РАЗДЕЛ 2. Литературное редактирование.
Пой, раз мы платим
Дворец молодежи продолжил свою, ставшую в последнее время уже традиционной благотворительную деятельность. Вслед за воинами-афганцами ее целью стали дети-сироты, а партнерами Дворца стали Детский фонд им. Ленина, ленинградская группа «НЭП», свердловская группа «Чай-ф».
Зал был полон, доход, судя по всему, удалось собрать неплохой, а песни Владимира Шахрина, по-моему, лишний раз представлять не надо. Круто! И все было бы хорошо, да вот фанаты, которые, прямо скажем, и на предыдущих концертах «Чай-фа» не очень сдерживали свои эмоции, превзошли самих себя. Еще в начале выступления они полностью заполонили сцену, оставив исполнителям не слишком большое жизненное пространство. Но в этом, по-моему, нет ничего плохого. Хуже другое: в конце, крепко вцепившись в занавес и преградив пытавшемуся уйти Шахрину дорогу, они просили его спеть одну из самых любимых своих песен «С войны», которую, судя по всему, тот петь не собирался.
Не стоит морализировать, но, по моему, просто негуманно заставлять человека делать то что он не хочет. Владимир Шахрин – человек чуткий и образованный: он родился в Свердловске, в семье преподавателей архитектурно-строительного техникума, играть на гитаре и петь начал еще в школьные годы. (Первый концерт группы под вывеской «Чайф» состоялся 29 сентября 1985 года. Этот день и считается Днём рождения группы «Чайф»). Хоть музыканту и свойственна некоторая назидательность, воспитывать фанатов он не стал: просто спел. Но чувствуем, что музыканту и композитору вскоре придется стать и воспитателем.
Задание:
1. Определите, что послужило информационным поводом для написания текста. Какова цель автора? Оцените степень оправданности ожиданий адресата.
2. Составьте смысловую структуру текста так, как она представлена в авторском тексте. Покажите, что на уровне текста нарушен закон тождества.
3. Составьте тематическую цепочку (горизонтальное развертывание текста). Покажите, в каких ее звеньях происходит нарушение закона тождества, нарушение закона достаточного основания, а также какие отрезки текста являются бессодержательными (т.е. не развивают ни одну из основных мыслей).
4. Оцените связь заголовка с содержанием текста. В случае необходимости предложите свой вариант заголовка.
5. Выпишите 4 примера высказываний с погрешностями разных видов (смысловыми и несмысловыми). Ошибки объясните по схеме, данной в разделе 1.
6. Определите, какой вид редакторской стратегии нужно применить к данному тексту.
7. Предложите отредактированный вариант текста.
РАЗДЕЛ 3. Выразительность речи.
Убийца
Дом с мезонином в Замоскворечье. Деревянный. Чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской. Перед ним толпа и большой автомобиль, казенный. В растворенные двери подъезда виден на лестнице вверх коврик, серый, с красной дорожкой. И все толпа смотрит туда с восхищением, слышен певучий голос:
- Да, милые, убила! Вдова молодая, богатого купеческого роду... Любила его, говорят, до страсти. А он только на ее достаток льстился, гулял с кем попало. Вот она и пригласила его к себе на прощанье, угощала, вином поила, все повторяла: «Дай мне на тебя наглядеться!» А потом и всадила ему, хмельному, нож в душу...
Открылось окно в мезонине, чья-то рука в белой перчатке дала знак автомобилю. Машина зашумела, народ раздался. И вот она показалась - сперва стройные ноги, потом полы собольей накидки, а потом и вся, во всем своем наряде - плавно, точно к венцу, в церковь, стала спускаться вниз по ступенькам. Бела и дородна, черные глаза и черные брови, голова открыта, причесана гладко, с прямым пробором, в ушах качаются, блещут длинные серьги. Лицо спокойно, ясно, на губах ласковая улыбка - ко всему народу... Вошла в машину, села, за ней вошли власти, человек в ловкой шинели строго и недовольно глянул на любопытных; хлопнула дверца, машина сразу взяла с места...
И все, глядя вслед, с восхищением:
- И-их, покатили, помчали!
И. А. Бунин.
Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте выразительную сторону текста, используя следующий алгоритм.
1. Выявите главную мысль текста и направление ее развития.
2. Определите, какова оценка предмета речи.
3. Определите, как формируются читательские ожидания, как вызывается и поддерживаетсяинтерес адресата к тексту.
4. Определите, какая эмоциогенная ситуация моделируется в тексте. Выявите использованные общетекстовые выразительные эффекты.
5. Выявите использованные композиционные приемы экспрессии.
6. Выявите языковые приемы экспрессии.