Задачи и численность персонала
3.1.1. Персонал дистанции электроснабжения, непосредственно
участвующий в оперативном управлении устройствами
электроснабжения, выполнении всех видов технического обслуживания
и ремонта, должен быть профессионально подготовлен. Персонал
дистанции электроснабжения должен периодически проходить обучение
с целью повышения квалификации и уровня знаний правил и инструкций
по безопасности движения поездов и охране труда, изучения
передового опыта, методов безопасного обслуживания устройств,
мероприятий, направленных на предупреждение аварийности и
травматизма. При приеме на работу и периодически в установленные
МПС России сроки персонал дистанций электроснабжения должен
проходить медицинское освидетельствование.
В дистанциях электроснабжения на специальных полигонах должно
проводиться обучение персонала, направленное на совершенствование
практических навыков ведения работ и ускоренных методов
восстановительных работ. С персоналом должен регулярно проводиться
инструктаж по обеспечению безопасности движения в соответствии с
установленными МПС России порядком и нормативами.
3.1.2. Численность персонала, осуществляющего техническое
обслуживание и текущий ремонт контактной сети, зависит от объемов
работ, срока службы устройств, объемов и скорости движения
поездов, климатических условий, степени загрязненности атмосферы,
оснащенности транспортными средствами, диагностическими приборами
и оборудованием и определяется, исходя из Единых отраслевых
нормативов численности работников хозяйства электроснабжения.
3.1.3. Численность персонала для капитального ремонта,
обновления и реконструкции контактной сети, обеспечения работ по
капитальному ремонту пути и других работ определяется по нормам
времени трудовых затрат в зависимости от планируемых объемов
работ.
3.1.4. Начальник дистанции электроснабжения является
ответственным за организацию безопасного технического обслуживания
и ремонта контактной сети, обеспечение надежности ее работы и
безопасности движения, укомплектование и сохранность
восстановительных средств, страхового неснижаемого запаса
оборудования и материалов и организацию восстановительных работ.
Начальник дистанции электроснабжения устанавливает ответственность
заместителей, начальников районов контактной сети в закрепленных
за ними границах обслуживания, а также инженерно-технического
персонала, энергодиспечеров, старших электромехаников,
электромехаников, электромонтеров, машинистов и водителей
транспортных средств и механизмов по кругу возложенных на них
обязанностей.
3.1.5. Разграничение обязанностей и ответственность персонала
при исполнении настоящих Правил устанавливаются должностными
инструкциями и положениями, утверждаемыми руководством дистанции
электроснабжения.
Оперативное управление
3.2.1. Организация оперативного управления устройствами
электроснабжения по обеспечению электроэнергией тяги поездов и
других потребителей железнодорожного транспорта, бесперебойному и
безопасному функционированию устройств, а также по координации
действий персонала при всех видах проводимых работ возлагается на
дистанцию электроснабжения.
3.2.2. Оперативное управление осуществляется непрерывно
(круглосуточно) энергодиспетчером. В его оперативном ведении
находятся все устройства электроснабжения и восстановительные
средства в границах энергодиспетчерского участка (круга) и в
оперативном подчинении - дежурный персонал районов контактной сети
и персонал по обслуживанию и ремонту. Обязанности и права
энергодиспетчера определены Инструкцией энергодиспетчеру дистанции
электроснабжения железных дорог.
3.2.3. Дежурство осуществляется в каждом районе контактной
сети непосредственно на дежурном пункте или на дому. Вид и
регламент дежурства устанавливаются приказом начальника дистанции
электроснабжения на основе опыта эксплуатации контактной сети, с
учетом категорийности электрифицированного участка железной дороги
и других особенностей региона нахождения дистанции
электроснабжения.
На железнодорожных станциях стыкования постоянного и
переменного тока осуществляется круглосуточное дежурство в
помещении поста электрической централизации.
Обязанности и права дежурных определены Регламентом работы
дежурного станции стыкования и района контактной сети
электрифицированных железных дорог.
3.2.4. В выходные дни по согласованию с комитетом профсоюза
руководством дистанции электроснабжения может устанавливаться
работа районов контактной сети или их отдельных бригад по
скользящему графику.
3.2.5. В период наступления неблагоприятных метеорологических
условий и в других случаях производственной необходимости по
указанию начальника дистанции электроснабжения может
устанавливаться дежурство бригады контактной сети и
инженерно-технического персонала.
3.2.6. Дежурные пункты района контактной сети должны иметь
прямую селекторную и телефонную связь с энергодиспетчером.
Селекторная связь с энергодиспетчером должна быть на каждой
станции и посту секционирования, а на станциях стыкования - в
каждом пункте группировки. В пункте группировки также должна быть
прямая телефонная связь с дежурным поста маршрутнорелейной
централизации.
3.2.7. В каждом дежурном пункте должны быть выписки из
оперативно-технической документации, установленные начальником
дистанции электроснабжения, в том числе порядок срочного вызова
персонала для ликвидации повреждений.
3.2.8. Для оперативных переключений разъединителей контактной
сети и ВЛ, кроме персонала районов контактной сети, могут
привлекаться работники других подразделений дистанции
электроснабжения, а также работники других хозяйств отделения
железной дороги, прошедшие обучение и проверку знаний.
3.2.9. Все работы на контактной сети, в том числе обходы с
осмотром, должны проводиться по приказу или с уведомлением
энергодиспетчера с указанием времени их начала и окончания,
характера и места выполнения. Порядок работы персонала дистанции
электроснабжения установлен правилами и инструкциями по
безопасности движения поездов и безопасного производства работ.
Организация эксплуатации
3.3.1. Техническое обслуживание контактной сети, организацию и
выполнение ремонтных и восстановительных работ осуществляют
дистанции электроснабжения в границах, устанавливаемых начальником
железной дороги.
3.3.2. Персонал, непосредственно занятый техническим
обслуживанием и текущим ремонтом, размещается в районах контактной
сети, имеющих производственные помещения, отвечающие требованиям
типового проекта рабочего места. Размещение производственной базы
районов контактной сети и границы обслуживания устанавливаются
начальником отделения железной дороги по согласованию со службой
электроснабжения железной дороги, а при отсутствии отделения
железной дороги - заместителем начальника железной дороги. При
выборе места дислокации предпочтение отдается крупным станциям и
железнодорожным узлам.
3.3.3. Работы по капитальному ремонту, обновлению и
реконструкции контактной сети выполняют монтажные участки
дистанций электроснабжения с формированием установочных поездов,
специализированные дистанции по ремонту устройств электроснабжения
или энергомонтажные (электромонтажные) поезда железной дороги, а
также персонал района контактной сети. Бригады этих участков и
поездов привлекаются к устранению повреждений при авариях,
крушениях и стихийных бедствиях. Выполнение отдельных видов
осмотров, измерений и диагностирования осуществляется
специалистами ремонтно-ревизионных участков и дорожных
электротехнических лабораторий. Разграничение функций между
районами контактной сети и этими подразделениями осуществляется
начальником дистанции электроснабжения или службы электроснабжения
железной дороги.
К работам по реконструкции и обновлению контактной сети
привлекают специализированные электромонтажные и строительные
организации.
3.3.4. На районы контактной сети могут возлагаться обязанности
по техническому обслуживанию и ремонту следующих устройств с
указанием границ обслуживания:
линии продольного электроснабжения и питания устройств СЦБ с
подключенными к ним КТП;
соединение с контактной сетью постов секционирования, пунктов
параллельного соединения и установок электрического отопления
пассажирских составов в пунктах подготовки их к рейсу;
наружное освещение и питание нетяговых железнодорожных
потребителей на перегонах и раздельных пунктах (кроме
железнодорожных станций внеклассных и первого класса);
крепление подвешенных на опорных конструкциях контактной сети
волноводных линий поездной радиосвязи и кабелей ВОЛС;
питание электрического обогрева стрелочных переводов для
очистки их от снега;
другие установки, примыкающие к контактной сети, по перечню,
устанавливаемому начальником дистанции электроснабжения.
3.3.5. Для размещения транспортных средств и механизмов,
запасов конструкций, оборудования, проводов, арматуры и
материалов, защитных средств и монтажных приспособлений в
соответствии с установленными нормами производственные базы
районов контактной сети должны иметь железнодорожные подъездные
пути, склады и гаражи. Примыкание железнодорожных подъездных путей
к станционным производится в местах, обеспечивающих
беспрепятственный выезд восстановительных средств. Занятие
железнодорожных подъездных путей вагонами не допускается.
Персонал, привлекаемый к аварийно-восстановительным работам,
расселяется вблизи производственной базы с установкой служебных
телефонов в квартирах. В районах контактной сети должна быть
радиосвязь между их производственными базами и специальным
самоходным подвижным составом (автомотрисами, автодрезинами) и
аварийно-восстановительными автомобилями.
Производственные базы районов контактной сети размещают на
железнодорожных станциях или вблизи населенных пунктов, где
имеются социально-культурные и торговые учреждения.
Развернутая длина электрифицированных железнодорожных путей,
обслуживаемая районом контактной сети, должна быть в пределах 150
км на двухпутных и многопутных участках, 80 км - на однопутных
участках, 200 км - на станциях стыкования и крупных узловых
станциях.
3.3.6. Для восстановления повреждений в районах контактной
сети, в том числе на подвижных средствах, должен быть страховой
неснижаемый запас материалов, опорных и поддерживающих
конструкций, оборудования, арматуры и комплектующих изделий в
соответствии с нормативами, установленными МПС России. Страховой
неснижаемый запас должен учитывать конструктивные особенности
обслуживаемых устройств. Перечень страхового неснижаемого запаса
утверждает начальник дистанции электроснабжения.
3.3.7. Примерная техническая оснащенность производственной
базы района контактной сети, дистанции электроснабжения, дорожных
электромонтажных (энергомонтажных) поездов и электротехнических
лабораторий транспортными средствами, механизмами, приборами и
основными монтажными приспособлениями приведена в приложении N 4 к
настоящим Правилам. В зависимости от местных условий, срока
эксплуатации контактной сети и объемов движения поездов норматив
оснащенности устанавливается службой электроснабжения железной
дороги.
3.3.8. Работы по техническому обслуживанию и ремонту должны
производиться в соответствии с технологическими картами. В
зависимости от характера выполняемых работ, требований по
безопасности выполнения работ и технической оснащенности отдельные
работы целесообразно объединять в технологические комплексы.
3.3.9. Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту
в зависимости от технологии выполняют в "окна" или без перерыва в
движении поездов в интервалах между поездами с применением
автомотрис, автодрезин, съемных вышек и других технических
средств.
3.3.10. В графике движения поездов должны предусматриваться
технологические "окна" в светлое время суток продолжительностью
1,5 - 2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в
местах, где затруднена уборка с пути съемных изолирующих вышек для
пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких
насыпях неполного профиля и у высоких платформ), и в кривых
участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость
приближающихся поездов.
Перечень этих мест определяет начальник дистанции
электроснабжения и утверждает начальник отделения железной дороги
или заместитель начальника железной дороги, где отсутствует
отделение железной дороги.
3.3.11. Для выполнения работ по капитальному ремонту должны
предоставляться "окна" продолжительностью 3 - 4 ч и для обновления
и реконструкции - продолжительностью 6 - 8 ч. Для обеспечения
высокой производительности труда работы должны проводиться
комплексным методом, несколькими бригадами, широким фронтом с
максимальным использованием механизмов ряда районов контактной
сети и дистанции электроснабжения.
3.3.12. Потребность в "окнах" расчитывается с учетом срока
службы и состояния устройств, степени загрязненности атмосферы,
агрессивности грунта и грузонапряженности участка.
Норматив годовой потребности в технологических "окнах" на 1 км
эксплуатационной длины главных путей контактной сети в однопутном
исчислении для технического обслуживания и текущего ремонта
устройств контактной сети приведен в таблице 3.3.1.
Таблица 3.3.1
Контактная | Годовая потребность в "окнах" на 1 км при продолжительности "окна", ч | |||
1,5 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | |
Постоянного тока Переменного тока | 2,6 1,9 | 2,3 1,7 | 2,0 1,5 | 1,8 1,4 |
"Окна" для работ на контактной сети могут совмещаться с
"окнами" для работы других служб. Продолжительность и необходимое
количество "окон" устанавливается ежемесячными календарными
графиками, утверждаемыми начальником отделения железной дороги или
заместителем начальника железной дороги, где отсутствует отделение
железной дороги.
Ежемесячно в дистанции электроснабжения должен производиться
анализ предоставления и эффективности использования "окон".
3.3.13. Высвобождающиеся конструкции, оборудование, провода,
арматура и другие элементы устройств после их оценки пригодности и
реставрации должны использоваться на электрифицированных участках
железных дорог III и IV категорий, а также на станционных путях.
При оценке пригодности учитывается электрический и механический
износ, потери первоначальных технических характеристик, моральное
старение, срок эксплуатации и другие признаки.
Непригодные для дальнейшего использования железобетонные
конструкции и изоляторы подлежат утилизации, металлические
конструкции, провода и арматура - сбору для сдачи на последующую
переработку.