Введение. Предмет и место строительной физики в творческой работе архитектора.

Семестр

№ п.п. Наименование тем Число учебных (аудиторных) часов
Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
1. Введение. Предмет и место строительной физики в творческой работе архитектора.
2. Методы расчёта климатических параметров
3. Основные факторы формирования климата     ―  
4. Климат и его составляющие. Классификация климата и его учёт в объёмно-планировочном решении здания ―  
5. Теплофизические основы проектирования. Виды распространения тепла. Тепловой микроклимат помещений. Понятие комфорта
6. Климат современных крупных городов. Гигиеническая оценка воздушного бассейна городской застройки
7. Снеговые нагрузки. Ветровые нагрузки на здания и сооружения. –– ―  
8. Искусственное освещение и его источники. ―  
9. Классификация осветительных приборов.
10. Расчет искусственного освещения.
11. Нормирование искусственного освещения.
12. Проектирование искусственного освещения.
13. Система световых величин.
14. Естественное освещение.
15. Расчет естественного освещения.
16. Проектирование естественного освещения.
17. Инсоляция.
  Всего

Семестр

№ п/п   Число учебных часов
Наименование тем Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
 
 
Введение. Предмет и место архитектурной физики в работе инженера. - -
Расчёты при неустановившемся потоке тепла. -
Нормативы сопротивления теплопередаче в Республике Беларусь. -
Понятие теплового и ветрового напора. -
Влажность воздуха помещений. -
Сопротивление паропроницанию ограждений. -
Современные технические решения наружных ограждающих конструкций. -
Особенности температурно- влажностного режима многослойных ограждающих конструкций. -
  Всего  

Семестр

№ п.п.   Наименование тем Число учебных (аудиторных) часов
Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
1. Архитектурная акустика. Волновая и геометрическая теории звука.
2. Звуковые паромеры, способы их измерения и восприятие их человеком.
3. Реверберация и артикуляция.
4. Проектирование залов, к которым предъявляются акустические требования. ―  
5. Выбор внутренней отделки залов.
6. Способы борьбы с шумом.
7. Проектирование звукоизоляции.
  Всего



2.2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ,

ИХ СОДЕРЖАНИЕ ИОБЪЕМ В ЧАСАХ

Семестр

Введение. Предмет и место строительной физики в творческой работе архитектора.

Объем лекционных занятий - 2 часа.

Методы расчёта климатических параметров

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Основные факторы формирования климата

Объем лекционных занятий – 2 часа.

2.2.4. Климат и его составляющие. Классификация климата и его учёт в объёмно-планировочном решении здания

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Теплофизические основы проектирования. Виды распространения тепла. Тепловой микроклимат помещений. Понятие комфорта

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Климат современных крупных городов. Гигиеническая оценка воздушного бассейна городской застройки

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Снеговые нагрузки. Ветровые нагрузки на здания и сооружения.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Искусственное освещение и его источники.

Виды освещенности. Виды искусственного освещения. Источники искусственного освещения: лампы накаливания, газоразрядные лампы низкого и высокого давления, другие источники света.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Классификация осветительных приборов.

Виды осветительных приборов. Типы осветительных приборов.

Объем лекционных занятий – 1 час.

Расчет искусственного освещения.

Приближенный расчет искусственного освещения помещений. Точный расчет искусственного освещения помещений.

Объем лекционных занятий – 1 час.

Нормирование искусственного освещения.

Нормирование освещения производственных, складских, общественных и жилых зданий.

Объем лекционных занятий – 1 час.

Проектирование искусственного освещения.

Освещение интерьеров. Архитектурное освещение городов. Освещение витрин.

Объем лекционных занятий – 1 час.

Система световых величин.

Лучистая энергия. Лучистый поток. световой поток. световая энергия. Сила света. Освещенность. Яркость. Светность.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Естественное освещение.

Понятие естественного освещения. Источники естественного освещения. Факторы, влияющие на освещенность естественным светом. Виды естественного освещения в помещении.

Объем лекционных занятий – 1 час.

Инсоляция.

Понятие инсоляции. Инсоляционный режим помещений и территорий. Защита от инсоляции. Нормативные требования к инсоляции. Расчет продолжительности инсоляции.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Семестр

Семестр

Реверберация и артикуляция.

Понятие реверберации с точки зрения волновой, геометрической и статистической теорий. Собственная частота колебаний помещения. Уравнение реверберации. Стандартное время реверберации. Формулы Сабина и Эйринга для определения времени ревербераций. Фонды звукопоглощения. Акустическое отношение. Эквивалентная реверберация Понятие артикуляции. Расчет и экспериментальное определение слоговой процентной артикуляции.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

2.4.30 Проектирование залов, к которым предъявляются акустические требования.

Учет акустических требований при выборе объема, формы и очертаний внутренних поверхностей залов. Определение рационального объема зала и его основных пропорций. Построение профиля пола. Выбор формы потолка и стен. Исследование первых звуковых отражений в зале. Построение лучевых эскизов. Эхо. Порхающее эхо. Критический интервал. Обеспечение диффузности звукового поля в зале. Оценка акустических качеств залов разного назначения. Акустика аудиторий и конференц-залов. Акустика драматических театров. Акустика концертных залов.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Способы борьбы с шумом.

Шум. Классификация шумов. Источники шума. Характеристики источников шума. Влияния шума на организм человека. Административно-правовые, организационно-технологические, градостроительные, объемно-планировочные и конструктивные способы с шумом.

Объем лекционных занятий – 2 часа.

Семестр

2.3.1. Определение влажности воздуха

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.2. Определение направления и скорости ветра

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.3. Определение показателей температуры воздуха

Объем лабораторных занятий – 2 часа.

2.3.4. Построение графика годового хода температуры воздуха

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.5. Определение скорости испарения воды

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.6. Исследование влияния солнечной радиации на конструкции зданий

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.7. Определение коэффициента естественной освещённости по методу Данилюка.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.8. Определение коэффициента естественной освещённости в помещении при помощи люксметра.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.9. Определение коэффициента искусственной освещённости в помещении при помощи люксметра.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.10. Определение влияния коэффициента светоотражения поверхностей на освещённость в помещении.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.11. Определение инсоляции застройки

Объем лабораторных занятий - 6 часа.

2.3.12. Расчет продолжительности инсоляции помещений.

Объем лабораторных занятий - 4 часа.

Семестр

2.3.13 Определение направления и скорости ветра. Определение показателей температуры воздуха.

Объем лабораторных занятий - 3 часа.

2.3.14 Построение графика годового хода температуры воздуха.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.15 Определение скорости испарения воды.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.16 Определение коэффициента теплопроводности материалов

Объем лабораторных занятий - 4 часа.

2.3.17 Расчёт сопротивления теплопередаче неоднородных ограждающих конструкций.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.18 Построение температурных полей.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

Семестр

2.3.19. Измерение звукоизоляции однородной конструкции.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.20. Расчет индекса изоляции воздушного шумаакустически однородной конструкции.

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.21. Расчет индекса изоляции воздушного шума конструкции с проемом

Объем лабораторных занятий - 2 часа.

2.3.22. Определение класса по звукоизоляции окна с двойным остекленеем.

Объем лабораторных занятий - 3 часа.

2.3.23. Построение амплитудно-частотной характеристики звукоизоляции воздушного шума для конструкции с гибкой плитой на относе.

Объем лабораторных занятий - 3 часа.

2.3.24. Расчет индекса звукоизоляции ударного шума конструкции перекрытия.

Объем лабораторных занятий - 3 часа.

2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Семестр

Снеговые нагрузки

Объем – 4 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.2], [3.1.3], [3.1.4].

Ветровые нагрузки

Объем – 4 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.2], [3.1.3], [3.1.4].

Освещение фасадов зданий.

Объем – 4 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.8], [3.1.9], [3.1.11], [3.3.2].

Семестр

Реверберация и артикуляция.

Объем– 6 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.14, 3.1.8]

2.4.16 Проектирование залов, к которым предъявляются акустические требования.

Объем–6 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.16, 3.1.14, 3.1.8]

Способы борьбы с шумом.

Объем– 6 часа.

Рекомендуемая литература: [3.1.22, 3.1.21]

Семестр

2.5.1.Влияние климата на планировку и застройку населенных пунктов

Объём - 2 часа.

2.5. Расчетно-проектировочные задания

Семестр

Состав курсовой работы

1. Инсоляционная линейка.

2. Генплан М1: 500, М1:100

3. Инсоляционная карта жилой застройки.

4. Подробная инсоляционная карта выделенного жилого и общественного здания.

5. Картограмма инсоляции фасада 5-этажного здания.

6. Расчет продолжительности инсоляции помещений.

7. Рекомендации по ориентации помещений в выделенном жилом и общественном зданиях.

Семестр

Курсовая работа «Теплофизический расчет жилого здания».

Состав курсовой работы

1. Расчет толщины утеплителя наружных стен, покрытия, пола над холодным подвалом.

2. Построение графика распределения температуры в наружной стене, покрытии, пола над холодным подвалом

3. Расчет на воздухопроницание наружных стен

4. Расчет наружной стены, покрытия, пола над холодным подвалом на сопротивление паропроницанию. Выбор вида пароизоляции

3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Основная литература

3.1.1. Богословский В.Н.. Строительная теплофизика. – М.: Высшая школа, 1982.

3.1.2. Гусев, Н.М. Естественное освещение зданий/ Н.М.Гусев – М.: Стройиздат, 1961. – 170с.

3.1.3. Гусев, Н.М. Освещение промышленных зданий/ Н.М. Гусев, Н.Н. Киреев. – М.: Стройиздат, 1968. – 159с.

3.1.4. Гусев, Н.М. Строительная физика/ Н.М. Гусев. – М.: Стройиздат, 1975. – 440 с.

3.1.5. Дроздов, В.А. Климатология/ В.А.Дроздов. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 568 с.

3.1.6. Дунаев, Б.А. Инсоляция жилища/ Б.А. Дунаев. – М.: Стройиздат, 1979. – 104 с.

3.1.7. Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования (ТКП 45-2.04-153-2009)/ Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 103 с.

3.1.8. Жабыко Е.И., Рублевская Н.И.Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения: Учеб. пособие - /Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. - 89 с

3.1.9. Жилые и общественные здания. Краткий справочник инженера-конструктора. – М.: Стройиздат, 1991. – 656 с.

3.1.10. Заварина М.В. Строительная климатология – Л.: Гидрометеоиздат, 1976.

3.1.11. Заварина, М.В. Строительная климатология/ М.В. Заварина – Л.: Гидрометеоиздат, 1976. – 302 с.

3.1.12. Ильинский В.М. Строительная теплофизика. – М.: Высшая школа, 1974.

3.1.13. Инженерное оборудование зданий и сооружений / Под ред. Ю.А. Табунщикова. - М.: Высшая школа, 1989. – 238 с.

3.1.14. Ковригин Д.С. Архитектурно - строительная акустика: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 1980 – 184с

3.1.15. Лесман, Е.А. Освещение административных зданий и помещений/ Е.А. Лесман – Л.: Энергоатомиздат, 1985. – 88 с.

3.1.16. СНиП 23-03-2003. Защита от шума - М., 2004.

3.1.17. Строительная климатология (СНБ 2.04.02-2000)/ Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. - Мн., 2001. - 40 с.

3.1.18. Строительная климатология / НИИ строй. физики. – М.: Стройиздат, 1990. – (справ. Пособие к СНиП).

3.1.19. Строительная климатология и геофизика. Основные положения проектирования. СНиП 2.01.01.- 82.

3.1.20. Строительная физика/ Н.М. Гусев, П.П. Климов. – Москва 1976.

3.1.21. ТКП 45-2.04-127-2009 (02250) Правила проектирования звукоизоляции. – Мн.,2010

3.1.22. ТКП 45-2.04-154-2009 (02250) Защита от шума – Мн, 2010

3.1.23. ТКП 45-2.04-43-2006. Строительная теплотехника / Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь - Мн.: 2007.

3.1.24. Шпайдель К. Диффузия и конденсация водяного пара в ограждающих конструкциях. – М.: Стройиздат, 1985.

3.1.25. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование. М., Стройиздат,1991. – 332 с.

3.1.26. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование/ Эрнст Нойферт. - М.: Стройиздат, 1991. – 332 с.

3.2. Дополнительная литература

3.2.1. Аронин Д. Климат и архитектура. Пер. с англ. Госстройиздат. М.. 1959.

3.2.2. Дятков, С.В. Архитектура промышленных зданий/ С.В. Дятков, А.П. Михеев. – М.: изд-во АСВ, 1998. – 480 с.

3.2.3. Зоколей С. Архитектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой. Пер. с англ. Стройиздат., М., 1984.

3.2.4. Лисициан, М.В. Архитектурное проектирование жилых зданий/ М.В. Лисициан, Е.С. Пронин. – М.: Стройиздат, 1990. – 488 с.

Лицкевич В.К. Жилище и климат. Стройиздат., М.. 1984.

3.2.5. Лицкевич, В.К. Жилище и климат/ В.К. Лицкевич. - М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.

3.3. Перечень методических указаний

3.3.1. Методические указания «Теплофизический расчет жилого здания» - БГТУ, Брест, 2011 г.

3.3.2. Методические указания «Узлы утепления ограждающих конструкций» - БГТУ, Брест, 2011 г.

3.3.3. Расчет естественной освещенности в помещении: Методические указания для студентов специальности «Архитектура»/ БГТУ. - Брест, 2005. – с.

3.3.4. Расчет продолжительности инсоляции: Методические указания – БГТУ. - Брест, 2005. – с.

3.4. Перечень вопросов к экзамену

1. Сопротивление теплопередаче однослойных ограждений.
2. Сопротивление теплопередаче многослойных ограждений.
3. Коэффициент теплопроводности, дать определение и единицу измерения.
4. От чего зависит коэффициент теплопроводности материала?
5. Сопротивление теплопереходу наружной и внутренней поверхностей ограждения.
6. Графически на примере изобразить разницу между термическим сопротивлением ограждения и сопротивлением теплопередаче ограждения.
7. Инерционность ограждения.
8. Почему при выборе расчётной температуры учитывается инерционность ограждения?
9. Требуемое сопротивление теплопередаче ограждения.
10. Последовательность определения требуемого сопротивления теплопередаче ограждения.
11. Как определяется нормативный температурный перепад при расчете требуемого сопротивления теплопередаче ограждения?
12. Сопротивление теплопередаче неоднородных ограждений.
13. Тепловой напор одноэтажных зданий.
14. Тепловой напор многоэтажных зданий.
15. Влияние теплового напора на микроклимат помещений.
16. Ветровой напор.
17. Влияние ветрового напора на микроклимат помещений.
18. Принципы регулирования микроклимата в помещениях за счёт ветрового напора.
19. Коэффициент воздухопроницания. От чего зависит коэффициент воздухопроницания?
20. Требуемое сопротивление воздухопроницанию огражений.
21. Сопротивление воздухопроницанию ограждений.
22. Понятие сорбции и десорбции.
23. Влажность воздуха. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха, её зависимость от температуры.
24. Парциальное и максимальное парциальное давление водяного пара. От чего они зависят?
25. Как и почему влажность материала зависит от температуры?
26. Изменение влажности материала ограждений в тёплый и холодный периоды года.
27. Какими способами можно устранить повышенную, сверх допустимой влажность стен эксплуатируемых отапливаемых зданий?
28. Почему и как влажность материала ограждающих конструкций зависит от работы естественной вентиляции помещений?
29. Основные причины конденсационного увлажнения ограждающих конструкций.
30. Как должны располагаться слои многослойного ограждения в зависимости от их сопротивления паропроницанию?
31. Как должны располагаться слои многослойного ограждения в зависимости от их термического сопротивления?
32. Где и почему в многослойных ограждениях должен располагаться пароизоляционный материал?
33. Где и почему в многослойных ограждениях должны располагаться воздушные прослойки?
34. Назовите два основных принципа при назначения материала слоёв многослойного ограждения.
35. Объясните влияние на влажностное состояние ограждения совместного движения тепла, пара и воздуха через ограждение.
36. Сопротивление паропроницанию ограждения.
37. Требуемое сопротивление паропроницанию ограждения.
38. Расположение плоскости возможной конденсации в наружных ограждающих конструкциях.
39. Построение графика распределения температуры в многослойном ограждении.
40. Волна. Звуковая волна. Классификация волн. Параметры звуковой волны: длина, период, размаз, амплитуда, чатота, скорость. Определение .Связь между парамтрами. 41. Звуковые параметры. Уровни звуковых параметров. Определения. Уметь определять уровни звуковых параметров, зная значения параметров и наоборот. 42. Бел. Децибел. Децибел акустический. Порог слышимости. Определения. Закон Вебера-Фахнера. Формулировка. Влияние порога слышимости на восприятие звука. 43. Законы волновой акустики: дифракция, интерференция, Формулировка. Применение. Рефракция, причины ее возникновения. 44. Законы геометрической акустики: отражение, преломление. Формулировка. Применение. Уметь строить отражение звуковых волн от различных поверхностей. Уметь определять коэффициент звукопоглощения и звукоотражения. 45. Эхо. Порхающее эхо. Определения. Причины возникновения. Способы устранения. Критический интервал. 46. Резонанс. Определение. Значение резонанса для звукоизоляции и звукопоглощения. Расчет частоты резонанса акустически неоднородных конструкций. 47. Собственная частота колебаний помещения. Спектр собственных частот помещения. Определение. Уметь находить частоты собственных колебаний помещения. 48. Реверберация. Определение. Значение реверберации для восприятия речи и музыки. 49. Стандартное время реверберации. Определение. Расчет по формуле Сабина и Эйринга. Способы уменьшения и увеличения времени реверберации. 50. Фонды звукопоглощения. Определение. Классификация. Расчет 51. Артикуляция. Определение. Факторы, влияющие на артикуляцию. Способы улучшения артикуляции. 52. Прямой и отраженный звук. Время запаздывания первых отражений. Определение. Значение для восприятия речи и музыки. Расчет. Уметь определять время запаздывания первых отражений. 53. Свободное и диффузное звуковое поле. Определения. Способы повышения степени диффузности звукового поля. 54. Проектирование залов драматических театров, лекционных аудиторий и концертных залов. Акустические требования предъявляемые к этим залам. Выбор объема, габаритных размеров и очертания в плане. 55. Звукопоглощение. Способы увеличения звукопоглощения. Коэффициент звукопоглощения 56. Пористые материалы. Классификация, примеры. Факторы, влияющие на звукопоглощающую способность пористых материалов. 57. Перфорированные панели. Определение. Назначение конструкции. Достоинства и недостатки конструкции. Частота резонанса перфорированной панели. Способы ее изменения 58. Резонирующие колебательные панели. Определение. Назначение. Факторы влияющие на частоту резонанса. 59. Шум. Классификация. Определение. Способы борьбы. 60. Акустически однородные и неоднородные конструкции. Определение. Отчего зависит звукоизоляция акустически однородных конструкций? От чего зависит звукоизоляция конструкций с проемом?. 61. Звукоизоляция воздушного и ударного шума. Определения. Факторы, влияющие на звукоизоляцию. Звукоизоляции полов, потолков и стен. 62. Индекс звукоизоляции воздушного и ударного шума. Определение. Расчет. Уметь определять индекс звукоизоляции акустически однородных конструкций и конструкций с проемом. 63. Эффект совпадения. Критическая частота. Определение. Влияние эффекта совпадения на звукоизоляцию. 64. Закон масс. Формулировка. Влияние закона масс на звукоизоляционную способность конструкций.    

Семестр

№ п.п. Наименование тем Число учебных (аудиторных) часов
Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
1. Введение. Предмет и место строительной физики в творческой работе архитектора.
2. Методы расчёта климатических параметров
3. Основные факторы формирования климата     ―  
4. Климат и его составляющие. Классификация климата и его учёт в объёмно-планировочном решении здания ―  
5. Теплофизические основы проектирования. Виды распространения тепла. Тепловой микроклимат помещений. Понятие комфорта
6. Климат современных крупных городов. Гигиеническая оценка воздушного бассейна городской застройки
7. Снеговые нагрузки. Ветровые нагрузки на здания и сооружения. –– ―  
8. Искусственное освещение и его источники. ―  
9. Классификация осветительных приборов.
10. Расчет искусственного освещения.
11. Нормирование искусственного освещения.
12. Проектирование искусственного освещения.
13. Система световых величин.
14. Естественное освещение.
15. Расчет естественного освещения.
16. Проектирование естественного освещения.
17. Инсоляция.
  Всего

Семестр

№ п/п   Число учебных часов
Наименование тем Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
 
 
Введение. Предмет и место архитектурной физики в работе инженера. - -
Расчёты при неустановившемся потоке тепла. -
Нормативы сопротивления теплопередаче в Республике Беларусь. -
Понятие теплового и ветрового напора. -
Влажность воздуха помещений. -
Сопротивление паропроницанию ограждений. -
Современные технические решения наружных ограждающих конструкций. -
Особенности температурно- влажностного режима многослойных ограждающих конструкций. -
  Всего  

Семестр

№ п.п.   Наименование тем Число учебных (аудиторных) часов
Лекции Лабор. занятия Самост. работа Управл. самост. работа Всего
1. Архитектурная акустика. Волновая и геометрическая теории звука.
2. Звуковые паромеры, способы их измерения и восприятие их человеком.
3. Реверберация и артикуляция.
4. Проектирование залов, к которым предъявляются акустические требования. ―  
5. Выбор внутренней отделки залов.
6. Способы борьбы с шумом.
7. Проектирование звукоизоляции.
  Всего

2.2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ,

ИХ СОДЕРЖАНИЕ ИОБЪЕМ В ЧАСАХ

Семестр

Введение. Предмет и место строительной физики в творческой работе архитектора.

Объем лекционных занятий - 2 часа.

Наши рекомендации