Модификация кварцевых часов «Свотч».
Швейцария, 1986
МОДЕРНИЗАЦИЯ - изменение структуры или компонентов объекта, вызванное необходимостью соответствия изменившейся социокультурной ситуации. Модернизация сообщает объекту новые или улучшенные потребительские качества и образ, более соответствующий эстетическим запросам социума.
МОДИФИКАЦИЯ - изменение отдельных параметров изделия (объекта) с целью более полного соответствия его изменившимся требованиям — эксплуатационным, технологическим или эстетическим. При подобном изменении структура изделия практически не затрагивается.
МОНОСЕРИЯ — в графическом дизайне — серийные тексты, где важен порядок их расположения, фиксированная последовательность и заданное количество.
Особенностью М. является то, что семантизации (смыслообразованию) здесь подлежит сам процесс програм-
Копировальный аппарат «Гештетнер» до и после модернизации, осуществленной по проекту Р. Лоуи, 1929
мированного изменения текста. Любые процессы и объекты, подлежащие визуализации, которые протекают во времени и в которых происходит ка-кая-либо смена состояний, могут быть переданы с помощью М.: процессы изменения, упорядочивания, движения, роста, направленности и т.д. Деятельность дизайнеров-графиков, освоивших методы визуализации посредством
Плакат:
а, б — варианты плаката «ИКСИД-73, КИОТО»; в— плакат выставки дизайна; г— плакат «Постер колор». Япония, 1973—1974
структуры и процесса, оказалась в значительной мере причастной к существенным переменам в средствах массовой коммуникации.
Монументализация среды -
стремление придать средовым объектам монументальный (величественный, серьезный, основательный) характер, подчеркивающий значимость объекта в жизни человека и общества (правительственные учреждения, банки, /мемориальные ансамбли и пр.).
Монументальность — одна из категорий оценки произведений искусства, соответствующая объектам, производящим впечатление величиной и мощностью, глубоким по содержанию. Это субъективная эмоционально-об-разная дефиниция, относящая произведение к «монументальному» полюсу шкалы оценок, противоположному произведениям «камерным», «интимным», развлекательным.
Термин «монументальность» широко употребляется при описании архитектурных и средовых объектов: «монументальный фасад», «монументальные пропорции» и пр.
Богатый набор средств М. представлен в истории архитектуры и искусства: крупный, значительный масштаб, массивность, простота форм, симметрия, статичность, величественные пропорции, ясная, спокойная композиция, подчеркнутая тектоничность, материальность и т.д.
В процессе исторического развития совокупность качеств М. архитектурных, средовых произведений меняется, пополняется новыми. Технический прогресс, общекультурное развитие находят свое отражение в современных монументальных произведениях, прививая им качества, прежде несвойственные М.: динамичность, асимметричность, атектоничносгъ, сложная, супрематическая композиция. Иначе говоря, трактовка понятия М. в теории и практике искусства меняется, расширяются границы ее понимания и возможности применения. И теперь к произведениям, обладающим качествами М., часто относят сложные промышленные комплексы, крупные инженерные сооружения (мосты, тоннели, плотины), производственные и научно-исследовательские установки (крекинги, радиотелескопы и пр.).
В произведении средового искусства степень М. целого является результатом совпадения проявлений этого свойства в архитектурно-пространственной ситуации и в характере сосредоточенной здесь деятельности и ее вещного оформления.
Однако проблема оценки соответствия М. среды и М. ее элементов (компонентов) пока решается интуитивно, эмпирически и ждет своего исследования.
монументально-декоративные средства - в дизайне сре-ды — система произведений скульптуры, живописи, пластики, приемов и форм, взятых из сферы изобразительного искусства, для формирования визуальных качеств и композиции среды.
Традиционно к М.-д.с. относят крупные памятники, монументы (скульптурные композиции, обелиски, стелы), подчиняющие себе пространственную ситуацию средового комплекса; рядовые скульптуры, росписи, витражи, объемные и цветовые декоративные пластические панно и решения, выполняющие роль акцентов в художественной структуре; орнаментальные лепные и цветные украшения, повышающие выразительность плоскостей ограждений, деталей фасадов и интерьеров, в том числе архитектурные детали (лепнина карнизов, капители и пр.). Все эти М.-д.с формируютстабильные художественные качества средовых объектов, усиливая изначальную пространственную композиционную идею.
Особую категорию средств художественной организации среды составляет разного родавременное убранство — цветные транспаранты, лозунги, объемные установки (арки, колонны), гирлянды, ленты, плакаты и прочее, создающие нужную атмосферу при «нештатном» использовании данного места (во время праздников, ритуальных торжеств и т.д.).
Исторически сложились довольно устойчивые формы применения М.-д.с. отдельно стоящих объектов, скульптурные или живописные заполнения фронтонов, роспись стен, орнаментация тяг, порталов и др., — как правило, следующих принципам архитектурной организации средового пространства. При этом, по определению, М.-д.с. выполняют либо задачи монументали-зации среды, придания ей торжественного, «значительного» образа, либо повышения декоративных качеств, яркости, цветности, свободы, разнообразия ощущений. Причем обе эти роли могут выполнять как орнаментально-абстрактные художественные построения, так и фигуративные изображения, несущие «описательную» информацию.
В последние годы в связи с расширением палитры художественных средств изобразительного искусства (появление кино- и телепроекции, газосветных установок, кинетических скульптурных композиций, суперграфики и др.), преобладанием произведений с нефигуративным содержанием, включением в орбиту художественного освоения визуальной среды декоративных свойств объектов, не несущих самостоятельной идейно-образной инфор-
Монументально-декоративные элементы среды:
a— игровая скульптура в жилом квартале. Германия; б— скульптуры из льда в зимнем Владимире; в— реклама на городской улице. Париж; г — «Дом Собаки», гостиница у автострады. ЮАР
«Новая монументальность»:
а— Атомиум в Брюсселе; б— мемориал Франклина. Филадельфия, США
rif^WI MnwMflllM
«Новая монументальность»: