Нормальный модуль зацепления

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

mn = (0.01 ÷ 0.02) аW = (0.01 ÷ 0.02) . 160 =1.6÷3.2 мм.

Принимаем по ГОСТ 9563-60* mn = 2 мм (см. с. 36 [1]).

Примем предварительно угол наклона зубьев в = 10о и определим число зубьев шестерни и колеса (см. формулы (3.12) и (3.13) [1]):

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Принимаем z1 = 31, тогда z1 = z1 . u = 31 . 4 = 124.

Уточненное значение угла наклона зубьев

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Основные размеры шестерни и колеса

Диаметры делительные (см. формулу (3.17), с. 37 [1]):

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ;

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Проверка:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Диаметры вершин зубьев:

da1=d1+ 2mn= 64+ 2.2 = 68 мм;

da2 = d2 + 2mn = 256 + 2 . 2 = 260 мм;

ширина колеса: b2 = ybaaW=0,4 . 160 = 64 мм;

ширина шестерни: b1=b2 + 5 = 69мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Окружная скорость колес и степень точности передачи:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Для косозубых колес при v до 10 м/с назначаем 8-ю степень точности и принимаем КHх=1,0¸1,05.

Силы, действующие в зацеплении

Окружная сила

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ;

Радиальная сила

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ;

Осевая сила

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Проверочный расчет зубьев на контактную выносливость

Коэффициент нагрузки

КН = КНa . КНb . КНu.

При ybd=1,0, твердости НВ 350 и симметричном расположении колес относительно опор принимаем КHb≈1,04.

При u= 4,88м/с и 8-й степени точности КHa≈1,09 (см. табл. 3.4 [1]).

Для косозубых колес при u£ 5м/с КHu=1,0 (см. табл. 3.6 [1]).

Таким образом, КH = 1,04 . 1,09 . 1,0 = 1,526.

Проверка контактных напряжений по формуле (3.6) [1]:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Проверочный расчет на контактную статическую прочность

При пиковой нагрузке

Расчетные контактные напряжения по формуле 3.21 [1]

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Допускаемое контактное напряжение при действии пиковой нагрузки для стальных колес с улучшением

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ,

где предел текучести для стали 45 и диаметра заготовки свыше 120 мм sт=340 МПа (табл.3.3 [1])

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Условие прочности выполняется.

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

По формуле (3.25) [1, с.41]

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Коэффициент нагрузки Нормальный модуль зацепления - student2.ru [1, с.42].

По табл. 3.7 [1] при ybd=1,1, твердости HВ £ 350 и симметричном расположении зубчатых колес относительно опор КFb =1,1; КFu = 1,3 (см. табл. 3.8 [1]). Таким образом, коэффициент kf=1,1×1,3=1,43.

КFa - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. При среднем значении коэффициента торцового перекрытия ea = 1,5 и 8-й степени точности

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zu(см. гл. III, пояснения к формуле (3.25) [1]):

- у шестерни Нормальный модуль зацепления - student2.ru ;

- у колеса Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Нормальный модуль зацепления - student2.ru и YF2=3,6 [1, с. 42].

Допускаемое напряжение определяем по формуле (3.24) [1]

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

По табл. 3.9 [1] для стали 45 улучшенной при НВ £ 350 предел выносливости при изгибе s0Flimb=1,8 НВ.

Для шестерни s0Flimb=1,8×230=415 МПа, для колеса s0Flimb= 1,8×200 = =360 МПа.

[sf]= [SF]'.[SF]" - коэффициент безопасности (см. пояснения к формуле (3.24) [1]), где [SF]¢=1,75 (по табл. 3.9 [1]) и [SF]"=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, [SF] = 1,75.

Допускаемые напряжения:

- для шестерни Нормальный модуль зацепления - student2.ru МПа;

- колеса Нормальный модуль зацепления - student2.ru МПа.

Находим отношения Нормальный модуль зацепления - student2.ru :

- для шестерни Нормальный модуль зацепления - student2.ru МПа;

- колеса Нормальный модуль зацепления - student2.ru МПа.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициент Yb , учитывающий наклон зубьев:

Yb = 1 - Нормальный модуль зацепления - student2.ru = 1 - Нормальный модуль зацепления - student2.ru = 0,88.

Проверяем прочность зуба по формуле (3.25) [1]:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ;

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Условие прочности выполнено.

Проверочный расчет на изгибную статическую прочность

При пиковой нагрузке

Расчетные изгибные напряжения

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Допускаемые изгибные напряжения при действии пиковой нагрузки для стальных колес с улучшением:

Нормальный модуль зацепления - student2.ru ,

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Условие прочности выполнено.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА

Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Ведущий вал. Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [tK]= 25 МПа (по формуле (8.16) [1])

Нормальный модуль зацепления - student2.ru мм.

Так как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора dДВ и вала dВ1. У выбранного двигателя диаметр вала dДВ=38 мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dДВ=38 мм и dВ1=32мм (округляем dB1 из формулы до ближайшего числа из ряда на с. 161 [1]). Примем под подшипниками dп=40 мм.

Ведомый вал. Принимаем [tK]= 25 МПа.

Диаметр выходного конца вала (см. формулу (8.16) [1])

Нормальный модуль зацепления - student2.ru .

Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда dB1 = 42 мм (см. гл. VIII, пояснения к формуле (8.16) [1]). Диаметр вала под подшипниками принимаем dn2= 45 мм, под зубчатым колесом dк2 = 50мм .

Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.

Наши рекомендации