Модель «сущность – связь» в нотации IDEF1X
Методология IDEF1X реализует представление ER-моделей (сущность – связь) и предназначена для разработки структур данных. Это отличает ее от методологии IDEF1, назначение которой состоит в структуризации существующей информации и обеспечении качественного менеджмента информационными потоками предприятия.
Наиболее широко методология IDEF1X используется в процессе проектирования баз данных. Пример фрагмента IDEF1X-диаграммы приведен на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4 – Модель предметной области как IDEF1Х-диаграмма
4.2 Анализ требований
Требования (requirements) – это возможности или условия, которым должна соответствовать система или проект. Требования разделяются на следующие категории:
- функциональные требования – свойства, возможности, безопасность;
- удобство – человеческий фактор, справочная система, документация;
- надежность – частота сбоев, возможность восстановления и предсказуемость поведения;
- производительность – время отклика, точность, доступность, использование ресурсов;
- возможность поддержки – адаптивность, возможность поддержки, соответствие международным стандартам, возможность конфигурирования;
- реализация – требования к ресурсам, языки и средства, аппаратное обеспечение;
- интерфейс – ограничения, накладываемые необходимостью взаимодействия с внешними системами;
- операции – управление системой и ее параметры;
- пакетирование;
- юридические вопросы – авторское право и т.п.
Обычно требования делят на две большие категории: функциональные (относящиеся к поведению) и нефункциональные (все остальные). Некоторые из этих требований (удобство, надежность, производительность и возможность поддержки) называются атрибутами качества (quality attributes).
4.2.1 Модель вариантов использования
В рамках Унифицированного процесса функциональные требования исследуются и формулируются в модели вариантов использования.
Вариант использования (use case) –это независящее от реализации высокоуровневое представление конкретной функции разрабатываемой системы. Вариант использования представляет собой последовательность действий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое внешним объектом (действующим лицом).
Диаграмма вариантов использования (рисунок 4.5) показывает взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами, отражая функциональные требования к системе с точки зрения пользователя.
Рисунок 4.5 – Диаграмма варианов использования
Разрабатывая диаграммы вариантов использования, придерживайтесь следующих простых правил:
- для идентификации вариантов использования перечислите все внешние события, на которые система должна каким-то образом реагировать;
- не моделируйте связи между действующими лицами (они не входят в состав разрабатываемой системы);
- не соединяйте варианты использования непосредственно, чтобы показать последовательность действий (для этого используйте диаграмму деятельности);
- для указания связей между вариантами использования применяйте отношения «использование» (uses) и «расширение» (extends).
Для подробного описания процесса обработки данных, реализуемого в рамках варианта использования, разрабатывается документ, называемый «поток событий»(flow of events). Обычно этот документ включает:
- краткое описание варианта использования;
- предусловия;
- основной поток событий варианта использования;
- альтернативные потоки событий;
- постусловия.
Таким образом, данный документ будет подробно описывать, что будут делать действующие лица, а что – сама система.
Графически основной поток событий конкретного варианта использования отображается на диаграмме последовательности (рисунок 4.6). Стрелки на диаграмме соответствуют сообщениям, которыми обмениваются объекты для выполнения требуемой функции.
Рисунок 4.6 – Диаграмма последовательности
Для уточнения взаимодействия между объектами в рамках варианта использования можно также использовать диаграммы кооперации, состояния и деятельности.
Прототип пользовательского интерфейса помогает в ходе определения требований понять и опрделить взаимодействие между действующими лицами – людьми и системой. При определении интерфейса используется модель интерфейса пользователя и эскизы экранных форм.