Тема 6. ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АРХИТЕКТУРЫ
КЛАССИЦИЗМА
Идеалом и предметом европейской мысли второй половины XVIII - начала XIX вв. вновь становится античность, что нашло особенно яркое выражение в искусстве классицизма.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, исходящие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства, в основе которого лежат идеи Платона, Аристотеля, Горация и других античных философов.
Обычно разделяют два периода в развитии классицизма:
1. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. Именно тогда закладывались основные принципы и идеалы классицизма, в основе которых лежат слова двух знаменитых людей: Людовика XIV, изрекшего «Государство - это я!» и философа Рене Декарта, сказавшего: «Я мыслю, следовательно - существую» (в дополнение и противовес изречению Платона - «Я существую, следовательно, я мыслю»). Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т. е. отечеству, и торжество разума над чувством.
Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.
Таким образом, концепции философского рационализма и классицизма стали средством прославления разумного самодержавия. В архитектуре это получило двоякое выражение: с одной стороны, стремление к рациональным ордерным композициям, тектонически ясным и монументальным, освобожденным от дробной «многотемности» предшествующего периода; с другой - всевозрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающие пространства, к подчинению воле человека не только принципов организации городских пространств, но и самой природы, преобразуемой по законам разума, геометрии, «идеальной» красоты.
2. XVIII век считается новым этапом в развитии классицизма, поскольку в это время в нём отражаются иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Кроме этого, важное значение имеет развитие эстетики как самостоятельной науки, которая дает новое обоснование художественных идеалов. Принято считать, что основателем немецкой эстетики является Александр Баумгартен(1714-1762). Пытаясь конкретизировать понятие об объективных основах прекрасного, Баумгартен указывает на гармонию частей целого. Он исходит из лейбни-цианской концепции космоса как наилучшего из возможных миров и представляющего собой поэтому наивысшее воплощение совершенства. Как продукт совершеннейшей деятельности божества, наш мир есть прообраз для всего, что может оцениваться как прекрасное. Поэтому высшей задачей художника является подражание природе. Напротив, чем больше удаляется он от природы, тем его произведения становятся менее правдивыми и, одновременно, более уродливыми.
Учениками Баумгартена были Мейер, Эшенбург, Эбергард, Зульпер, Мо-ритц. Наиболее значительным из них был Моисей Мендельсон (1729-1786), самостоятельно изучивший древние и новые языки, и философию, и благодаря общению с Лессингом и Николаи, ставший участником философско-эстетических дискуссий второй половины XVIII столетия. Им написан ряд эстетических трактатов. Наиболее интересным из них является трактат «Об основных положениях изящных искусств и наук». Следуя Баумгарте-ну, Мендельсонопределяет красоту как «постигнутое чувствами совершенство», причем это познание совершенства покоится на смутных представлениях. Мендельсон заявляет, что мы были бы несчастными, если бы вдруг все наши чувства озарились ясными и отчетливыми представлениями.
Мендельсон далее делает попытку разграничить природную красоту и прекрасное в искусстве. Строго говоря, в природе царит совершенство, или единство в многообразии. Поскольку оно может быть постигнуто чувством, постольку и является основой прекрасного. Но прекрасное не есть цель природы. Красота является целью искусства. По Мендельсону, в искусстве может быть прекрасным даже то, что, в действительности, не является ни добрым, ни красивым. Постижение чувственно-прекрасного может быть достигнуто путем художественного образа, даже если в образе воспроизведены предметы сами по себе уродливые. Отсюда возникает необходимость изучения закономерностей восприятия и создания красоты в искусстве. Мендельсон уже не требует от искусства, как это делал Баум-гартен, наиболее точного копирования природы, ибо восприятие прекрасного в искусстве выше тех восприятий, которые мы получаем, созерцая природу. Такой тезис о превосходстве искусства над природой не только есть следствие общих идеалистических установок Мендельсона. Здесь ясно обнаруживаются чисто просветительские тенденции мыслителя в понимании общественного назначения искусства. В своей эстетической теории Мендельсон затрагивает целый ряд других вопросов: возвышенное, взаимоотношение между различными видами искусства, грация и другие.
Нужно отметить, что ряд положений Мендельсона предваряет эстетическую концепцию Канта, и он в какой-то мере выступает в качестве соединительного звена между Баумгартеном и последующими мыслителями.
Огромное влияние на развитие немецкой эстетики оказал Иоганн Иоахим Винкельман(1717-1768). «Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми - это подражание древним, -писал Винкельман в своем эстетическом трактате «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре». Сущность искусства Винкельман усматривал в подражании природе. Но подражание прекрасному в природе может быть либо направлено на какой-либо единичный предмет, либо собирает воедино наблюдения над целым рядом единичных предметов. В первом случае получается похожая копия, портрет, во втором - идеальное изображение. Первый путь - это путь к голландским формам, второй - к обобщающей красоте греков. Второй путь Винкельман считает самым плодотворным. Здесь художник выступает не в роли копииста, а настоящего творца, ибо, прежде чем создавать изображение, он составляет общее понятие о красоте и следует затем ее прообразу. В этом свете становится ясным следующее высказывание Винкельмана: «Кисть, которой работает художник, следует предварительно пропитать разумом» [29, с. 133]. Существенной чертой концепции античности у Винкельмана является интенсивное ощущение благородной простоты и спокойного величия античного мироощущения, что у возрожденских писателей заслонялось практически-секуляризационными тенденциями и упованиями, а у просветителей - салонным любованием на изящество мелких художественных форм.
Таким образом, выделим основные принципы, которые были взаимосвязаны в немецком классицизме конца XVIII в.:
1. Одним из важных моментов была выраженная у немецкого историка искусства XVIII века Иоганна Иоахима Винкельмана идея «бесхарактерности», «неотмеченности» совершенной красоты. Борьба Винкельмана против барокко в значительной мере была (как и у Лессинга его полемика с классицизмом) борьбой против несамостоятельности и подражательности многих произведений современного немецкого искусства. Идеал красоты, который провозглашал Винкельман, опираясь на образцы античной скульптуры, был полемически заострен против вкусов и художественной моды, распространенных в резиденциях немецких властителей. В своих трудах он пытается выделить те факторы, которые благоприятствовали или, наоборот, мешали расцвету художественной культуры. На современников не могла не произвести впечатления мысль, высказанная Винкель-маном: «Свобода, царствовавшая в управлении и государственном устройстве страны, была одной из главных причин расцвета искусства в Греции».
2. Другим моментом была ориентация на произведения греческой
скульптуры как на идеал. Эстетика немецкого неоклассицизма конца XVIII в.
была эстетикой живого тела, которое символически собирало в себе красо
ту, смысл и идеальность мира. Можно говорить о скульптурности неоклас
сицизма, хотя единственный замечательный художник, которого дал этот
недолговечный, поздний и почти запоздалый классицизм, как раз и не был
скульптором, - Асмус Якоб Карстенс. С большой ясностью и красотой вы
разил новое представление о человеке известный мифолог Фр. Крейцер,
тем более, что он говорил о греческой скульптуре. Говоря о мире грече
ских скульпторов, Крейцер пользуется словом «телолух»: «Тут всякий бо
жественный облик был телом-духом, einKorpergeist. Греческий художник
стремился к тому, чтобы в прекрасной индивидуальности узреть специфи
ческую сущность целого вида, а сквозь поверхность телесного явления ус
мотреть, словно на дне, внутреннее пребывание... Отдельное должно было
все более и более отступать перед всеобщим. Что не относилось к подлин
ной существенности телесного, к собственному бытию человеческого об
лика, то отбрасывалось и оставалось в стороне. Все подобное воспринима
лось как препятствие и ограничение для подлинного телесного бытия.
Должно было воплощать закон, которому следовала в форме человека сама
природа. Художник ваял не то, что являлось телесному взору, но то, что
видел глаз духа в глубине человеческого облика. То была идея: ее искал,
исходя из тела, греческий скульптор, к ней он устремлялся. То было духов
ное в телесном, телодух. Даже высшие свойства богов, всесилие, мудрость,
благость, должны были облечься в тела, чтобы удостоиться поклонения
в мире зримого» [28].
3. Третьим моментом было совершенно новое, неизвестное в таком ви
де древним, представление об органическом, выявленное до конца, после
довательно проведенное уже после Винкельмана, - оно революционизиро
вало всю систему представлений, способствовало генетическому взгляду
на мир и должно было покончить с морально-риторическими, неподвиж
ными структурами мысли.
4. К трем названным моментам следует присоединить еще четвертый:
представление о «внутренней форме» творимых вещей, восходящее к Пло
тину и идущее к культуре XVIII в., с одной стороны, через кембриджский
неоплатонизм и Шефтсбери, с другой, - через мистико-герметическую тра
дицию (Якоб Бёме). Значение этого позднеантичного неоплатонического
термина в эстетике XVIII в. одно время сильно преувеличивали, однако, нужно сказать, что подобное же представление об органической внутренней форме, терминологически почти не оформлявшееся и переосмысленное по сравнению с Плотином, играло в эстетике громадную - если только, как сказано, не самую первостепенную роль.
Оба периода развития классицизма объединяет представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.