Интеллектуальный анализ данных

Data Mining (рус. добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) — собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Термин введён Григорием Пятецким-Шапиро в 1989 году[1][2][3].

Английское словосочетание «Data Mining» пока не имеет устоявшегося перевода на русский язык. При передаче на русском языке используются следующие словосочетания[4]: просев информации, добыча данных, извлечение данных, а также интеллектуальный анализ данных[5][6][7]. Более полным и точным является словосочетание «обнаружение знаний в базах данных» (англ. knowledge discovery in databases, KDD).

Основу методов Data Mining составляют всевозможные методы классификации, моделирования и прогнозирования, основанные на применении деревьев решений, искусственных нейронных сетей, генетических алгоритмов, эволюционного программирования, ассоциативной памяти, нечёткой логики. К методам Data Mining нередко относят статистические методы (дескриптивный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ, анализ временных рядов, анализ выживаемости, анализ связей). Такие методы, однако, предполагают некоторые априорные представления об анализируемых данных, что несколько расходится с целями Data Mining (обнаружение ранее неизвестных нетривиальных и практически полезных знаний).

Одно из важнейших назначений методов Data Mining состоит в наглядном представлении результатов вычислений (визуализация), что позволяет использовать инструментарий Data Mining людьми, не имеющими специальной математической подготовки. В то же время, применение статистических методов анализа данных требует хорошего владения теорией вероятностей и математической статистикой.

Постановка задачи[править | править вики-текст]

Первоначально задача ставится следующим образом:

  • имеется достаточно крупная база данных;
  • предполагается, что в базе данных находятся некие «скрытые знания».

Необходимо разработать методы обнаружения знаний, скрытых в больших объёмах исходных «сырых» данных. В текущих условиях глобальной конкуренции именно найденные закономерности (знания) могут быть источником дополнительного конкурентного преимущества.

Что означает «скрытые знания»? Это должны быть обязательно знания:



  • ранее неизвестные — то есть такие знания, которые должны быть новыми (а не подтверждающими какие-то ранее полученные сведения);
  • нетривиальные — то есть такие, которые нельзя просто так увидеть (при непосредственном визуальном анализе данных или при вычислении простых статистических характеристик);
  • практически полезные — то есть такие знания, которые представляют ценность для исследователя или потребителя;
  • доступные для интерпретации — то есть такие знания, которые легко представить в наглядной для пользователя форме и легко объяснить в терминах предметной области.

Эти требования во многом определяют суть методов Data mining и то, в каком виде и в каком соотношении в технологии Data mining используются системы управления базами данных, статистические методы анализа и методы искусственного интеллекта.

Data mining и базы данных[править | править вики-текст]

Методы Data mining могут быть применены как для работы с большими данными, так и для обработки сравнительно малых объемов данных (полученных, например, по результатам отдельных экспериментов, либо при анализе данных о деятельности компании)[источник не указан 524 дня]. В качестве критерия достаточного количества данных рассматривается как область исследования, так и применяемый алгоритм анализа[источник не указан 524 дня].

Развитие технологий баз данных сначала привело к созданию специализированного языка — языка запросов к базам данных. Для реляционных баз данных — это язык SQL, который предоставил широкие возможности для создания, изменения и извлечения хранимых данных. Затем возникла необходимость в получении аналитической информации (например, информации о деятельности предприятия за определённый период), и тут оказалось, что традиционные реляционные базы данных, хорошо приспособленные, например, для ведения оперативного учёта на предприятии, плохо приспособлены для проведения анализа. Это привело, в свою очередь, к созданию т. н. «хранилищ данных», сама структура которых наилучшим способом соответствует проведению всестороннего математического анализа.

Data mining и искусственный интеллект[править | править вики-текст]

Знания, добываемые методами Data mining, принято представлять в виде закономерностей (паттернов). В качестве таких выступают:

  • ассоциативные правила;
  • деревья решений;
  • кластеры;
  • математические функции.

Алгоритмы поиска таких закономерностей находятся на пересечении областей: Искусственный интеллект, Математическая статистика, Математическое программирование, Визуализация, OLAP.

Задачи

Задачи, решаемые методами Data Mining, принято разделять на описательные (англ. descriptive) и предсказательные (англ. predictive).

В описательных задачах самое главное — это дать наглядное описание имеющихся скрытых закономерностей, в то время как в предсказательных задачах на первом плане стоит вопрос о предсказании для тех случаев, для которых данных ещё нет.

К описательным задачам относятся:

  • поиск ассоциативных правил или паттернов (образцов);
  • группировка объектов, кластерный анализ;
  • построение регрессионной модели.

К предсказательным задачам относятся:

  • классификация объектов (для заранее заданных классов);
  • регрессионный анализ, анализ временны́х рядов.

· Для задач классификации характерно «обучение с учителем», при котором построение (обучение) модели производится по выборке, содержащей входные и выходные векторы.

· Для задач кластеризации и ассоциации применяется «обучение без учителя», при котором построение модели производится по выборке, в которой нет выходного параметра. Значение выходного параметра («относится к кластеру …», «похож на вектор …») подбирается автоматически в процессе обучения.

· Для задач сокращения описания характерно отсутствие разделения на входные и выходные векторы. Начиная с классических работ К. Пирсона по методу главных компонент, основное внимание уделяется аппроксимации данных.

Понятие нормализации

При проектировании реляционной базы данных вам необходимо решить вопрос о наиболее эффективной структуре данных. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы является основой построения реляционной базы данных. В процессе нормализации элементы данных группируются в таблицы, представляющие объекты и их взаимосвязи. Теория нормализации основана на том, что определенный набор таблиц обладает лучшими свойствами при включении, модификации и удалении данных, чем одна таблица Основные цели, которые при этом преследуются:

- Обеспечить быстрый доступ к данным в таблицах.

- Исключить ненужное повторение данных, которое может являться причиной ошибок при вводе и нерационального использования дискового пространства вашего компьютера.

- Обеспечить целостность данных таким образом, чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними объектов.

Процесс уменьшения избыточности информации в базе данных называется нормализацией. В теории нормализации баз данных разработаны достаточно формализованные подходы по разбиению данных, обладающих сложной структурой, среди нескольких таблиц. Эти вопросы детально освещаются в специальной литературе. Мы остановимся на некоторых практических аспектах нормализации таблиц, не рассматривая их теоретическое обоснование. Нормализация информационной модели выполняется в несколько этапов. Теория нормализации баз данных оперирует с пятью нормальными формами таблиц (от первой до пятой включительно). Эти формы предназначены для уменьшения избыточной информации от первой до пятой нормальной формы. Поэтому каждая последующая нормальная форма должна удовлетворять требованиям предыдущей формы и некоторым дополнительным условиям. При практическом проектировании баз данных четвертая и пятая формы, как правило, не используются, поэтому мы ограничимся рассмотрением первых трех нормальных форм. Отношения обладают следующими свойствами

Отношение называется нормализованным, если каждая компонента кортежа является простым, атомарным значением, не состоящим из группы значений. Это не позволяет заменять значение атрибута другим: отношением (что привело бы к сетевому или иерархическому отношению).

Нормализованное отношение представляется в виде личной структуры. Имя таблицы (соответствует имени отношения, имена столбцов - именам атрибутов, а строки таблицы - кортежам.

Упорядочение кортежей теоретически несущественно, однако оно может влиять на эффективность, доступа к кортежам.

Все строки (кортежи) отношения должны быть различными.

В отношении могут существовать несколько одиночных или составных атрибутов, которые однозначно идентифицируют кортеж отношения. Такие атрибуты называются возможными ключами. Один из них выбирается в качестве первичного ключа для обеспечения доступа к кортежам.

Наши рекомендации