Для учебно-тренировочных занятий и соревнований

Для выполнения учебных программ в каждой школе должны быть созда­ны условия для занятий многими видами спорта:

- элементами легкой атлетики, включающей бег на 60 м, прыжки в дли­
ну, метание мяча и гранаты, что требует зала размером 75 х 24 м;

- гимнастикой (ритмической, спортивной, художественной, акробати-
кой, танцами), включающей упражнения на перекладине, бревне, кольцах,
канате, опорные прыжки, что требует зала размером не меньше 30 х 18 м (с
акробатической дорожкой, настилом для художественной гимнастики и др.);

- ручными играми с мячом, включающими гандбол, что требует зала
размером 45(42) х 24 м;

- боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, для которых нужны специализи­
рованные залы размером не менее 18 х 12(15) м, а для борьбы 24 х 15 м;

- ОФП младших классов (I - IV), для которых нужен отдельный зал 24 х
15 м;

- стрельбой из малокалиберного оружия, для чего необходим тир с огне­
вой полосой не менее 50 м.

Соотношение времени занятий спортивными играми, гимнастикой, лег- кой атлетикой по программе составляет 1:1:1,25. В одном из залов желатель­но устройство нескольких рядов бличеров для наблюдения за соревновани­ями.

Для внеклассных занятий нужны кроме многофункциональных специа­лизированные залы для гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики, а также тир, бассейн, медико-восстановительный центр, помещение для тре­нажеров.

Для академических занятий I-IV классов и для занятий старших классов на тренажерах могут быть использованы небольшие помещения, легко раз­мещаемые в школах с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3-4 м. Для I-IV клас­сов зал 24 х 12 (15) м нужен для каждой параллели; для тренажеров - 56 м2 на одну параллель. Каждая площадка в зале для занятий одного класса должна иметь 2 блока раздевальных с душевыми и санузлами и инвентарную.

В учебных заведениях при одновременных занятиях в зале нескольких групп оборудование должно быть рассчитано на синхронность занятий одинако­выми упражнениями и чередование занятий различными видами спорта в течение каждого урока при одновременных занятиях нескольких групп. Обо­рудование залов для занятий спортивных секций должно соответство­вать видам спорта, их чередованию, а также чередованию учебно-трениро­вочных занятий с соревнованиями (в том числе и в присутствии зрителей). Чтобы выполнить всю сумму требований, многофункциональные залы дол­жны быть сложными сооружениями, которые в единстве с системой обору­дования способны осуществлять все, что запрограммировано на каждый отрезок времени.

Очень эффективно использование спортивных залов в вечернее время населением прилегающего района.

Оборудование многофункциональных залов должно соответствовать про­граммам занятий всех групп по играм с мячом, гимнастике, включая эле­менты акробатики и художественной гимнастики, и по элементам легкой атлетики. Для занятий же спортсменов специализированных секций бок- сом, борьбой, гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой нужны специали­зированные залы. Набор и расстановка оборудования должны соответство­вать новейшим принципам проведения учебных занятий групповым, круго­вым, поточным и другим методами с повышенной интенсификацией и мо­торной плотностью занятий. Для занятий каждой группы (класса) с одним преподавателем нужна отдельная площадка (зал, часть зала), обеспеченная душевой и раздевальной.

Зал 30 х 15 м и более должен делиться на две части для одновременных занятий двух групп (классов), а потому размеры многофункциональных за­лов целесообразно определять кратными площадке 24 х 15 (12) м, пригод­ной для занятий группы в 24 человека (по 15 м2 на человека при занятиях волейболом) или класса в 40 человек (по 8 м2 на человека).

Для многофункциональных залов целесообразна трансформируемая сек­ционная структура, которая в соответствии с функциональными и эксплу­атационными требованиями позволяет проводить попеременно учебные за­нятия нескольких групп на отдельных площадках или на площади всего зала (занятия и соревнования, рис. 4.2.1). Такие залы функционируют в разных странах (рис. 4.2.2), но в России строятся мало, хотя необходимые для их

112 физкультурно-спортивные сооружения

строительства разработки проведены. Ширина зала и габариты площадок, располагаемых поперек зала, определяются технологическими требования­ми для различных видов спорта (24 х 15 м - для волейбола; 27 - 30 х 15 - 18 м - для баскетбола; 36 х 18 м - для тенниса и др.). Длина зала зависит от количества повторяемых площадок, смыкающихся длинными сторонами и разделяющихся трансформируемыми перегородками. Каждая площадка дол­жна быть связана непосредственно или через специальный коридор с бло­ком раздевальной и инвентарной (рис. 4.2.3), что обеспечивает ее самосто­ятельное использование.

Зал состоит из двух-трех (можно и более) секций. Каждая секция - это, в сущности, малый зал. Каждая следующая секция обогащает зал новыми воз­можностями. Создание, например, зала размером 45 х 24 м позволит размес­тить в нем три площадки или использовать его целиком для тренировок и соревнований по ряду игр с мячом, включая гандбол. Пригоден такой зал и для занятий элементами легкой атлетики. Зал 75 х 24 м с пятью секциями позволяет проводить бег на 60 м. Представляется целесообразным в залах раз-

для учебно-тренировочных занятий и соревнований - student2.ru


СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ 113

для учебно-тренировочных занятий и соревнований - student2.ru

мером 45 х 24 м и более, пригодных для соревнований, устраивать места для зрителей. При этом используются трансформируемые трибуны.

В многофункциональном зале, ввиду возможности его использования школьниками и населением района, необходимо оборудование для гимнас­тики и легкой атлетики в пределах программ школьных занятий и соревно­ваний, а для спортивных игр — в пределах требований к занятиям специали­зированных секций.

В соответствии с программами занятий необходима трансформация обо­рудования многофункциональных залов для игр с мячом, гимнастики, эле­ментов легкой атлетики не только поочередно, но и в течение каждого за­нятия. Основное направление модернизации оборудования залов - замена традиционного оборудования для индивидуальных занятий многокомплект­ным трансформируемым оборудованием для одновременных занятий не­скольких человек. Разработано новое школьное многокомплектное универ­сальное оборудование, крепящееся к полу и на монорельсе к потолку, а также многочисленные варианты многокомплектных пристенных поворот­ных снарядов (брусьев, перекладин, бревен), соответствующие групповому методу занятий.

Возможна различная расстановка оборудования на площадке для заня­тий одной группы (класса). Площадка может размещаться в отдельном зале или на части зала (секции) (рис. 4.2.4): 18x9 (12 ; 15); 24 (27) х 12 (15) х 8 м. Варианты площадок обусловлены распространенными размерами малых

114 физкультурно-спортивные сооружения

для учебно-тренировочных занятий и соревнований - student2.ru


СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ____________________________________________________________________________________________ 115

для учебно-тренировочных занятий и соревнований - student2.ru

залов. Схемы расстановки оборудования на этих площадках (секциях) позво­ляют определить структуру многофункциональных залов больших размеров: секция 18 х 12 (15) м образует залы 30 х 18; 36 х 18; 42 х 18 м и т.д.; секция 24 (27) х 12 (15) м - основа для залов 30 х 24; 42 (45) х 24 (27); 60 х 24 (27); 75 х 24 (27) м (h=8 м).

Предлагаемые схемы позволяют многообразно использовать зал как по видам спорта (игры с мячом, гимнастика, элементы акробатики и художе­ственной гимнастики, легкая атлетика), так и по иным видам занятий (ака­демические, секционные, группы ОФП, соревнования). Трансформация в секционных залах особенно органична, так как касается не только объем­но-планировочной структуры (деление на секции подъемными или раздвиж­ными перегородками, трансформация бличеров, раздвижные или подъем­ные двери-перегородки инвентарных), но и оборудования (подъемные бас­кетбольные щиты, монорельсы для канатов, шестов, колец, уникальные крепления для стоек и т.п.). При любых трансформациях зал используется с максимальной в каждом случае единовременной пропускной способнос­тью, функционально соответствуя технологическим и методическим требо­ваниям к проведению занятий.

116 физкультурно-спортивные сооружения

Наши рекомендации