Архитектурный облик монастыря в честь святых царственных страстотерпцев.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ.

Данная работа представляет собой архитектурно-художественный анализ ансамбля монастыря В Честь Святых Царственных Страстотерпцев, в просторечии часто называемого Ганина Яма. Ценность такой литературы с исторической и морально-нравственной точки зрения несомненна. В данной работе будет поставлена задача анализа комплекса строений монастыря исключительно с точки зрения истории, стилистики архитектуры, а также духовного наполнения каждого храма в отдельности.

Сейчас практически на всей территории России активно ведётся строительство, восстановление заброшенных и разрушенных храмов. При этом, как правило, воспроизводятся типичные для русского зодчества формы: крестово-купольная схема, классическое пятиглавие, московские или византийские композиционные схемы, то есть канон, утвердившийся в XVII веке в ходе церковных реформ. При этом обычно воспроизводятся формы либо московского зодчества XV-XVII веков, либо формы, типичные для XIX века (особенно любим псевдовизантийский и неорусский стили), либо формы наиболее прославленных школ данной местности.

В этом смысле архитектура ансамбля монастыря В Честь Святых Царственных Страстотерпцев не вполне типична. Деревянное церковное зодчество Урала, как свидетельствуют его образцы, сохранившиеся в этнографическом музее Нижняя Синячиха, было достаточно скромным и куда менее декоративным, чем те строения, которые мы видим на территории монастыря. Можно сказать, что архитектурная идея монастыря заимствована из всего опыта русского деревянного зодчества – от его северных вариантов, воплощённых в Карелии и на побережье Белого моря, до вариантов, характерных для среднерусских земель – Ярославской, Костромской, Владимирской.

Авторы первых эскизных проектов А.Е.Шарыпов, Т.А.Петкевич, Н.С.Акчурина, Н.В.Доронина обращались к изучению этого наследия, поскольку некоторая цитатность, особенно в ярусном храме Сергия Радонежского, очевидна. Тем не менее, говорить о том, что в ансамбле монастыря просто воспроизведены формы русского деревянного зодчества, невозможно. Формы эти во многом переосмыслены: и в том, что касается конструкций, и в том, что касается архитектурного декора, и даже в том, что касается строительных материалов. Задача осложняется тем, что в ходе работы авторский коллектив, а вместе с ним и авторский замысел претерпели существенные изменения. На втором этапе проектные работы проводились с участием архитекторов К.В.Ефремова, В.А.Шадрина, С.Е.Ерыпалова, а впоследствии вновь была приглашена Н.С.Акчурина. Сами авторы полагают, что именно эти изменения нарушили художественную цельность ансамбля. Таким образом, современный ансамбль воплощает несколько авторских замыслов.

История происхождения названия земли на которой стоит монастырь.

В середине XIX века этот участок земли купил подрядчик по имени Гавриил в надежде отыскать здесь золото. По одной версии жители деревни Коптяки называли владельца рудника Ганей т.к относились к нему с пренебрежением и просто сокращали имя,по другой версии со времен Петра I любого рудокопа звали Ганькой . Отсюда и пошло название самой большой разработки рудника — Ганиной Ямы. В конце XIX века на этом руднике добывали железную руду и жгли уголь для домны Верх-Исетского завода. В начале XX века рудник был заброшен, шахты завалились и поросли молодым лесом. Сама Ганина Яма представляла собой небольшой карьер размером 20×30 метров, заполненный дождевой водой, вокруг неё находилось более 30 старых шахт, шурфов и котлованов, в которых прежде добывали руду.

Памятник «Царские дети»

16 ноября 2011 г в день рождения великой княжны Ольги Николаевны Романовой открыли памятник детям последнего российского императора Николая II.
За четыре месяца преподаватель уральской государственной архитектурной академии Игорь Акимов создал бронзовую композицию. Высота монумента -2,9 метра, вес - чуть менее трех тонн постамент выполнен из мрамора. Согласно замыслу автора царские дети (Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) спускаются с небес по наклонному каменному постаменту с крестами в руках. Образы юных страстотерпцев созданы по последним фотографиям царских детей. Иван Дубровин, руководитель мастерской, отлившей памятник, сказал на церемонии открытия: «Самое главное, что они – единое целое, они – семья, они неразрывно находятся вместе. Наша идея состояла в том, чтобы показать, что это были очень красивые и благородные люди».

Главный замысел памятника – показать смирение человеческой воли перед волей Божественной. Православные кресты в руках Великих Княжен и Цесаревича – символ страданий, которые безропотно приняли Царские Дети. В основу их воспитания были заложены три главных принципа: любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к Семье.

Из дневников императрицы Александры Феодоровны:

«Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Долг родителей в отношении детей, подготовить их к жизни, к любым испытаниям которые пошлет им Бог»

На памятнике табличка - запись из дневника священника Афанасия Беляева, последним исповедовавшего семью императора на кануне пасхи 1917 года: «Царские дети были удивительно нравственно чистыми. Дай Бог, чтобы все дети были так нравственно высоки, как дети Царя…»

Мраморный крест установлен в память о месте, где была построена первая келья обители. Он стоит на фундаменте печки той кельи. Деревянные же кресты в первые годы строительства монастыря служили охранными крестами, пока не было забора. Они стояли по периметру обители и охраняли ее. Теперь их расставили по территории в напоминании нам о том великом подвиге, который понесла царская семья и их верные слуги во спасение России. Поклонных крестов – 11 по количеству тел, привезенных на Ганину Яму утром 17 июля 1918 года, а это 7 членов царской семьи и четыре человека – слуги, верные друзья кто был с ними до конца. Сейчас монастырь обнесен деревянным забором.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ.

Данная работа представляет собой архитектурно-художественный анализ ансамбля монастыря В Честь Святых Царственных Страстотерпцев, в просторечии часто называемого Ганина Яма. Ценность такой литературы с исторической и морально-нравственной точки зрения несомненна. В данной работе будет поставлена задача анализа комплекса строений монастыря исключительно с точки зрения истории, стилистики архитектуры, а также духовного наполнения каждого храма в отдельности.

Сейчас практически на всей территории России активно ведётся строительство, восстановление заброшенных и разрушенных храмов. При этом, как правило, воспроизводятся типичные для русского зодчества формы: крестово-купольная схема, классическое пятиглавие, московские или византийские композиционные схемы, то есть канон, утвердившийся в XVII веке в ходе церковных реформ. При этом обычно воспроизводятся формы либо московского зодчества XV-XVII веков, либо формы, типичные для XIX века (особенно любим псевдовизантийский и неорусский стили), либо формы наиболее прославленных школ данной местности.

В этом смысле архитектура ансамбля монастыря В Честь Святых Царственных Страстотерпцев не вполне типична. Деревянное церковное зодчество Урала, как свидетельствуют его образцы, сохранившиеся в этнографическом музее Нижняя Синячиха, было достаточно скромным и куда менее декоративным, чем те строения, которые мы видим на территории монастыря. Можно сказать, что архитектурная идея монастыря заимствована из всего опыта русского деревянного зодчества – от его северных вариантов, воплощённых в Карелии и на побережье Белого моря, до вариантов, характерных для среднерусских земель – Ярославской, Костромской, Владимирской.

Авторы первых эскизных проектов А.Е.Шарыпов, Т.А.Петкевич, Н.С.Акчурина, Н.В.Доронина обращались к изучению этого наследия, поскольку некоторая цитатность, особенно в ярусном храме Сергия Радонежского, очевидна. Тем не менее, говорить о том, что в ансамбле монастыря просто воспроизведены формы русского деревянного зодчества, невозможно. Формы эти во многом переосмыслены: и в том, что касается конструкций, и в том, что касается архитектурного декора, и даже в том, что касается строительных материалов. Задача осложняется тем, что в ходе работы авторский коллектив, а вместе с ним и авторский замысел претерпели существенные изменения. На втором этапе проектные работы проводились с участием архитекторов К.В.Ефремова, В.А.Шадрина, С.Е.Ерыпалова, а впоследствии вновь была приглашена Н.С.Акчурина. Сами авторы полагают, что именно эти изменения нарушили художественную цельность ансамбля. Таким образом, современный ансамбль воплощает несколько авторских замыслов.

История происхождения названия земли на которой стоит монастырь.

В середине XIX века этот участок земли купил подрядчик по имени Гавриил в надежде отыскать здесь золото. По одной версии жители деревни Коптяки называли владельца рудника Ганей т.к относились к нему с пренебрежением и просто сокращали имя,по другой версии со времен Петра I любого рудокопа звали Ганькой . Отсюда и пошло название самой большой разработки рудника — Ганиной Ямы. В конце XIX века на этом руднике добывали железную руду и жгли уголь для домны Верх-Исетского завода. В начале XX века рудник был заброшен, шахты завалились и поросли молодым лесом. Сама Ганина Яма представляла собой небольшой карьер размером 20×30 метров, заполненный дождевой водой, вокруг неё находилось более 30 старых шахт, шурфов и котлованов, в которых прежде добывали руду.

Наши рекомендации