Замена пролетных строений консольными кранами
Область применения. Консольные краны применяют, как правило, на мостах с пролетами средней длины – 20…35 м. Можно и малые пролетные строения. Максимум до 44,8 м – металлическое пролетное строение со сквозной треугольной решеткой и ездой по низу.
Наиболее распространенные в России типы консольных кранов: ГЭК-50, ГЭК-80, ГЭПК- 130 (поворотный, вынос груза в сторону до 5,3 м от оси пути).
Краны ГЭК-50 и ГЭК-80 в основном проектировали для работы с металлическими пролетными строения, но можно устанавливать и железобетонные пролетные строения. ГЭПК-130 ориентирован на железобетонные пролетные строения, но можно и металлические.
Достоинства по сравнению со стреловыми кранами (с точки зрения применения на эксплуатируемых мостах):
· не имеют выносных опор – экономия времени и не нарушается габарит пути.
· не требуется демонтировать контактный провод, достаточно отключить напряжение;
в транспортном положении консольные краны вписываются в габарит подвижного состава и могут следовать в составе поезда
· приведение в рабочее положение крана можно делать в удобном месте, транспортное положение – может быть и рабочим с пролетным строением на крюке.
Недостатки:
· Большой вынос конца пролетного строения при его транспортировке на крюке крана. Например, lп=36 м R=600 м, расстояние от оси пути до середины торца пролетного строения составит 2 м (что выходит далеко за габарит, приходится проверять габарит на всем участке движения и закрывать движение по соседнему пути).
· Большое давление на путь под осями передней опорной платформы (дополнительные требования: рельсы Р50, число шпал на км – 2000 шт.).
· Необходимость в поперечной передвижке блоков железобетонных пролетных строений
Подъем и опускание пролетных строений
Подъем и опускание пролетных строений выполняют при:
· Увеличение подмостового габарита.
· Сборке новых пролетных строений в низком уровне.
· Снятие старого пролетного строения продольной выкаткой.
· При установке нового пролетного продольной надвижной вдоль оси в уровне проезда.
· При разборке старых пролетных строений в низком уровне.
· При перестановке с опорных частей на накаточные пути и др.
Механизмы: гидравлические домкраты, фермоподъемники, песочницы.
Работы, связанные с подъемкой пути на мостах
При капремонте пути на железобетонных мостах растет толщина слоя балласта и как следствие может оказаться снижена полезная несущая способность элементов пролетного строения (плиты балластного корыта) и не обеспечена поперечная устойчивость пути.
Есть нормативные требования при которых эти требования выполняются безусловно:
h (толщина слоя балласта) <= 40 см;
е (эксцентриситет пути) <= 5 см;
i (крутизна откоса балластной призмы) <= 1:1,5;
с (плечо балластной призмы) >= 25…35 см в зависимости от грузонапряженности участка.
Если не обеспечена устойчивость пути, то допускается нарастить бетоном продольный борт балластного корыта (на пролетном строении и устоях) на высоту не более 20 см и в один слой.
Если это не помогает и грузоподъемность или устойчивость пути не обеспечена, то осуществляется подъемка пролетного строения.
Что кроме подъемки?
1. Наращение подферменных площадок – установка боков подъемки.
2. Наращение шкафных стенок.
3. Наращение кордонных камней.
4. Устройство откосных крыльев
Установка бездонных ящиков, удлиняющих устой
Замена пролетных строений продольной и поперечной передвижкой
Строительство и реконструкция. Способы монтажа пролетных строений одни и те же, но при реконструкции есть особенности.
Замена пролетных строений – основная составляющая при большинстве реконструкций. Она включает в себя демонтаж старого пролетного строения и монтаж нового.
Поперечная передвижка
При поперечной передвижке основными вспомогательными сооружениями служат пирсы. Пирсы изготовляют из МИК или УМКМ. Фундамент свайный.
Для передвижки пролетных строений используют, как правило, металлические катки, движущиеся по нижним накаточным путям из старогодних рельсов. Катки диаметром 60…140 мм, длиной 800…1200 мм должны выступать на 100…150 мм за накаточные пути с каждой стороны
Верхний накаточный путь изготовляют из рельсов или из двутавра. Рельсы верхних накаточных путей пришиваю костылями к деревянным коротышам, которые крепятся к поперечной балке пролетного строения болтами. Количество рельсов в накаточных путях определяют расчетом, но в нижнем накаточном пути количество рельсов должно быть на один больше, чем количество рельсов в верхнем.
В качестве тяговых средств применяют лебедки, которые устанавливают на пролетном строении. Подвижный блок полиспаста, также закрепляют на пролетном строении. Неподвижный – на опоре. Кроме тяговой – обязательно устанавливают тормозную лебедку и полиспаст. Лебедки применяют электрические (реже ручные).