В3. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
В4. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.
С1. Опишите своё любимое животное. (4-5 предложений)
Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса
Вариант 1
А1. Укажите существительное с окончаниемЕ.
а) рассказывал об авари.. б) ошибка в упражнени..
в) заботиться о здоровь... г) был в Сибир..
А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м
в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад
А3. Во всех словах ряда пишется -тся:
а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.
в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.
А4. Какое слово неправильно разобрано по составу?
А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бежать б) катиться в) мчаться г) нестись
А6. Какое утверждение неверно?
а) Существительные не изменяются по родам.
б) Некоторые существительные не изменяются по падежам и числам.
в) Существительные в предл. падеже могут быть дополнением или обстоятельством.
г ) В окончаниях сущ-х после шипящих в одних случаях пишется -е , в других пишется -о
А7. В каком ряду во всех словах пишется И
а ) вал..т, вид..л, высп..шься, леч.. мся б ) зависи..т, обид..л, обвар..шь слыш..м
в ) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м г ) смотр..т, кле..л, пил..шь, тащ..м
А8. В каком примере «не» пишется слитно?
а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу. б) Бабушке сегодня (не)здоровится.
в)(Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.
А9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
а) нож.., мяч.., помощ.. б) мыш.., ран..ше, у руч..я
в) ноч.., печ..ка, руж..ё г) мелоч.., много дач.., печ..
А10. Найдите ошибку в рассуждении:
а) ранн..ю порою - Е, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)
б) в поздн..ю пору - Ю, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., вин. (окончание -юю)
в) свеж..й зеленью - И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через -и
г) молоко слишком горяч.. - о, потому что в окончаниях кратких прилагательных после шипящих под ударением пишется -о
А11.Найдите ошибку в ударении.
а) алфавИт б) квАртал в) красИвее г) звонИт
А12.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?
а) к..нец, зар..сли, зац..пить б) изм..нение, по..виться, предл..гать
в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение г) созд..ется, л..сной, прибл…жение
А13.Найдите верное утверждение о предложении:Ветер, ты могуч!
а) главные члены – ветер могуч б)это предложение не осложнено
в) это предложение повествовательное г) это предложение распространённое
А14.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.
в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
г) Не кричи так жалобно, кукушка!
А15. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
а)полет б)ехать в) южный г) подъём
А16. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.
A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.
Б. Но тогда это было что-то особенное.
B. Конечно, я его люблю и сейчас.
Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.
а)Г, А, Б, В б)А, Г, Б, В в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А
А17.У какого слова лексическое значение определено неверно?
а) невежливый - грубый, неучтивый б) жюри - человек, который руководит конкурсом
в) изморось - очень мелкий дождь г) бирюзовый - зеленовато-голубой
Часть 2.
(1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)
В1. Определите тип речи:а) описание; б) рассуждение; в) повествование.
В2. В предложении (1) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.