Привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети
Привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети производится для определения общегосударственных координат точек и дирекционных углов линий трассы. Расстояние по трассе между привязанными точками определяется техническими условиями и может быть от 1 до 20 км. Результаты привязки дают возможность определить плановое положение трассы на поверхности Земли и иметь данные для надежного контроля полевых измерений. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные способы привязки.
1 Привязка трассы к близколежащим пунктам опорной сети.Пусть на местности имеется два пункта опорной геодезической сети А и В (рисунок 6.10). В этом случае для привязки точки 1 трассы от пункта А опорной сети необходимо измерить примычный угол β0 и расстояние d0.
По известному дирекционному углу αАВ вычисляют дирекционный угол линии А1:
αА1 = αАВ + β0.
Затем по формулам прямой геодезической задачи получают координаты точки 1 трассы:
|
Y1 = YA + d0 sinαA1.
Если точка 1 трассы не видна из пункта А или находится на большом расстоянии, то для привязки трассы прокладывают от пункта А до точки 1 теодолитный ход, состоящий из нескольких линий, в котором измеряют углы хода и длины сторон. Для каждой стороны теодолитного хода вычисляют приращения координат по формулам
|
ΔY = d sinα.
Прибавив к координатам точки А суммы приращений координат по привязочному ходу, получают координаты точки 1 трассы.
2 Привязка трассы к двум опорным пунктам (способ прямой угловойзасечки).Пусть на точках А и В опорной геодезической сети измерены углы β1 и β2 ( рисунок 6.11), при этом координаты пунктов А и В известны. Тогда координаты точки 1 трассы можно вычислить из прямой угловой засечки, через котангенсы измеренных углов β1 и β2 по следующим формулам:
(ХВ – ХА)ctgβ1 – (YB – YA)
Х1 = ХА + ;
|
(YB – YA) ctgβ1 + (XB – XA)
Y1 = YA + .
ctgβ1 + ctgβ2
Определение координат точки 1 будет более надежным, если угол засечки φ будет не менее 30о и не более 150о.
3 Привязка трассы к трем опорным точкам геодезической сети (способ обратной угловой засечки).Если на местности из точки 1 трассы видно не менее трех опорных пунктов геодезической сети А, В и С (рисунок 6.12), то на точке 1 трассы достаточно измерить углы β1, β2 и β3, чтобы вычислить координаты точки 1 и дирекционный угол α12 линии трассы. Данный способ привязки называется обратной угловой засечкой.
Согласно рисунку 6.12 можно написать формулы для вычисления дирекционных углов:
α1В = α1А + β1;
α1С = α1А + β2; (6.9)
α12 = α1А + β3.
Дирекционный угол α1А можно определить из равенства
|
tgα1A = .
(XA – XB)ctgβ1 + (XC – XA)ctgβ2 + (YC – YB)
По тангенсу находим величину румба, а название его – по знакам приращений координат. Дирекционные углы остальных линий вычисляем по формулам (6.6). Координату Х точки 1 трассы получим по формуле
XA tgα1A – XB tgα1B + (YB – YA)
|
tgα1A – tgα1B
Координату Y точки 1 трассы можно получить с контролем по формулам
Y1=YA + (X1 – XA) tgα1A; (6.12)
Y1= YC + (X1 – XC) tgα1C . (6.13)
Для полного контроля полевых и вычислительных работ на местности можно измерить угол на четвертую точку опорной геодезической сети. Привязка будет более надежной, если углы β1 и β2 не будут меньше 30о и более 150о. При отсутствии около трассы пунктов опорной геодезической сети дирекционные углы линий трассы можно определять по измеренным с помощью теодолита и ориентир-буссоли магнитным азимутам сторон трассы, используя при этом следующую формулу связи:
α = Ам + δ – γ,
где α – дирекционный угол;
Ам – магнитный азимут;
δ – склонение магнитной стрелки;
γ – сближение меридианов.
Сближение меридианов и магнитное склонение обычно приводятся на полях листа карты для данной местности или определяются на ближайших метеостанциях.