Рафаэль. Фрески ватиканских «Станц».

Ватиканские станцы, 1508-1515/17. Комнаты в Ватиканском дворце, были уже при Николае 5, а Юлий 2 выбрал их как свои апартаменты (не желал жить в комнатах Борджиа), может парадные, по совету Браманте поручил росписи молодому Рафаэлю. Внешние комнаты выходили в сторону строящегося Браманте двора. Композиции занимают стену – то есть в каждой станце по 4 фреске. Композиционная ясность и общая гармония.

Делла Сеньятера, 1508-1511г. Первая расписанная, здесь был папский кабинет (подписывал указы, может церковный трибунал, но хотели предназначить для библиотеки). Тема – духовная деятельность человека. Фрески – 4 ее области: философия (Афинская школ), богословие (Диспут), поэзия (Парнас) и правосудие (Мудрость, умеренность и сила). Однако потом программа была художественно переосмыслена. Квадрат, высокие своды. Свод: уподоблен золотой мозаике. В центре многоугольник, там небо (прорыв), ангелы держат эмблему (папы?). По сторонам 4 больших круглых аллегорических композиции: теология, юриспруденция, философия и поэзия. Где круги почти соединяются, странная форма, ее делят, получаются 2 трапеции неправильной формы: 1я гризайлью (историческая), 2я в цвете (мифологические сцены). Миций Сцефало – Кузница вулкана; самопожертвование Курциуса – Сатир, разлучающий амура и нимфу; суд Юния Брута – Победа Юпитера над гигантами; Мир августа – Амфитрита, посещающая остров Атлас. Друг с другом связаны. Это аллегория 1 из стихий мироздания: огонь, земля, небо, вода (все по порядку на пару), то есть аллегория 4х родов деятельности человека, 4 стихии. Еще от Теологии справа – Адам и Ева – идея искупления первородного греха через теологию. Юристы – Суд Соломона. Философия – справа от нее Муза Урания созерцает небесную сферу. Поэзий – Аполлон и Марсий. Жесткая продуманная, логичная система. Четко выделена архитектоника. Сюжеты, которые изображены под аллегориями тоже им соответствуют, там глобальные общие композиции: конкретное изображение. Безграничный простор человеческой деятельности, есть не только идея, но и художественное решение. Суд Соломона – влияние Микеланджело, оскульптуренность форм. Внутри композиций архитектоника решений, не нарушает, а обыгрывает реалии интерьера. Сквозные двери, длинные стены – 10м, перпендикулярно движения, торцевые – 8м, выходят во дворы (внутренний и Бельведер, который строит Браманте). Надо обыгрывать окна и двери. Спор о Таинстве причастия (Диспут), 1509г (Вазари), на самом деле это Триумф Христианской веры. Четкие два плана (земля и небо), земля – папы (Григорий Великий с лицом Юлия Второго, Иероним, Фома, Амброджо, Савонарола, Бонавентура, Данте как политический деятель, связанный с церковью). Наверху небесная церковь – святые. Решение будет развивать и обыгрывать фрески напротив (Афинская школа). Завершает арка архитектоника за счет фигур. Подчеркивает иллюзионистическую границу. Есть постепенно развитие композиции слева направо в глубину к центру, потом рука, поднимаемся наверх, смотрим по сторонам, боковые профильные, возвращаемся к центру, идем вниз, смотрим правую часть, снова профиль и возвращаемся к центру. В подготовительных рисунках хотел сделать реальную архитектуру. Афинская школа, 1510-1511г, фреска связана с философией (прошлая с теологией). Полностью меняется жесткая логика прочтения композиции, нет железного соподчинения и определенного прочтения композиции. Но опять есть человек, вводящий в композицию, вбегающий мальчик. Все наиболее крупные философы античной и восточной философии – то есть вся философия во всем многообразии и сложности. Все объединено идеальным храмом (центрический план собора Петра Браманте). Достижение истины различно, но она всегда одна. Центр пустой, там только голый старик, Диоген, который не подчинен никакой системе. Платон-Леонардо (несет Тимея) и Аристотель (несет Этику). Дальше безграничность. Справа склонился Эвклид, спиной Птолемей с земной сферой, рядом Зороастр с небесной сферой (сфера, купол, арка, центричность, понятный измеряемый мир). Еще впереди Гераклид-Микеланджело, который пишет. В этом гармоничном идеальном мире разных способов познания с помощью философских систем есть и сам Рафаэль. Стена на двор Браманте (надо обыграть проем): Парнас – в центре Аполлон, играет на виоле, а не на лире (современный музыкальный инструмент). На горе музы и поэты, есть слепой Гомер, который диктует свою поэму Энию (римский поэт, перевел для римлян с греческого Гомера), рядом Вергилий, Данте. С левого угла женщина Сапфо (то есть внизу лирика). Представлены все сферы поэтического творчества. Ритм: поднимаемся и опускаемся. Напротив Парнаса – Мудрость, мера и сила. Внизу Трибониан вручает Пандефты (свод римского права) Юстиниану. И Григорий 2 Великий передает дикретарий своему кардиналу (свод церковного права). То есть юриспруденция имеет конкретику. Причем обе нижние сцены по бока от двери и в «сводиках» (вспомним Джотто). Вверху аллегории: слева дуб-сила, но и геральдическое растение Юлия 2. В центре двуликая фигура – мудрость, смотрящая в зеркало и на себя (самодостаточное), это папа. Справа узда – это мера. Путти, факел, играются и тд – это христианские добродетели.





Станца Д’Элиодоро, 1511-1154г. На своде Перуццы, 4 ВЗ композиции: Купина, Сон Иакова, явление Бога Ною и Жертвоприношение Авраама (полоска земли и синее небо, на фоне Рафаэля очень архаично). Невидимый бог – как купина – Изгоняет Гелиадора из храма (может аллюзия на изгнание французов из папской области); дальше Изведение Петра из Темницы (как во Сне Бог пришел ночью); месса в Больсене (как Авраам верит в Бога и причастие); изгнание Аттилы Львом из Италии (как спас Ноя). Это тема чудесного вмешательства неба в дела человека, но конкретный политический смысл. Уже с учениками. Здесь мир более динамичный, точка зрения снизу вверх, динамизация пространства, колорит более сумрачный и призрачный. Здесь есть конкретика. Юлий 2 под Равенной потерпел сокрушительное поражение от французов, но случайно папа был спасем, чудесное вмешательство Бога – прямая аллюзия на Гелиодора. Здесь обыгрывается Афинская школа, но тут разные материалы (камень и позолота). Там четкий центрический храм, здесь есть граница. Первосвященник молится, но не видит чуда, его вера в Бога несомненна. Фигуры даже залезают на колонны, чтобы увидеть чудо (это от кафедры Донателло?). Только крайняя левая фигура не движется, это папа Юлий 2, он наблюдает. Здесь есть обвал, ощущение полного скатывания вниз. Месса в Больсене – в 1263г немецкий священник хотел посетить в Рим, там остановился в Больсене, лукавый смутил, перестал верить в Таинство причастие, его облатка обагрилась кровью, снова поверил. Папа Урбан издал буллу, учредил праздник тела Христова, а это важно было для папы Юлия. Есть окно, его надо обыграть. Мессу не видит никто, но они чего то ожидают, есть движение, искаженные лица, эмоциональное напряжение, чудо даже пытается погасить пламя свечей. Единственный, кто не сомневается, папа, который спокойно наблюдает. Изведение Петра из темницы – оригинальное новое решение. Тоже соотносится с папой, так как еще кардиналом он был взят в плен в 1512г в битве при Равенне, но сбежал (Лев 10). Все это во сне, ночью, важна тема ноктюрна. Много источников света – месяц, заря, вспыхивающий факел, ангел. Рафаэль сознательно нарушает логику рассказа. Сначала люди обнаружили пропажу Петр, в центре ангел только явился, справа он его выводит. Есть прямые аллюзии: Сан Пьетро ин Винколи, там папа служил, там хранятся цепи Петра. Встреча Льва Великого с Аттилой, делали ученики, на длинной стене. Немного нарушены исторические реалии: событие произошло в северной Италии. В облике Льва Великого Лев 10 (Юлий 2 умер), сзади 2 кардинала похожи тоже, так как начали работать, когда Лев был еще кардиналом, а папой хотели изобразить Юлия, но он умер. Внизу по периметру на уровень дверей фриз, там плиты и «кариатиды» (либо гризайли, либо мраморные статую, но вряд ли, так как очень свободны).

Станца дель Инчендио ди Борго, 1514-1517г. Самая последняя, его только эскизы. Посвящена истории папства, эпизоды связаны со Львом 3 и Львом 4, что прославляет Льва 10. Лучшая фреска – Пожар в Борго 847г (рядом с Ватиканом пожар, Лев 4 перекрестил людей, и пожар прекратился). Там в глубине часть старого фасада собора Петра. Потолок вроде тоже Пеуццы (4 больших медальона, в треугольных место, там всего 8 бюстов в маленьких медальонах).

Наши рекомендации