Историческая и художественная ценность памятника архитектуры.
Введение.
ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ.
Под термином памятник подразумевается историческая и художественная ценность архитектурного объекта.
Историческая ценность – выражается исторической информацией, источником которой служит памятник. К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях.
Историческая ценность памятника в том, что он служит историческим документом об:
- уровне развития производственных сил (Эйфелева башня);
- свидетельстве идеологии и духовной культуры;
- культурной связи определенной эпохи (миграции артелей строителей).
Примеры:
Ø Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фьюораванти) – построен в период становления русского национального государства
Ø Ансамбль Царского Села = А.С.Пушкин и др. деятели
Ø Триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники (Спас-на-Крови)
Художественная ценность– эмоционально-эстетическое воздействие памятника, максимальное раскрытие его художественных качеств.
Художественной ценностью обладает как сам памятник (патина, наслоения), так и окружающая его среда.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ НА ПАМЯТНИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
Основная цель любых работ над памятником – продление его жизни как сооружения, обладающего многосторонней ценностью.
Основные виды работ на памятнике архитектуры:
- Ремонт – это периодически проводимые работы по поддержанию памятника в надлежащем состоянии, проводимые обычными строительными методами, при этом основная структура памятника затрагивается минимально, а художественные элементы остаются без изменений:
· смена и окраска кровли;
· восполнение утраченной штукатурки;
· обновление окраски стен.
Примечание: работы ведутся под надзором специалиста!
- Консервация – совокупность мер, направленных на защиту или укрепление памятника в его существующем виде (основной вид работ, т.к. обеспечивается максимальная подлинность объекта):
1)Мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение:
· установка подпорок;
· устройство навесов и т.п.
2)Сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов:
· укрепление оснований и фундаментов;
· усиление основных несущих конструкций;
· установка связей, воспринимающих усилия распора;
· устранение деформаций;
· мероприятия по борьбе с влажностью;
· сохранность температурно-влажностного режима;
· структурное удаление старых материалов памятника;
· обессоливание кладки;
· биологическая защита и т.п.
3)Консервация руин:
· анастилоз – установка на место перемещенных сохранившихся частей;
· использование элементов благоустройства – для выявления плана
- Реставрация – сложный комплексный вид работ по продлению жизни памятника.
1)ФРАГМЕНТАРНАЯ реставрация – включает работы:
· раскрытие памятника путем удаления позднейших наслоений
o раскрытие возможно тогда, когда удаляемые части не имеют ни исторической, ни художественной ценности;
o раскрытие не допустимо, когда оно грозит устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения.
· восстановление утраченных элементов.
2)ЦЕЛОСТНАЯ реставрация – это комплекс мероприятий на памятнике, включающее переустройство территорий.
- Приспособление– активное включение в жизнь современного общества.
Тема: Историко-архивные исследования.
1. Исследование письменных источников:
1) Поиск материалов, хранящихся в различных архивах:
а)документы, связанные с возведением, ремонтом или переделками:
· проекты
· сметы
· подрядные договоры (на работу, поставку материалов)
· ходатайства о финансировании
· отчеты о расходах и т.п.
· переписка и мемуары
б)свидетельства о существовании памятника
· упоминания
· описи (землевладения, имущества)
в)документы, проясняющие обстановку, в которой создавался памятник.
Система архивного хранения
Фонд –целостный комплекс документов, охватывающий делопроизводство:
· данного учреждения
· лица (личные фонды) фондообразователи
· семейства (фамильные фонды)
Дело (или несколько дел)
Пронумерованные листы
2) Прочтение документа:наиболее трудна для прочтения скоропись конца XVII-начала XVIII в. (рукописный текст, требует перевода)
3) Проверка подлинности документа:
Источниковедческая критика: - внешняя (проверка подлинности самого документа)
- внутренняя (проверка подлинности содержания док-та)
4) Оформление исследованийв виде перечня просмотренных описей фондов и единиц хранения, а так же в виде выписок (выписывают все части текста, касающиеся объекта с возможной полнотой). При частичной выписке текста нужно записать его заголовок, указать адресата, подпись и т.п. Выписки нужно делать, отмечая отдельно каждый лист рукописи или его оборот, чтобы можно было цитировать нужные отрывки текста с точным указанием листа
Поиск материала
· чертежи, прилагаемые к переписке о строительстве объекта;
· планы, прилагаемые к описи;
· фото- и чертежи, прилагаемые к текстовому материалу в архивах реставрационных мастерских;
· изображения в музеях (худож. полотна)
· работы с натуры самих авторов памятника (!!!)
2) Атрибуция изображения – определение времени, автора (по возможности), обстоятельств создания памятника.
3) Определение достоверности изображения:
· фото – отыскивают негатив – ретушь снижает подлинность
· чертежи: - древние аксонометрические планы делались без масштаба;
- проектные чертежи – проект м.б. не осуществлен;
- фиксационные чертежи имели погрешности при построении;
- предполагаемый древний вид, реконструкция или проект реставрации м.б. субъективен;
- надписи на чертежах – выписывать;
- графика чертежа – красный цвет линий обозначает изменения
Зондажи с разборкой кладки.
Цель: обнаружить скрытые при перестройках элементы.
Выполняется:
· Ограниченно, т.к. связан с нанесением механических повреждений.
· Можно производить тогда, когда есть уверенность, что не нарушится несущая конструкция.
Вскрытие обшивок.
Цель: -выявить остатки старых форм или следы переделок;
- выявить сохранность сруба;
- выявить степень разрушения грибами и паразитами.
Выполняется при исследовании памятников деревянного зодчества.
Тема: Фиксация зондажей.
Фиксация состоит из:
Словесное описание.
В котором максимально подробно указывается:
· дата производства исследования;
· место исследования;
· исследовательская задача;
· способ производства исследовательских работ;
· кто производил;
· кто описывал.
Затем производится словесная оценка:
· как решена задача;
· значение зондажа для изучения памятника.
Зарисовки.
Выполняются в соответствии с общими требованиями + «археологическая копия»
Обмер.
· Выполняется в соответствии с общими требованиями.
· Не выполняется, если результаты малоинформативны.
Фотофиксация.
Выполняется с учетом общих требований протокольно-документальной фотографии.
ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ
Введение.
ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ.
Под термином памятник подразумевается историческая и художественная ценность архитектурного объекта.
Историческая ценность – выражается исторической информацией, источником которой служит памятник. К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях.
Историческая ценность памятника в том, что он служит историческим документом об:
- уровне развития производственных сил (Эйфелева башня);
- свидетельстве идеологии и духовной культуры;
- культурной связи определенной эпохи (миграции артелей строителей).
Примеры:
Ø Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фьюораванти) – построен в период становления русского национального государства
Ø Ансамбль Царского Села = А.С.Пушкин и др. деятели
Ø Триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники (Спас-на-Крови)
Художественная ценность– эмоционально-эстетическое воздействие памятника, максимальное раскрытие его художественных качеств.
Художественной ценностью обладает как сам памятник (патина, наслоения), так и окружающая его среда.