Замки и города тевтонского ордена
Центральным сооружением замка Бальга был дом Конвента, нависающий над заливом на высоте 25 метров. Помимо него в замке находились рыцарские палаты, часовня, трапезная, арсенал, склады для хранения оброка и товаров собственного производства.
До сих пор сохранились очертания внутризамкового рва и остатки мощной крепостной стены. С внешней стороны рва размещались здания форбурга, или предзамка, конюшен, пекарен, мельниц с конным приводом. До сегодняшнего дня дожили только развалины большой башни да остатки форбурга. Когда-то выход из него закрывался подъемными воротами из дуба. О неприступности Бальги говорит тот факт, что во время неоднократных восстаний и победоносных походов пруссов этот замок так и не был взят. На его стенах и сейчас еще можно прочесть имена магистров Тевтонского ордена, причем все они написаны красной краской, и только имя магистра Ульриха фон Юнгингена — черной. Дело в том, что немцы, колонизировавшие Пруссию, именно с ним связывали закат орденского государства.
Вслед за первыми двумя крепостями последовало строительство третьей, четвертой, шестой, десятой… Всего же в Пруссии было возведено более 100 замков-плацдармов, помогавших крестоносцам совершать рейды в глубь прусских земель.
После окончательной победы над коренными жителями тевтонцы занялись строительством орденского государства. Вокруг замков и крепостей возникали поселения колонистов, стекавшихся сюда из всех уголков Римской империи. Крепости становились центрами освобожденных территорий, которые обживались пришельцами. Они поступали в распоряжение локатора — человека, следящего за расселением колонистов и освоением ими участков земли.
Андрей Понкратов
Крестовый поход
После захвата практически всех прусских земель и усмирения непокорных Тевтонский орден занялся делами внутренними. Основной задачей рыцарей было быстрейшее укрепление всех имеющихся населенных пунктов и постройка новых крепостей, способных выдержать натиск воинственных соседей, также претендующих на покоренные земли. И эта задача была выполнена. В невиданно быстрые сроки Пруссия застраивалась крепостями, вокруг которых один за другим вырастали большие и маленькие города. К середине XV века центром орденского государства стал Кенигсберг, куда переместилась штаб-квартира Ордена. Но не менее значимыми становились и другие города, обретая не только стратегическое, но и общественно-политическое значение. Практически все, что было построено с благословения орденской верхушки, легло в основу развития и посторденской Пруссии.
Гердауэн
Название Гердауэн произошло от имени прусского дворянина Гирдава. После захвата здешних земель Тевтонским орденом Гирдав добровольно крестился, а затем покинул эти места и перебрался в Кенигсберг. В 1325 году рыцарь Хайнрих фон Айзенберг построил на старых укреплениях каменный замок и плотину с водяной мельницей. Позже здесь появилось прекрасное озеро Бактинзее. Вскоре в Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии. Из небольшого поселка Гердауэн превратился в довольно крупный город. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были застроены всего за семь лет.
С тех же времен здесь стоит и церковь. Высота ее башни достигает 42 метров. Чтобы кирпичная кладка довольно внушительного сооружения не обрушилась, средневековые архитекторы установили в стенах специальные стяжки. Это был довольно распространенный прием у зодчих того времени.
К XV веку в Гердауэне закончили строить оборонительные сооружения. Одну стену кирхи соединили с крепостной стеной, а городские ворота превратили в жилой дом.
Ярким эпизодом стала борьба города за право называться свободным. В составе «Прусского союза» свободных городов Гердауэн долго противостоял Тевтонскому ордену. Но по прошествии 40 лет порядок в городе восстановил крестоносец фон Шлибен. Великий Магистр тевтонцев выписал его из Саксонии. За успешное проведение этой операции Гердауэн был передан фон Шлибену в вечное пользование. Так, став ленным владением, город потерял не только независимость, но и городской статус.
Инстербург
В 1273 году отряд орденского наместника Дитриха Лиделау предпринял очередной поход к восточным рубежам Пруссии с целью покорить местное население. Год за годом крестоносцы оттесняли пруссов в труднодоступные восточные земли. Им удалось захватить языческую крепость, которая называлась Саминис Вике, что значит Каменное жилище.
Рядом с крепостью возникли поселения Таммау и Валькау. Однако для небольшого отряда рыцарей удержать крепость и поселения оказалось делом непосильным. Под натиском прусского ополчения тевтонцы были вынуждены отступить.
Крестоносцы явились в эти места только через 50 лет. В 1325 году хормейстер Тевтонского ордена Вернер фон Орзельн дал указание своим рыцарям укрепиться на востоке, что и позволило крестоносцам оставаться в этих местах на долгих 10 лет. До тех пор, пока не была построена крепость Инстербург. Сначала она была деревянной, но постоянные набеги литовцев вынудили рыцарей сделать ее совершенно неприступной. В крепости имелся большой, около 500 квадратных метров, двор и колодец, на случай осады. Бойницы позволяли уничтожать противника даже в том случае, если ему удалось попасть внутрь замковой территории. С появлением укрепленного Инстербурга опустошительные набеги литовцев практически прекратились.
Прейсиш-Эйлау
В 1325 году в местности, окруженной болотами, началось возведение орденской крепости Прейсиш-Эйлау. В некоторых источниках упоминается прусское поселение Сутвирт, которое было предшественником рыцарского замка. Подобная традиция возведения военных построек идет от римских казарм. Укрепление имело высокие стены, ров, ворота, башню и разводной мост. К нему примыкал форбург, предзамок. Он был окружен крепостной стеной. Здесь располагались конюшни, пивоварня, помещения для солдат Ордена, кнехтов.
Замок был обителью для священников и рыцарей, где они не только исполняли религиозные ритуалы, но и жили. По орденскому распорядку, рыцари могли ночевать только в замке. Вокруг крепости возникло поселение Нойхоф, которое обязано было выплачивать Ордену за покровительство 30 кур и 3 марки ежегодно.
В 1492 году поселение обзавелось собственной символикой, которая позднее стала городским гербом. Некоронованный лев вверху был гербом старинного рода Вайды, давшего Ордену 12 славных рыцарей, двое из которых стали Магистрами Тевтонского ордена.
Рагнит
На левом берегу Немана стояло прусское поселение Ранганит. В 1275 году к нему подошли колонны Тевтонского ордена. Рыцари сожгли деревянные укрепления коренных жителей и уже в 1288 году на пепелище старых построек возвели форт Ландсхут.
Через 40 лет после основания крепости вернули старое имя, которое позже трансформировалось в Рагнит, ставший одним из центров завоеванных восточных территорий.
Средневековые зодчие основательно потрудились над Рагнитом. Массивное сооружение представляло собой замкнутый квадрат, окруженный рвом. Трехметровой толщины стены имели длину более 60 метров. Площадь внутреннего двора составляла примерно 1 000 квадратных метров.
Всего на территории Восточной Пруссии было построено 110 крепостей. Лишь немногие из них превосходили монументальностью Рагнит. Его прочные стены должны были помочь крестоносцам отражать нападения противников. XIII и почти весь XIV века прошли в ожесточенных сражениях между тевтонцами и литвинами. В результате рыцарям так и не удалось встать твердой ногой на весь литовский берег Немана.
Наконец, в начале XV века между Польшей, Орденом и Литвой был заключен «вечный мир», который, впрочем, постоянно нарушался. Литовские князья понимали, что если Ордену не нанести сокрушительного поражения, то им будет уготована участь пруссов. В битве при Грюнвальде литовцы, поляки и русские разгромили войска тевтонцев.
В результате крестоносцы окончательно отказались от литовских территорий. К тому же Литва приняла католичество, и Папа Римский признал ее как христианское государство. Так Рагнит практически потерял свое стратегическое значение для рыцарей.
Падение Великой Булгарии
Всем известно, что народ, живущий на территории современного Татарстана, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия Чингисхана междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государства — волжские булгары. А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а булгарами…
Мы продолжаем начатый в предыдущем номере рассказ о великих завоеваниях монголов. Великая Монгольская Империя начиналась с завоевания Китая. Произошло это за 20 лет до появления монгольских полчищ у берегов Волги. Напомним, что к этому времени монголы уже завоевали Бухару, Самарканд, дошли до Каспийского моря, опустошили территорию современного Пенджаба, побывали в Армении и Азербайджане, нанесли сокрушительное поражение большой грузинской армии, захватили Астрахань, Крым, взяли штурмом генуэзскую крепость Судак…
Первым государством средневековой Европы, столкнувшимся с армадой неукротимых монгольских воинов, стала Волжская Булгария. И как знать, где бы оказался современный экономический и политический центр Европы, если бы монголы не уничтожили Волжскую Булгарию.
Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Используя водные пути, булгары имели весьма обширные торговые связи. В сферу интересов Волжской Булгарии входили: Русь, Прибалтика, Скандинавия, Византия, Хорезм, Иран, Далмация, Китай и Индия. В Х веке площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра — была больше средневековых Владимира, Киева и Парижа, вместе взятых, да и по уровню развития Биляр превосходил большинство современных ему городов.
Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Их строители еще в IX веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской.
Еще за 76 лет до крещения Киевской Руси после прямых переговоров с Багдадом Булгария приняла ислам.
По преданию, булгарские проповедники в 986 году приходили к великому князю Владимиру Святославовичу в Киев и тоже предлагали принять ислам. Но через два с лишним года Русь, как известно, приняв крещение, пошла своим путем… Известно также, что вплоть до появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы.
И именно Булгария в начале XIII века стала тем форпостом на левом берегу реки Итиль (так тогда называли Волгу. — Прим. авт.), который затормозил продвижение монгольских полчищ на Русь и в глубь Европы… Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что набеги русских на Волжскую Булгарию были не менее кровавы, чем завоевания монголов, и начались задолго до прихода Орды. Первый возглавил Святослав еще в 965 году. Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами. Монголы же рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена.
В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища…
Монголы включили Булгарию в состав улуса Джучи Великой Монгольской Империи. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай.
На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды.
Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна.
В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии. Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны.
Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров. Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием…
Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам…
Здесь, в Биляре, сходились торговые пути из Средней Азии и Ирана, Руси и Прибалтики, Кавказа и Византии, а также с Севера — Земель Мрака. Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях.
Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь. Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так погиб один из крупнейших и наиболее развитых городов Волжской Булгарии, да и средневекового мира в целом.
С падением Биляра связана такая легенда. Во время нашествия Батыя 40 билярских девушек построили на вершине горы крепость, и длительное время успешно оборонялись от врагов. Когда девичья крепость пала, монголы собрались закопать отважных воительниц живьем. Но они обратились в птиц и улетели.
С тех пор местные жители считали и по сей день считают эти места священными. Причем и мусульмане, и православные, и язычники. Мусульмане и православные чтят священный ключ, бьющий из-под горы. А на вершине Ху-Джалар-Тау — горы паломников — у остова старого дуба поклоняются древнему языческому богу, владыке неба Тенгре, оставляя на ветвях деревьев повязки с самыми сокровенными просьбами и пожеланиями.
По поверью, в этой земле хоронили только святых. С вершины холма открывался прекрасный вид на долину, в которой когда-то стоял удивительный город Биляр…