Структуры вычислительных машин

В настоящее время примерно одинаковое распространение получили два способа построения вычислительных машин: с непосредственными связями и на основе шины.

Типичным представителем первого способа может служить классическая фон-неймановская ВМ. В ней между взаимодействующими устройствами (процессор, память, устройство ввода/вывода) имеются непосредственные связи. Особенности связей (число линий в шинах, пропускная способность и т.п.) определяются видом информации, характером и интенсивностью обмена. Достоинством архитектуры с непосредственными связями можно считать возможность развязки “узких мест” путем улучшения структуры и характеристик только определенных связей, что экономически может быть выгодным. У фон-неймановских ВМ таким “узким местом” является канал пересылки данных между ЦП и памятью. ВМ с непосредственными связями плохо поддаются реконфигурации.

В варианте с общей шиной все устройства вычислительной машины подключены к магистральной шине, служащей единственным трактом для потоков команд, данных и управления. Структура ВМ показана на рисунке 2.

Структуры вычислительных машин - student2.ru

Рисунок 2. Структура ВМ на базе общей шины

Наличие общей шины существенно упрощает реализацию ВМ, позволяет легко менять состав и конфигурацию машины. Благодаря этим свойствам шинная архитектура получила широкое распространение в мини- и микроЭВМ. Вместе с тем, именно с шиной связан и основной недостаток архитектуры: в каждый момент передавать информацию по шине может только одно устройство. Основную нагрузку на шину создают обмены между процессором и памятью, связанные с извлечением из памяти команд и данных и записью в память результатов вычислений. На операции ввода/вывода остается лишь часть пропускной способности шины. Практика показывает, что даже при достаточно быстрой шине для 90% приложений этих остаточных ресурсов обычно не хватает, особенно в случае ввода или вывода больших массивов данных.

В целом следует признать, что при сохранении фон-неймановской концепции последовательного выполнения команд программы шинная архитектура в чистом ее виде оказывается недостаточно эффективной. Более распространена архитектура с иерархией шин, где помимо магистральной шины имеется еще несколько дополнительных шин. Они могут обеспечивать непосредственную связь между устройствами с наиболее интенсивным обменом, например процессором и кэш-памятью. Другой вариант использования дополнительных шин – объединение однотипных устройств ввода/вывода с последующим выходом с дополнительной шины на магистральную. Все эти меры позволяют снизить нагрузку на общую шину и более эффективно расходовать ее пропускную способность. Можно предложить два типа ВМ с двухшинной структурой, изображенных на рисунках 3 и 4.

Структуры вычислительных машин - student2.ru

Рисунок 3. Первый вариант двухшинной структуры ВМ

Структуры вычислительных машин - student2.ru

Рисунок 4. Второй вариант двухшинной структуры ВМ

Второй вариант двухшинной структуры ВМ обеспечивает большее быстродействие, так как при работе ЦП может продолжать отрабатывать программу (извлекая команды и данные из основной памяти), в то время как внешние устройства при необходимости сами обмениваются данными с основной памятью. Но такая структура достаточно дорога при реализации, так как требует интеллектуальных внешних устройств, ведущих самостоятельный обмен с основной памятью. Существуют варианты ВМ с тремя и более шинами.

Наши рекомендации