Вторая сцена Мариинского театра

Архитекторы: Diamond Schmitt Architects, 2013

Вторая сцена Мариинского театра — в каком-то смысле полная противоположность проекту Генерального штаба. Её строили долго (первые разговоры о проекте появились едва ли не в 2001 году), шумно, со скандалами, трижды меняя архитекторов, всё увеличивая бюджет, а результат, кажется, не понравился даже заказчику. В итоге, когда театр в 2013 году предстал перед горожанами и архитекторами, его назвали «бетонной коробкой» и самым некрасивым сооружением в период правления губернатора Георгия Полтавченко. Активисты даже начали собирать подписи о сносе здания за 22 млрд рублей, но петиция не нашла отклика у власти. Валерий Гергиев и Владимир Путин лестно отзывались о технологической начинке, но стыдливо обходили внешнюю сторону здания. И зря: причина споров лежит вне плоскости архитектуры и градозащиты.

О новом здании театра надо, в общем, понимать лишь две вещи. Во-первых, оно лучше, чем кажется. Канадские архитекторы перенесли на петербургскую почву благополучное настоящее своей родины. Новая Мариинка — это демократичный театр для свободных и равных людей; не сакральное место, а всего лишь одно из развлечений постиндустриального города. Форма здесь не заслоняет собой зрителя, а традиционная царская ложа появилась вопреки желанию архитектора: когда Джек Даймонд узнал, что в России без неё никак нельзя, он страшно удивился. Спокойная неомодернисткая обёртка — адекватное выражение этого человеколюбивого подхода.

Во-вторых, вторая сцена Мариинского театра никогда не была тем, чем казалась. Да, изящное решение интеллектуала Доминика Перро было намного лучше существующей постройки. Но если бы спустя десять лет строительства над Крюковым каналом парил золотой купол французского архитектора, вряд ли бы это что-то изменило. С самого начала проект был, что называется, “overhyped” и воспринимался как Сиднейская опера для Петербурга. Он был символом новой и сильной России, воплощением всех надежд о светлом будущем.

Строительство

• 04.08.2008. ОАО «Генеральная строительная корпорация» с понедельника, 4 августа, начало работы на стройплощадке второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге по новой комплексной технологической схеме, теперь при возведении объекта будут использоваться, в частности, технологии «стена в грунте» и «топ-даун».

• 26.09.2008. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации подвела итоги аукциона на проведение работ по устройству крепления котлована для сооружения подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Победителем стало ОАО «Генеральная строительная корпорация».

• 01.06.2009 Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил провести новый конкурс по выбору архитектурного облика новой сцены Мариинского театра. По его словам, в первоначальном проекте, который выиграл на конкурсе в 2003 г., было много новаторских решений, «но после тщательного анализа, который проводился в течение 3 лет, выяснилось, что было допущено почти 4 сотни технических ошибок». В итоге контракт был расторгнут, авторские права выкуплены, а на доработку проекта ушёл ещё год.

• 22.07.2009 Выбрано пять участников, которые поборются в конкурсе за право заключения госконтракта по проектированию фасадов, кровли и интерьеров второй сцены Мариинского театра.

• 28.07.2009 Конкурсная комиссия выбрала компанию, которая получит госконтракт по проектированию фасадов, кровли и интерьеров второй сцены Мариинского театра. Победило петербургское ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (ВИПС). ВИПС представил на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, который компания собирается выполнить за 9,5 месяца и 300 млн рублей. Архитектурный критик Григорий Ревзин раскритиковал выбор жюри: «Это будет здание, выглядящее как нечто среднее между универмагом и „Макдоналдсом“».

08.04.2011 Начались работы по установке сценической механизации.

Интерьеры

Вторая сцена Мариинского театра - student2.ru

Рисунок 3 Интерьер театра
Главное фойе театра украшено люстрами Swarovski, выполнеными в виде хрустальных пузырьков, нанизанных на невидимые нити и светящихся благодаря встроенному светодиодному освещению. Стены выполнены из оникса, подсвечиваемого изнутри, что заметно меняет внешний облик здания в вечернее время, благодаря панорамным окнам и многочисленным узким оконным проемам, выходящими на ул. Декабристов. Мраморные полы и многочисленные лестницы дополняют внутреннее пространство.

Лестницы выполнены по проекту, разработанному коллективами нескольких компаний: канадской архитектурной компанией "Diamond and Schmitt Architects", российской компанией "АЛАНД", российско-английской конструкторской компании "Malishev Wilson Engineers" и австрийской компанией "Waagner Biro". Результатом совместной деятельности явилось получение престижной премии Института Инженеров-Конструкторов Великобритании в области конструкторских решений, проходившей в ноябре 2013 года. По оценке международного жюри, проект лестниц представляет собой композицию изобретательных конструктивных решений с рациональным использованием материалов и элегантными решениями узлов. Центральная овальная лестница (общим весом около 100т) в буквальном смысле висит на 8 подвесках (8 нот) диаметром всего 52 мм. В то время как стеклянная лестница, общей длинной около 35м, является одним из первых примеров использования конструктивного стекла в общественных зданиях в России, спроектированному по методу предельных состояний.

Зал на 2000 мест создан по традиционной многоярусной модели, включая царскую ложу, и отделан акустически комфортными породами дерева.

Вторая сцена Мариинского театра - student2.ru

Рисунок 4 Зал театра

Критика

Жители Санкт-Петербурга увидели новое здание в историческом центре города в последних числах января 2013 года, когда были сняты леса и убран забор. В Интернете новострой окрестили «бетонной коробкой» и «убийцей набережной Крюкова канала». Начат сбор подписей под петицией о сносе сооружения; её авторы сетуют на то, что «в сердце города разместили огромный сарай, назвав это театром». По данным движения «Красивый Петербург», большинство опрошенных «ассоциируют его с торгово-развлекательным комплексом над новой станцией метро», а не с театром.

«Бенуа»

Архитекторы: «Speech Чобан&Кузнецов», 2008

Вторая сцена Мариинского театра - student2.ru

Рисунок 6 Фрагмент фасада здания
Вторая сцена Мариинского театра - student2.ru
Рисунок 5 БЦ "Бенуа"
За последние пять лет Сергей Чобан стал самым важным и влиятельным российским архитектором. Можно долго спорить, почему это произошло: то ли дело в том, что живущий в Берлине с начала 1990-х Чобан — великий рисовальщик, то ли потому, что он — хваткий менеджер, который может продвинуть на место главного архитектора Москвы своего бывшего партнёра по бюро Сергея Кузнецова. Впрочем, когда разглядываешь фасад бизнес-центра «Бенуа» на Свердловской набережной, всё это оказывается неважным. Бизнес-центр возвели на территории бывшего завода «Россия», который выпускал детали для авиапромышленности, преобразовав часть оставшихся корпусов. Фасад здания украсили эскизы к балету «Петрушка» русского художника Бенуа, который некоторое время жил в Кушелевке. Сооружение в 2008 году признали лучшим по итогам всенародного интернет-голосования. Чобан покрыл офисное здание орнаментом из эскизов театральных костюмов, созданных Александром Бенуа для «Дягилевских сезонов». И этим убил сразу двух зайцев: обыграл исторический контекст территории (в конце XIX века неподалёку находились дачные места и одну из усадеб снимала семья Бенуа) и минимальными средствами превратил утилитарную в целом постройку в бывшей промышленной зоне в предмет роскоши. В Петербурге никто так больше не обходится с фасадами.


Наши рекомендации