Сооружения для парусного спорта

Сооружения для парусного спорта, получившие широкое распростране­ние во многих странах мира, формировались под влиянием богатых истори­ческих традиций парусного мореплавания.

Возникновение и становление парусного спорта в России связано с име­нем Петра I, положившего начало отечественному судостроению и нала­дившего обширные связи с зарубежными странами. Первый речной яхт-клуб - прототип специализированных сооружений парусного и гребного спорта - был учрежден английским дипломатическим и торговым предста­вительством в Санкт-Петербурге в 1860 г. В ходе развития сооружений в их трактовке отражались неотъемлемые элементы речных и морских гаваней, портовых сооружений, сопутствующих им торговых и жилых домов.

Современные сооружения для парусного спорта — комплексы, состоя­щие из специально обустроенных для спортивных и рекреационных судов и их экипажей прибрежных акваторий с обслуживающими их зданиями и со­оружениями.

ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Место для строительства комплексов рекомендуется выбирать, исполь­зуя следующие критерии:

— особенности региона;

— требования местных властей к охране природной среды и ландшафта;

— функциональные возможности и гидрогеологические характеристики
водоема (уровень и качество воды в водоеме, допустимость его использова­
ния; направление течения, волнообразования, хода льда);

— объем земляных работ для углубления фарватера;

— метеорологические характеристики (направление господствующих
ветров);

— геологические характеристики земельного участка;

— характеристику растительности,

— возможность изменения береговой линии;

— показатели транспортной инфраструктуры;

— предполагаемый состав парка судов и контингент занимающихся.
Основополагающими расчетными единицами проектируемого комп­
лекса являются состав парка парусных и обслуживающих судов и их га­
бариты.

Исходными данными для проектирования могут послужить усреднен­ные показатели по габаритам парусных досок и судов (табл. 12.4.1), габари­там грузовых и вспомогательных судов (табл. 12.4.2), длины причальных канатов (табл. 12.4.3).

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 389

сооружения для парусного спорта - student2.ru

При определении состава парка парусных судов следует исходить из не­обходимости беспрепятственного маневрирования судов на акватории. Га­бариты судов могут быть рекомендованы в зависимости от характера водо­ема (акватории) (табл. 12.4.4).

сооружения для парусного спорта - student2.ru

При определении вместимости причалов (стоянок) рекомендуется ис­ходить из средней маневренной вместимости на гектар площади акватории с учетом типов судов, а также отношения числа судов на плаву к числу судов на стоянке (табл. 12.4.5).

сооружения для парусного спорта - student2.ru

390 физкультурно-спортивные сооружения

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (СПОРТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ТРЕБОВАНИЯ

Сооружения для укрепления береговой зоны

При неблагоприятных гидро- и метеорологических явлениях возникает необходимость в особых гидротехнических сооружениях.

Молы (дамбы) защищают от волн и наносного донного песка. Камен­ный мол устраивают из валунов или естественного строительного камня, но лучше использовать готовые бетонные элементы определенных геомет­рических форм, обеспечивающие при их укладке сцепление друг с другом. Каменные молы позволяют избежать строительства причалов (рис. 12.4.1).


сооружения для парусного спорта - student2.ru


Шпунтовые стенки, как правило, устраиваются наряду с каменными молами и состоят из забиваемого в грунт сортового проката. Сторона мола со шпунтовыми стенками, обращенная к пристани, может совмещаться с причалом.

Плавучие понтоны изготавливаются из стали, железобетона с полыми камерами и могут находить применение как молы и причалы (рис. 12.4.2).

Забральные стенки состоят из забиваемых свай с прикрепленными к ним элементами причалов и фартуков. Подводная часть фартука должна иметь погружение не менее 2м для гашения волны (рис. 12.4.2).


сооружения для парусного спорта - student2.ru

сооружения для парусного спорта - student2.ru


Железобетонные опускные кессоны после их установки на грунте запол­няются песком, щебнем или гравием. Поверх кессона кладется плита, вы­полняющая функцию причала (рис. 12.4.2).

Для укрепления береговой зоны оправдали себя также посадки некото­рых деревьев (ольха и др.), кустарников и камыша в сочетании с засыпкой трамбованным камнем и щебенкой.

При слабых грунтах рекомендуется применение фашин с заполнением пространства между деревянными сваями пучками ветвей и другими расти­тельными материалами, а также волокнистыми матами.




СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ____________________________________________ 391

Стоянки судов

Стоянками судов на воде могут служить рейды и места у причалов. Наи­более целесообразна система причалов, образующая гавани.

сооружения для парусного спорта - student2.ru

сооружения для парусного спорта - student2.ru

Акватория гавани включает площадь причальных сооружений и площадь для маневрирования. В гавани, обслуживающей преимущественно парусные суда, маневрирование под парусами, как правило, не производится. Киле­вые суда подводятся к стоянкам посредством двигателей, а швертботы — на веслах. Швертботы поднимают из воды и содержат на специальных площад­ках. Расстояние между двумя судами на стоянке зависит от способа их креп­ления к причалу (рис. 12.4.3). Маневренная площадь для места стоянки опре­деляется, исходя как минимум из полуторной длины преимущественного типа судна, для средних и больших килевых судов принимается не менее трех длин.

Причалами для судов служат обычно мостки, не только обеспечиваю­щие удобную связь между судном и берегом, но и служащие опорой для подводки питающих коммуникаций.

Для мостков используются два типа конструкций: на основе свай и с применением плавающих или затопленных понтонов. Легкие деревянные мостки во избежание повреждений льдом после летнего сезона рекоменду­ется демонтировать. Отметку свай в уровне воды рекомендуется защищать оболочкой из металла, сборных железобетонных элементов или пластмасс. Для пешеходной части оптимально применение деревянных досок — они достаточно шероховатые и легкозаменяемые.

Наиболее современны мостки на основе пластмассовых понтонов. Их легко демонтировать и наращивать, кроме того при ледоставе они без по­вреждений выталкиваются наверх.

Для мостков любых типов обязательно устройство легкого ограждения, а для протяженных мостков — стационарных перил и освещения.

Наши рекомендации