинга моста.

3.28. строительный контроль:комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ.

3.29. тензометрия:экспериментальныйспособ измерения напряжённого состояния конструкций, основанный на измерении местных деформаций.

Примечание:объектами могут быть мостовые сооружения, группы конструкций, конструкции, а также их элементы.

3.30. технический объект (объект):любая функциональная единица определенного целевого назначения (система, подсистема, элемент, устройство), которую можно рассматривать в отдельности в периоды проектирования, строительства, эксплуатации, изучения, исследования и испытаний.

3.31. Техническое состояние мостового сооружения:совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения, характеризуемая в определенный момент времени показателями, параметрами, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на объект:

исправное–состояние, при котором объект соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации;

нормативное–состояние, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния сооружения соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения;

работоспособное– состояние, при котором количественные и качественные значения параметров, характеризующих способность сооружения выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации;

допустимо-работоспособное –состояние, при котором имеются повреждения и дефекты, дальнейшее развитие которых может понизить несущую способность конструкции или привести ограничению их работоспособности;

ограниченно-работоспособное– состояние, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо после проведения необходимых мероприятий по восстановлению или усилению и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

3.32. точность измерений:качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины.

3.33. элемент:составная часть сложного технического объекта, рассматриваемая при проведении анализа как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению, имеющая самостоятельные характеристики, используемые при расчетах, и выполняющая определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу представляет собой систему.

Обозначения и сокращения

В настоящейИнструкции применены следующие обозначения и сокращения:

ИССО – искусственное сооружение;

ПС – пролетное строение;

ОЧ – опорная часть:

ШСОЧ – шаровая сферическая ОЧ;

ПОЧ – подвижная ОЧ;

ПТОЧ – подвижная тангенциальная ОЧ;

ПСОЧ – подвижная секторная ОЧ;

ПКОЧ – подвижная катковая ОЧ;

НОЧ – неподвижная ОЧ;

КЭ-модель– расчетная конечно-элементная модель конструкции;

НДС – напряженно-деформированное состояние;

НЛС – наземное лазерное сканирование;

СМИК –Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций;

ЕК АСУИ ИССО – единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой (подсистема по искусственным сооружениям).

Общие положения

5.1. Диагностика и мониторинг технического состояния искусственных сооружений должны обеспечивать повышение безопасности движения поездов по ИССОи снижение затрат на их эксплуатацию за счет оптимизации сроков и состава ремонтных работ в соответствии с фактическим состоянием конструкций.

5.2. Обеспечение полноты и достоверности сведений о техническом состоянииискусственных сооружениях,как основы для принятия решений, является первостепенной задачей структурных подразделений Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры.Выполнение работ по диагностике и мониторингу состояния искусственных сооружений осуществляют сетевые станции по обследованию и испытанию искусственных сооружений ОАО «РЖД»; в этих работах на конкурсной основе принимают участие научно-исследовательские институты (Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта – НИИ мостов, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» – АО «ВНИИЖТ» и др.), образовательные учреждения высшего профессионального образования – университеты путей сообщения, проектные институты (АО «Росжелдорпроект» и др.).

5.3. Ответственность за достоверность и полноту данных о техническом состоянииискусственных сооружений несет исполнитель работ по диагностике и мониторингу. Контроль достоверности оценки технического состояния сооружений осуществляют независимые от Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры организации–сетевые станции по обследованию и испытанию искусственных сооружений ОАО «РЖД»и специализированные подрядные организации.

5.4. Хранение и ведение данных о диагностике и мониторингетехнического состояния ИССО ведется в «Единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой»(ЕК АСУИ). Бумажные формы отчетных и учетных документов формируют преимущественно с помощью автоматизированной системы, и они подписываются ответственными лицами в установленном порядке.

5.5.С целью повышения производительности труда и обеспечения целостности данных при выполнении работ по диагностике и мониторингу рекомендуется применять мобильные средства, обеспечивающие автоматизированную передачу информации об инцидентах, собираемой в полевых условиях, в базу данных ЕК АСУИ ИССО.

5.6. При организации диагностики и мониторинга искусственных сооружений необходимо учитывать особые условия их работы, к которым относятся повышенное воздействие обращающейся нагрузки, линии скоростного и высокоскоростного движения, сложные климатические условия, эксплуатация сооружений, имеющих существенные и массовые дефекты, повреждения и отступления от требований нормативных документов.

5.7. Планирование работ по организации диагностики и мониторинга, должно осуществляться согласно методологии УРРАН на основе анализа надежности, рисков и стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры. Если уровень риска несвоевременного обнаружения критического дефекта слишком высок при обычном режиме надзора, требуются более частые детальные диагностические обследования, вплоть до постоянного мониторинга. Вывод о необходимом режиме проведения работ по диагностике и мониторингу должен быть сделан на основе анализа ожидаемой интенсивности отказов и их последствия.

5.8. Сбор сведений о фактическом состоянии инженерных сооружений иконтроль технического состояниянеобходим для выстраивания оптимальной стратегии содержания и ремонта. Контроль состояния в процессе содержания осуществляют периодически, а в процессе производства ремонтных работ контроль должен быть постоянным.Для аварийных сооружений сбор данных об их надежности должен быть организован на основе непрерывного автоматизированного мониторинга.

Виды дефектов

Различают категории дефектов по безопасности, долговечности, грузоподъемности и ремонтопригодности.

По значимости (степени опасности) дефектов различают: малозначительные дефекты, при которых техническое состояние сооружения остается работоспособным;допустимо-значительные, при которых техническое состояние сооружения переходит в допустимо-работоспособное;значительные при которых техническое состояние сооружения становится ограниченно-работоспособным. Малозначительные дефекты отнесены к I категории, допустимо-значительные -ко II категории, значительные – к III категории.

Также следует классифицировать дефекты и повреждения: по виду повреждения, по времени возникновения, скорости его развития, принадлежности к определённым конструкциям и частям конструкций, частоте появления.

По видам конструкций различают дефекты деревянных, каменных, железобетонных, металлических и сталежелезобетонных мостов, каменных, бетонных и железобетонных опор.

По конструктивным частям мостовых сооружений различают дефекты мостового полотна, пролетных строений, опор, фундаментов и опорных частей.

По времени возникновения: проектные, технологические, строительные, эксплуатационные.

По скорости развития до опасной стадии существуют повреждения развивающиеся: мгновенно (например, трещины при хрупком разрушении металлических элементов; потеря устойчивости); быстро (например, усталостные макротрещины); постепенно (например, расстройство болтовых и заклёпочных соединений, коррозия материалов).

По частоте появления существуют повреждения: массовые, часто встречающиеся и редко встречающиеся.

По виду различают: отклонения от требований нормативной и проектной документации; дефекты бетонирования, температурно-усадочные повреждения, трещины в бетонных и железобетонных конструкциях (силовые и коррозионные), сколы (механические и силовые), разрывы арматурных элементов, коррозионные повреждения материалов; расстройство соединений (заклепочных, болтовых, сварных); усталостные повреждения в виде трещин в элементах или полностью разрушенные элементы; потеря местной или общей устойчивости отдельных элементов или их частей; погнутости, вмятины, местные искривления и трещины в металле в результате механических повреждений; дефекты сварных швов и околошовной зоны металла; дефекты сопряжения плиты с металлической балкой в сталежелезобетонных конструкциях; деформации опорных частей (сдвиги, перекосы, угон катков, развал катков); повреждения в опорных частях; деформации опор (крены, просадки, выпучивание, сдвиги); дефекты от сейсмического воздействия и др..

Дефекты рельсового пути

6.2.2.1. Уклоны рельсового пути

Железнодорожные мосты с безбалластной проезжей частью на мостовых брусьях располагаютсяна прямых участках пути, горизонтальных площадках или уклонах не круче 4 ‰. Расположение таких мостов на уклонах круче 4 ‰, а на железных дорогах предприятий – также на кривых в плане допускается только при технико-экономическом обосновании. Допускаемые отклонения приведены в пункте А.1 приложения А.

6.2.2.2. Профиль рельсового пути

Профиль рельсового пути на мосту должен иметь плавное очертание. В каждом пролете металлических мостов стрела подъема рельсов должна быть равна, как правило, 1/2000 длины пролета, но не более 1/1000 пролета.

Стрела подъема рельсов на безбалластных железобетонных плитах должна находиться в пределах от 1/1500 до 1/2000длины пролета.

При движении пассажирских поездов со скоростями более 141 км/час стрела подъема рельсового пути на металлических разрезных и крайних пролетах неразрезных пролетных строений мостов должна быть в пределах 1/2500-1/3000, а в средних пролетах неразрезных систем - 1/5000-1/6000 величины расчетного пролета. До сплошной смены мостовых брусьев разрешается сохранять существующий подъем рельсового пути со стрелой не более 1/2000 величины пролета. На железобетонных пролетных строениях рельсовому пути должен придаваться подъем только в случаях, предусмотренных проектом.

6.2.2.3. Отклонение оси верхнего строения пути

Допускаемые отклонения оси верхнего строения пути от оси пролетного строения приведены в пункте А.2 приложения А).

6.2.2.4. Ширина колеи

Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более – 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

при радиусе от 349 м до 300 м, в т.ч. на железобетонных шпалах при радиусе 299 м и менее – 1530 мм, – 1520 мм; – 1535 мм.
   

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи – 1524 мм. При этом на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе от 650 до 450 м при радиусе от 449 до 350 м при радиусе от 349м и менее – 1530 мм; – 1535 мм; – 1540 мм.

Допускаемые отклонения приведены в пункте А.3приложения А.

6.2.2.5. Уровень, перекос, просадка рельсового пути

Содержание верхнего строения пути в прямых участках с возвышением одного рельса над другим на 6 мм для обеспечения более плавного хода поездов при езде на балласте допускается на всех мостах, а при езде на мостовых брусьях или безбалластных железобетонных плитах – только на мостах длиной не более 25 м с ездой поверху.

Допускаемые отклонения приведены в пункте А.4приложения А.

6.2.2.6. Стыки рельсов

Стыки рельсов на мостах необходимо располагать по наугольнику.

Рельсовые стыки не должны располагаться над разрывами продо<

Наши рекомендации