Раздел 1. Культура Древнего Египта
Художественная культура
Древнего Мира
Раздел 1. Культура Древнего Египта
I. ЭПОХА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Архитектура
Сооружение в эпоху Древнего Царства усыпальниц – пирамид было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они являются её своеобразным символом, средоточием достижений древний египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.
«Всё на свете боится времени, только время боится пирамид»,- гласит арабская пословица.
В пригороде Каира – местечке Гизе – находятся три крупнейшие пирамиды Египта – фараонов Хеопса, Хафра и Менкаура, первое из семи чудес света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная – пирамида Хеопса: её высота 146,6 метра, длина стороны основания – 233 метра. Она сложена их 2млн.300 тыс. каменных блоков массой около 2,5 т.каждый. Общий вес пирамиды – около 7 млн.т. Высота пирамиды Хафра – 143,5 метра, а пирамиды Менкаура – 66,5 метра. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни высоту. поднимались строителями пирамид на столь значительную
Гизехские пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехгранную форму. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной.
Облицовка пирамид (шлифованные плиты) не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены. Вход в пирамиду находился на северной её грани, внутрь вел низкий коридор, при чем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлению древних египтян направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них – Ка – продолжала оставаться в теле и после смерти; при чем благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли продолжением земной, зависело от степени сохранности усопшего, именно поэтому тело умершего мумифицировали (бальзамировали). Изготовлялись погребальные маски (часто из золота), также воспроизводившее черты умершего. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства – ИСКУССТВУ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА.
Пирамида – это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона, а также заупокойные храмы, где совершались церемонии обожествления фараонов.
Скульптура
Пластическое искусство Древнего Царства монументально, спокойно и торжественно. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах (канон – совокупность правил или образец).
Основными образами скульптуры были царствующие фараоны, боги, вельможи из ближайшего окружения фараона. Фараоны изображались обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами, в их статуях подчеркивалась огромная физическая сила (даже если это не соответствовало оригиналу). Скульптура Древнего Царства передавала определенное портретное сходство, но, как правило, идеализировало образ. Статуи всегда строго пропорциональны.
Среди скульптур Древнего Царства выделяется своей неповторимостью Большой Сфинкс в Гизе. Каменный лев с головой человека высечен из цельной скалы (длина – 57 метров, высота – 20 метров). Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафрой. Огромный Сфинкс в Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок – клафт с уреем посредине лба. Однако Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, не одного подобного гиганта больше создано не было.
II ЭПОХА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
Архитектура
В эпоху Среднего Царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего Царства был переосмыслен и усовершенствован.
В местечке Дейр–эль–Бахри сохранились остатки заупокойного храма фараона Ментухотепа I, сочетавшего в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Осуществлялось и большое городское строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов – город Ит-тауи, а в нем знаменитый Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III) – символическое воплощение расцвета и единства страны. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего Царства строились довольно редко и уступили своё место гробницам, высекаемым в скалах.
Письменность и литература
К началу рассматриваемой эпохи в Египте окончательно сложилась развитая система иероглифической письменности, что повлекло за собой стремительный взлёт литературы. Египетская письменность была буквенно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700. Иероглифические знаки впервые были прочитаны в 1822 году французским учёным Франсуа Шампольоном. За своё выдающееся открытие он стал почётным членом Петербургской Академии наук. На базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник древнегреческий алфавит, который в свою очередь стал основой латинской азбуки.
Богатейшая литература Среднего Царства была представлена разными жанрами: сказки, поучения, гимны в честь богов, поэзия, мифы, повести и т.д.Одна из них – «История Синухета» - является непревзойденным шедевром древней прозы. В последующие эпохи литература времени Среднего Царства была образцом для подражания.
От эпохи Среднего Царства сохранились первые медицинские и математические папирусы, содержащие практические и конкретные задачи.
III ЭПОХА НОВОГО ЦАРСТВА
Новое Царство было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
Архитектура
Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и особенно величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксорев восточной части Фив. От Луксор к Карнаку вела длинная, почти в 2 км., прямая дорога – Аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски. Мощные пилоны образовывали портал (ворота, вход, дверь), возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразые) имели высоту свыше 20 м., а диаметр около 5 м. Общее число колонн равнялось 134. Нижние части стен Карнакского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно – синем фоне. В храмах помещалось множества статуй, стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового Царства к гигантомании, культу грандиозного.
Из других наиболее известных храмов Нового Царства выделяется расположенный на трех обширных террасах Поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Скульптура
Тяга к колоссальному прослеживается в скульптуре Нового Царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 метров каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим её сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.
ИСКУССТВО АМАРНЫ
В истории эпохи Нового Царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве.
В 15 веке до н.э. в Египте правила 18-я династия египетских фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон не имел изображения, его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями.
Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему боге Амоне, Аменхотеп IV меняет своё имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону, основывает новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон, в переводе Горизонт Атона, куда переезжает со своим двором.
Фараон окружает себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он требует не следования канону, а лишь служения истине. Это был вызов, т.к. на место статуям старых богов, скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, с выражением на лицах неземного величия пришли реалистические, динамичные, очень естественные изображения самого Эхнатона, членов его семьи, приближенных. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевров – портретов. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити.
Литература
Амарна была стимулом и для появления уникального явления на Древнем Востоке – некультовой любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.
Архитектура
После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась в сооружении царских статуй – колоссов. Самый большой заупокойный храм приказал построить Рамсес II – это был один из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто – либо из правителей до него.
Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового Царства стали храмы, вырубленные в толще скалы. Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет – Абу, напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества.
Фараоны Нового Царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I. Гробницы тщательно маскировали, вход замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Единственная оставшаяся почти не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922г. и показавшая всему миру бесчисленное богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т.д. сделали открытие гробницы Тутанхамона – археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в гробнице, превысил тонну!
УПАДОК ЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный с полосой тяжёлых и длительных войн и завоевание Египта ливийцами, затем эфиопами, позже ассирийцами и персами.
Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях 26 династии (Саисской) – 7 в. до н.э. – так называемый Саисский Ренессанс (Возрождение). Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего Царства, в частности к идеальному портрету. Саисское Возрождение стало не исходной точкой нового расцвета, а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была исчерпана, все ярче разгоралась звезда Древней Эллады. Однако закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие её элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов мировой культуры.
Египетское искусство с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян.
Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основудляпоследующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.
Культура Древней Греции
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
- Эгейская (Крито-Микенская) культура (3-2 тыс.до н.э.)
- Гомеровский период (11-9 вв.до н.э.)
- Архаический период (8-6 вв.до н.э.)
- Классический период (5-4 вв.до н.э.)
- Эллинистический период (конец 4- 1 в.до н.э.)
Эгейская (Крито-Микенская) культура
В начале первого тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации и культура вступили в полосу упадка и уступили своё место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в 3-2 тыс.до н.э. одновременно с древневосточными культурами в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая Эгейская культура. В её состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикладская островная культура (острова Эгейского моря); элладская – в Балканской Греции. Во II тыс.до н.э. в материковой Греции возникла близкая критской Микенская или Ахейская культура.
Архитектура, живопись
Центрами эгейской цивилизации были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. были украшены колоннадами и фресками. Кносский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру с огромным количеством залов, открытыми дворами, многочисленными коридорами и переходами.
Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности (8-7вв.до н.э.) – так называемого слогового (линейного) письма А. Критская письменность до сих пор не расшифрована.
Микенская (Ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но отличалась рядом своеобразных черт. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенкская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Сами греки считали, что это стены воздвигли Циклопы – настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые «Львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздвигали для себя величественные гробницы, или толосы.
К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона,поражающая своей монументальностью: её купол выложен из 33 каменных колец. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
Микенская письменность (линейное письмо Б) была дешифрована в 1953 г. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке, правда более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Гомеровский период
Античная культура была ориентирована не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива. Поэтому античная культура глубоко гуманна, т.к. прославляет и возвеличивает человека.
Литература
Главным источником наших сведений об этой эпохи являются два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Принято считать, что поэмы были записаны в 9-8 вв. до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В основе этих выдающихся памятников мировой литературы лежит ахейский эпос – сказание о походе ахейских греков в Трою.
В поэме «Илиада» рассказывается о событиях последнего года 10-летней войны греков с троянцами и о взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог Генрих Шлиман, раскопавший Трою во второй половине 19 в. «Одиссея» повествует о возвращении из-под Трои и долгих странствиях одного из героев Троянской войны – царя греческого острова Итака Одиссея.
Эпические поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина – эпического героя – считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец – аэд, который передает её потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона – греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворил Гомер.
Греки представляли себе своих богов именно так, как изобразил их Гомер. Мир великолепных олимпийцев, собирающихся при дворе Зевса на общий совет, весело пирующих целыми днями, вступающих между собой в брачные союзы и сорящихся, был слишком похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии.
Боги близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся от последних лишь бессмертием. Они любят и ненавидят как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.
Греческая религия и мифология были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди – с богами. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.
Архаический период
Архаическая эпоха – время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в т.ч. и государства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества. В архаическую эпоху были заложены основы: Классического рабства; системы денежного обращения и рынка; основной формой политической организации полиса; концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности. В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.
Игры
Отличительной особенностью культуры древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх ни рабы, ни полусвободные, ни иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э.в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые 4 года. Местом проведения игр была Олимпия в Пелопоннесе. Они продолжались 5 дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была оливковая ветвь. Атлет трижды одержавший победу в играх получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к Олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служиллавровый венок, Истмийские игры (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток.Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.
Письменность и литература
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры 8-6 вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Афинах.
В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером, теперь внимание поэтов привлекают сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает названиелирики.
Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с острова Парос. С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей.
Анакреонт с острова Теос остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви. Именно его лирика создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков.
Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на острове Лесбос на рубеже 7-6 вв.до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов. Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной и наиболее часто встречающейся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.
Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре, воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.
Архитектура
В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры ого времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемидыв г.Эфесе в Малой Азии (одно из семи чудес света), храм Геры на о.Самос, Аполлона в Дидимах.Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись (многоцветная). Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.
Скульптура
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу 6 в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
Керамика
Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи 7-6 вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов стол же различны как и их функции. Наряду с кратерами для смешивания вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда.
В 6 в. до н.э.греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний. Причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях уступает место сценам взятым из жизни. Набольшего развития новый, чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах.
Приблизительно с середины 6 в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, занимающихся спортивной борьбой, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА
Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине 5 в. до н.э.
В начале 5 в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился из Малой Азии и островов Эгейского моря в континентальную Грецию и особенно в центр Аттики – Афины. Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин, прежде всегоПерикл, стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады. Средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.
Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины 5 в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущим из казны выплачивали театральные деньги –теорикон – на посещение театра. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с 7 до 16 лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности.Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины 5 в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.
Архитектура
В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем, главным центром художественного творчества были Афины.
В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 – 427 г. до н.э) в Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Даже сейчас в развалинах, этот памятник сохраняет свою гармонию и величавость.
Строительными работами и украшениями Афинского Акрополя в 5 в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богине Афине – Деве. История сохранила имена его создателей - Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощением гармонии и строгости. В сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь, - Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Афины – Ники Аптерос преобладали ионические черты. В ионическом ордере был построен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея – Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный – вместо колонн там стоят шесть женских фигур – знаменитые кариатиды.
Архитекторы Парфенона учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания – от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть – чуть изогнуто, чуть – чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.
Скульптура
Своего совершенства греческая пластика достигла во Фризах Парфенона (работа Фидия и его учеников). Он считается одной из вершин классического искусства.
Внутри Парфенона в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла 12-ти метровая статуя Афины – Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины, высеченной из слоновой кости и золота. Из чистого золота была сделана одежда богини, а её шлем, волосы и щит были выполнены из золотых пластин. В глазницы были вставлены драгоценные камни – сапфиры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины – Девы величие родного города. Фидий явил миру новый образ Афины – богини – воительницы и богини мудрости – истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества афинского полиса.
Идеал человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии). Высота статуи 14 м. Грозный бог был изображен величаво сидящим на троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал образу жестокого и мстительного царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия. Статуя Зевса также была сделана из золота и слоновой кости и причислялась к семи чудесам света.
Скульптура в целом переживает период бурного расцвета. На смену двум типам фигур куросу и коре приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
Утверждение достоинства и величия человека и гражданина – главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием скульптурных образов атлетов – победителей. Их излюбленным материалом была бронза. Всемирно известен «Дискобол» Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена идущая от архаического периода статичность. Мирон был первым среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику человеческого тела.
Третий знаменитый скульптор 5 в.до н.э. – Поликлет – определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более 100 лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришёл в 4 в. до н.э. новый, открытый скульптором Лисиппом.
Согласно канону Поликлета длина ступни должна составлять 1\6 длины тела, высота головы – 1\8. Эти и другие соотношения соблюдены в фигуре «Дорифора» (Копьеносца), воплотившего в себе идеал мужской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не сохранились до нашего времени, дошли лишь римские мраморные копии.
Театр
Эпоха архаики выразила себя в лирике, 5 в. до н.э., когда культурным центром сделались Афины, выразил себя в трагедии и комедии.
Трагедия (в переводе буквально – «песнь козлов») возникла их хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В 5 в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог – так возникла драма – театральное действо.
Театр занимал совершенно особое место в жизни греков, он был общественным институтом и имел дидактические (воспитывающие) функции.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни деталей их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций.
Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего организатора представления. В заключительный день праздника победители получали награды.
Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии: «Персы», «Прикованный Прометей» и др.) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема его трагедий – проблема моральной ответственности за причиненное зло. Софокл признавался лучшим траг<