Транспорт на межмагистральных территориях: принципы и приемы организации внутриквартальных проездов, гаражи и автостоянки.

На городских территориях, ограниченных магистральными улицами, располагаются: жилые районы; административно-хозяйственные и культурно-просветительные учреждения; торговые, коммунальные и промышленные предприятия; парки, выставки, стадионы, зоны отдыха и другие устройства.

Транспортные требования к планировке межмагистральных территорий зависят от функционального назначения их застройки; возможные решения соответствующих схем организации движения транспорта и пешеходов чрезвычайно разнообразны.

Несмотря на это разнообразие, могут быть намечены следующие общие принципиальные направления в решении основных транспортных задач планировки межмагистральных территорий:

а) правильное взаимное сочетание магистралей, улиц и проездов с последовательным примыканием улиц более низкой категории к улицам более высокой категории;

б) планировка на пересечениях или примыканиях улиц и магистралей разных категорий перекрестков и площадей соответствующих классов и типов со схемами организации движения транспорта, отвечающими перспективным размерам движения как в прямом, так и в поворотном направлениях;

в) построение внутри межмагистральной территории системы безопасного движения пешеходов и транспорта с возможной их изоляцией при больших потоках или с правильным взаимным сочетанием при малых размерах движения;

г) размещение проездов, площадей автостоянок, гаражей и других транспортных устройств с учетом максимального сокращения пробега автомобилей внутри межмагистральной территории и минимальных помех для жителей и посетителей соответствующей застройки;

д) устройство и размещение въездов и выездов из межмагистральных пространств, не вызывающих задержек движения транспорта на магистральных направлениях;

е) построение на прилегающих к микрорайону магистральных улицах системы маршрутов общественного транспорта с беспересадочным сообщением (или, как исключение, с минимальным количеством пересадок) с центром жилого района и общегородским центром, с местами приложения труда и отдыха, а также с остановочными пунктами внеуличного массового пассажирского транспорта;

ж) размещение застройки с максимальным приближением к остановкам общественного транспорта зданий и сооружений, особенно с большим количеством жителей, трудящихся или посетителей;

з) размещение на удаленных от транспорта территориях зеленых насаждений, школ и детских учреждений с тем, чтобы пути следования к ним детей не пересекали транспортных потоков.

Основное назначение внутренних проездов в микрорайонах, жилых и промышленных районах, а также на других межмагистральных территориях – обеспечение подъезда к группам зданий или к отдельным зданиям и сооружениям, объектам культурно-бытового обслуживания, магазинам, школам и детским учреждениям, хозяйственным дворам, пожарным гидрантам и другим объектам, требующим хозяйственного и противопожарного обслуживания.

Тупиковые проезды должны заканчиваться кольцевыми разворотными площадками, описанными радиусом не менее 10 м по оси. Проезды не должны проектироваться ближе 5 м от стен жилых домов и общественных зданий, при этом они должны примыкать к каждому входу в дом.

При планировке жилых улиц и внутренних проездов необходимо учитывать трассы основных инженерных сетей, рельеф местности и нормальные условия отвода поверхностных вод. Планировка и классификация жилых улиц и внутри микрорайонных проездов зависит от размещения и приемов застройки жилых комплексов , начертания в плане и характера примыкания жилых улиц к районным магистралям , внутри микрорайонных проездов к жилым улицам , организации пешеходного движения, изолированного от проездов, или по тротуарам вдоль проездов.

Территорию жилой застройки в микрорайонах целесообразно отделять полосами зеленых насаждений шириной от 6 до 15 м от жилых улиц и магистралей районного или общегородского значения и шириной в 50– 100 м от скоростных дорог.

Остановки общественного транспорта должны размещаться вблизи перекрестков или примерно посередине между ними на расстоянии в среднем 300 – 400 – 500 м одна от другой. Размещение жилых зданий в микрорайонах должно концентрироваться в зонах тяготения к остановкам общественного транспорта с учетом максимального уменьшения дальности подхода к ним населения.

Движение транспорта и пешеходов может быть организовано по двум принципиально разным системам: по совмещенной сетке проездов и тротуаров, как это осуществляется на большинстве современных улиц в городах или по раздельным сеткам проездов и пешеходных дорожек-аллей .

Жилые улицы проектируют вдоль границ микрорайонов или крупных групп

жилых домов в виде сквозных связей, соединяющих две магистральные улицы.

Трассировка их не должна иметь (как правило) прямолинейное начертание для ис-

ключения транзитного движения. Ширина проезжей части жилой улицы с двусто-

ронним движением может быть от 6 до 12 м, ширина тротуаров – 2,25; 3,5 м. Жи-

лая застройка вдоль улицы должна быть с отступом от красных линий улицы на

расстояние не менее 3 м.

Внутрирайонные проезды подразделяют на основные (с шириной проезжей

части 5,5 м) и второстепенные (подъезды) – с шириной проезжей части 3,5 м.

Основные проезды связывают группы жилых домов с жилыми улицами и маги-

стралями; они обеспечивают проезд к каждому входу в здание, желательно без пе-

ресечения с основными пешеходными путями. Они не должны, по возможности,

быть сквозными, трассы их при длине более 200 м делают с изломом для исключе-

ния транзитного движения.

При застройке с одной стороны улицы устраивают односторонние проезды с

шириной проезжей части 3,5 м. При этом должны предусматриваться разъездные

площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой.

Тротуары шириной 1,5 или 2,25 м устраивают только при наличии застройки

вдоль проезда; они примыкают к проезжей части и приподнимаются на 15 см над

ней.

Допускается примыкание основных проездов к жилым улицам и магистралям с

регулируемым движением, но не чаще, чем через 200–250 м и на расстоянии не

менее 100 м от перекрестка.

Автостоянки

С сетью проездов тесно связаны автостоянки. Открытые автостоянки размещают в отдалении от площадок для игр, отдыха и. путей движения детей в школу, по возможности на периферии микрорайона.
Требуемое количество машиномест в местах организованного хранения автотранспортных средств следует определять из расчета: 300 машиномест на 1000 жителей
Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 600 м; на территориях коттеджной застройки не более, чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.
Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей следует принимать, м, не более:
до входов в жилые дома 100
до пассажирских помещений вокзалов, входов в места крупных учреждений
торговли и общественного питания 150
до прочих учреждений и предприятий обслуживания населения и
административных зданий 250
до входов в парки, на выставки и стадионы 400
Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать, м2 на одно машино-место:
для гаражей:
одноэтажных 30
двухэтажных 20
трехэтажных 14
четырехэтажных 12
пятиэтажных 10
наземных стоянок. 25
Наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать: от перекрестков магистральных улиц — 50 м, улиц местного значения —20 м, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта — 30 м,
Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий в жилых районах следует размещать на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками.
Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило не более 300 машиномест), допускается размещать в жилых кварталах - на территориях, приближенных к их границам.
Подземные гаражи-стоянки в жилых кварталах и на придомовой территории допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками.
Въезды в подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений не менее чем на 15 м.
Вентиляционные шахты подземных гаражей должны предусматриваться в соответствии с требованиями ВСН 01-89.
Автостоянки (открытые площадки) для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянному населению города, целесообразно временно размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоярусные гаражи-стоянки.
Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки.
Размещение в жилой застройке многоэтажных гаражей-стоянок вместимостью свыше 300 машиномест, а также гаражей-стоянок без наружного стенового ограждения или с неполным наружным стеновым ограждением допускается при соблюдении действующих санитарных норм и экологических требований, обоснованных соответствующими расчетами рассеивания выбросов вредных веществ и расчетами по защите от шума, при условии согласования с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды.
Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в табл. 1. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются.
При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1. 567-96), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения.

Таблица 1

Транспорт на межмагистральных территориях: принципы и приемы организации внутриквартальных проездов, гаражи и автостоянки. - student2.ru

* - устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора

Примечания: 1. Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки - до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа.
2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машиномест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 300 машиномест.
3. Если въезды в гараж не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий, указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% в следующих случаях:
- при отсутствии в гаражах открывающихся окон - для гаражей-стоянок закрытого типа 1-П степеней огнестойкости;
- при устройстве сплошного стенового ограждения (глухой стены) - для гаражей-стоянок закрытого типа всех степеней огнестойкости.
4. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок рампового типа с количеством машиномест внутри указанных в таблице градаций, но не менее 10 машиномест - допускается принимать по интерполяции.

Пересечения транспортных магистралей: проектирование простых, регулируемых, саморегулируемых перекрестков, пересечений в двух уровнях (уклоны, радиусы поворота, условия видимости, условия перестроения).

Транспортные пересечения и примыкания следует проектировать в соответствии с категориями магистральных улиц и дорог, образующих транспортный узел, с учетом перспективной (на 15-й год эксплуатации) интенсивности движения транспортных средств и пешеходов.

Автомобильные дороги скоростного движения и улицы непрерывного движения должны иметь все пересечения в разных уровнях, остальные улицы и дороги, как правило, в одном уровне.

Наши рекомендации