Совместное, принудительное сочетание этих элементов между собою позволяет посредством целого ряда приемов комплектования полу чить желаемую конструктивную композицию.
Для развития конструктивной фантазии крайне полезно проделать ряд упражнений, которые обогатят наши представления. Такие упражнения состоят в том, что мы с помощью одних только линий стремимся скомпановать изображение (или пространственный объект), обладающее признаками конструктивизма. Мы стремимся воплотить в композициях линий конструктивные начала и добиваемся этого потому, что эксперименты доказывают возможность этого состояния. Ряд композиций этого порядка иллюстрирует нашу мысль(рис. 57—58). Таким же порядком мы можем использовать плоскость, поверхность
Объединенное конструктивное соче тание цилиндрических массивов
и объем, оговорившись, что каждый из указанных элементов имеет свои особые свойства конструктивного сочетания (рис. 208 — 209). Давая себе задания для построения какого-нибудь конструктивного решения, мы тем самым способствуем не только наглядному выяв лению наших фантазий, но и развиваем наши конструктивные пред ставления.
С помощью так называемых беспредметных элементов мы имеем воз можность создать ряд самых фантастических образов (рис. 230—234), не имеющих вначале никакой практической основы, но зато обла дающих свойством в будущем получить непосредственное примене ние в жизни. Изощряясь в ряде конструктивных построений и из мышляя многоразличные комбинации, мы способствуем тому, что иногда появляются совершенно новые и своеобразные решения. От подобного свободного подхода наша фантазия выигрывает и свобода представлений совершенно „развязывает нам руки". Поло жительная сторона таких абстрактных конструктивных фантазий за ключается в том, что мы все приемы оформления фантазий можем использовать для целей практического разрешения конструирова ния. А кроме того, переход впоследствии к конструктивным фанта
Завод-фабрика легкой инду стрии. Ритмически согла сованная замкнутая кон структивная композиция
Зиям жизненного, утилитарного характера происходит довольно легко и непосредственно. Можно даже сказать с полной уверен ностью, что все абстрактные фантазии в конечном итоге выливаются в практические решения, претворяясь в самые реальные образы конструирования.
Спорт-клуб. Конструктивные объединения секториальных объемных телв цельное со оружение
Завод-фабрика тяжелой индустрии. Согласованная замкнутая конструктивная композиция
12• РИТМ ВКОНСТРУКЦИИ
Ритм в конструкции. Ритм в конструктивных композициях один из трудных моментов не только при своих построениях, но и при изучении такового. Многие процессы анализа конструктивного ритма не поддаются восприятию умозрительным порядком, а реша ются простым пониманием сущности такового. Нам, главным обра
Здание общественного на значения функционального характера. Ритмически увя занная конструктивная ком позиция из объемных цилин дрических колец
Демонстрация мощного кон структивного объединения больших массивов. Сочета ние цилиндров и параллело пипедов
зом, следует по возможности выяснить те моменты, которые позво лят обнаружить ритмические конструкции. Для этой цели необхо димо условиться считать ритмическими композициями следующие конструктивные решения:
Группа первая.
Композиции, конструктивные части которых расположены в опре деленном, чередующемся, ударном порядке.
Группа вторая.
Композиции, в которых конструктивные элементы идут в нисходя щем (или восходящем, удаляющемся) порядке без наличия повтори мости форм.
Демонстрация мощного кон струнтивного объединения цилиндрических массивов. Фантазия
Демонстрация тошного кон структивного объединения призматических тел
Группа третья.
Композиции, обладающие свойством объединять свои части так, чтобы совместным, последовательным, конструктивным сочетанием производить впечатление устойчивости, т. е. такие композиции, кото рые гаммой связно-объединенных своих частей порождают статич ность построения.
Группа четвертая.