Последовательность нанесения светотени

Правильная передача светотени — важнейшее условие живописного изображения. Свето­тень передает объем, фактуру материала, колорит предмета и окружающей его среды.

Последовательность изображения светотени определяется особенностью техники аква­рели, имеющей дело с белой бумагой и прозрачными красками, которые просвечиваются и обнаруживают свой цвет. По этой же причине акварелисту вообще приходится больше всего работать над темными тенями, где нужно погашать яркость белой бумаги, меньше — над светлыми, освещенными местами, едва прикасаясь к ярким бликам.

В технике кроющих красок, например гуаши, где цвет основания не имеет большого значения, приходится больше работать над освещенными местами, меньше — над темными. Больше всего кроющих красок наносят на блики, меньше всего в тенях.

В масляной живописи, обладающей широкой палитрой кроющих и лессировочных кра­сок, часто применяется основание средней яркости, на которое наносятся в тенях лессировочные краски, а в светах — корпусные. В масляной живописи, отправляясь от средней яркости основания в ту и другую сторону, можно уменьшить труд по углублению теней и выявлению бликов.

Светотень в акварели следует вести по ступеням светлоты. Работу нужно начинать с передачи света наибольших источников; после этого определять цветовое качество их и цвет освещенных ими мест; окрашивать подобранными красками блики и затем не трогать их до окончания работы. После покрытия наиболее ярко освещенных мест обрабатывают места, освещенные слабыми источниками света, от более светлых к более темным, все более и более погашая места, освещенные наименьшими источниками света окружающей среды.

Первой ступенью будет свет от наибольшего источника, который определяет светлоту и цвет бликов.

Второй ступенью будет свет от второстепенных по силе источников, которые опреде­ляют светлоту и цвет полутонов, собственных и падающих теней.

Третьей ступенью будет свет от наиболее слабых источников, который определяет силу и цвет рефлексов.

В солнечный день трем ступеням светлоты последовательно соответствуют следующие источники света:

1) прямой солнечный свет, дающий светло-желтые блики сильной освещенности;

2) свет голубого неба, вызывающий голубые полутона, собственные и падающие тени средней освещенности;

3) различные по цвету наземные предметы, дающие разноцвет­ные рефлексы слабой освещенности (рис. 49).

Рис. 49. Солнечное полуденное освещение при безоблачном небе. Оно характеризуется теплыми бликами, от­носительно холодными полутонами и тенями, горячими рефлексами, интенсивностью красок в тенях и разбел­кой в освещенных местах.

В пасмурный день ступеням светлоты последовательно соответствуют следующие источ­ники света: 1) белый рассеянный свет пасмурного неба, при котором на белых предметах появляются чисто белые либо чуть голубоватые блики средней освещенности, а на цветных предметах ярко выступают собственные цвета;

2) слабый свет окружающей среды, при­дающий мягким полутонам и теням серебристый оттенок;

3) еще более слабые рефлексы от земли и наземных предметов, имеющие по большей части теплую окраску и в силу смежного цветового контраста к общему голубовато-серебристому колориту всей картины золотисто-коричневый оттенок (рис. 51).

В интерьере, освещенном дневным светом от северной части безоблачного небосвода, ступеням светлоты соответствуют следующие источники света:

1) голубовато-белый свет неба, дающий яркие голубоватые блики на полированных предметах и яркие собственные цвета на фактурных;

2) отраженный свет от стен, дающий полутона, собственные и па­дающие тени по большей части теплого оттенка;

3) рефлексы от близко расположенных предметов соответственной окраски.

Рис. 50. Лунное освещение. Его колорит характеризуется желто-зелеными бликами, се­рыми и голубовато-зелеными полутонами и тенями, малозаметными рефлексами, имею­щими темные и теплые оттенки.

При передаче светотени важно также предварительно установить, каков свет наиболь­шего источника — прямой или рассеянный, так как в том или другом случае прием изобра­жения светотени будет различным.

Когда предмет изображения освещен прямыми лучами света главного источника, кар­тина получает однообразный колорит. На окраску изображаемых предметов влияют много­численные яркие одноцветные блики; собственные цвета мало заметны; светотень предметов обобщена однородными бликами, падающими и собственными тенями, имеющими резкие очертания; вся картина носит черты большого цветового единообразия при подавляющем преобладании общего колорита над собственными тонами предметов. Это одинаково относится как к прямому солнечному свету, так и к прямому лунному и прямому свету вся­кого сильного искусственного источника света.

Рис. 51. Пасмурное освещение. Оно характеризуется белым светом, белыми бликами на белых предметах, интенсивным цветом окрашенных предметов в освещенных местах, серебристыми полутонами и тенями, темно-золотистыми рефлексами, потухшими и обусловленными цветами окрашенных предметов в тенях.

Если главный свет рассеянный, то его влияние на характер колорита картины сказы­вается меньше благодаря его меньшей яркости и общей мягкости рассеянного света. В жи­вописной задаче на первый план выступает передача собственных цветов, наиболее насы­щенных и ясно воспринимаемых при рассеянном свете и при средней освещенности, которая, как известно, соответствует свету облачного дня или условиям освещения в мастерской. Исчезают яркие блики, резко отражающие прямой свет с характерной для него окраской, исчезают резкие очертания падающих теней, и появляются блики мягкие, на которых хо­рошо заметен собственный цвет предметов и другие индивидуальные их черты. Восприятие светотени, рельефа, положения предмета в пространстве определяется преимущественно обусловленным цветом этих предметов. Вся картина носит черты большого многообразия красок; единство картины создается обусловленными цветами полутонов и теней под влия­нием воздушной среды и рефлексов. Примером правдивой передачи рассеянного света мо­жет служить картина «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова (рис. 17).

Рассеянный свет создает всестороннее освещение предмета, при котором значение соб­ственного цвета предмета возрастает, с той лишь разницей, что дневной рассеянный бе­лый свет не дает одноцветной окраски, в то время как лунный или искусственный свет придает предметам некоторую одноцветную окраску.

Рис. 52. Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей. Ко­лорит такого освещения характеризуется оранжевыми или желтыми бликами, сиреневыми полуто­нами и тенями, горячими рефлексами.

Отсюда возникают два приема построения светотени: первый от общего колорита пря­мого света к местному колориту отраженного света и собственным цветам, второй — от соб­ственного цвета предметов к их единой теневой и воздушной обусловленности. Для каж­дого приема существует и своя техническая последовательность построения светотени.

Для передачи прямого света применяется первый светотеневой прием, идущий от его общей окраски. В этом случае соблюдается последовательность построения светотени по ступеням светлоты окружающей световой среды с последующим введением собственных цветов.

В этом случае начинают с первой ступени светлоты, прокрывают всю картину цветом, соответствующим окраске света наибольшего источника — солнца, луны, электрической лампы, пламени свечи и т. д. Затем, оставляя места, освещенные прямым светом, прокры­вают вторым красочным слоем те, которые освещены источником света второй силы. При этом в пределы второго красочного слоя входят и места, которые освещены лишь источ­ником света третьей силы, со своей характерной окраской световых лучей, которые подле­жат дальнейшему покрытию. В пределах третьего красочного слоя будут находиться еще более темные места, доступные лишь более слабым источникам света, со своей характерной окраской и т. д.

Рис. 53. Сумеречное освещение. Его колорит характеризуется синими бликами, темно-синими и темно-фиоле­товыми полутонами p тенями и темными, малозаметными рефлексами различных теплых оттенков.

Идя по ступеням светлоты от передачи света наибольших источников к свету наимень­ших, мы освоим первый способ построения светотени. Этот способ позволяет правильно изо­бразить светотень, которая образуется под влиянием прямого света; дает возможность по­следовательного, безошибочного исполнения, в особенности в тех случаях, когда картина делается по воображению; дает возможность действовать уверенно. Последовательность изобразительной работы при этом способе идет от общей цветовой подготовки к местным условиям освещения и к соответствующей цветовой обработке собственными цветами с цве­товой индивидуализацией теневых мест. Картины «На Оке» и «В гостях» А. Е. Архипова (рис. 5 и 10) могут служить примерами реалистической передачи прямого света.

Для передачи светотени рассеянного света применяется второй прием, идущий от соб­ственных цветов первой ступени светлоты к обусловленным цветам последующих ступеней. Здесь последовательность построения светотени производится по ступеням светлоты и обу­словленности собственного цвета в тенях и на дальних планах (рис. 51).

С применением второго приема все предметы прокрываются собственным цветом, уста­навливаются их цветовые соотношения, особенности фактуры, относительная насыщенность цвета и т. д. Затем, по мере погружения предметов в тень и в среду воздуха, собственному цвету предметов придается характерный оттенок, свойственный данной световой и воздуш­ной среде. Таким образом, вначале, в первой ступени светлоты, делается частичная, мест­ная цветовая подготовка, затем во второй ступени — разработка светотени деталей, фак­туры, передача цвета и обобщение его единообразными оттенками цвета окружающей среды — теневых местах. Индивидуализация и разработка освещенных мест ведется одно­временно с обобщением теневых.

Иллюстрацией последовательности построения светотени могут служить примеры изо­бражения архитектурных деталей в разных условиях освещения; первый пример — при яр­ком солнце (рис. 49), второй — при лунном свете (рис. 50), третий — при искусственном свете (рис. 52), четвертый — в условиях рассеянного света на открытом воздухе (рис. 51) и пятый — в условиях сумеречного света (рис. 53).

В первом примере (солнечное освещение) работа начата с общей цветовой подготовки. Затем положены полутона и тени, освещенные небом, и, наконец, рефлексы (рис. 49). Во втором примере (лунное освещение) нанесен вначале общий голубовато-зеленоватый тон, затем тени, освещенные небом, и темные, едва заметные рефлексы от зеленовато-серых предметов (рис. 50). В третьем примере (искусственный свет) сделана желтая подготовка, затем падающие и собственные тени в зависимости от окружающей световой среды и ре­флексы от соседних предметов (рис. 52).

При сумеречном освещении также применяется первый способ построения светотени — от общей окраски первостепенного света к нанесению собственного цвета изображаемых предметов. Четвертый рисунок представляет собой группу примеров, которые исполняются вторым способом (рис. 53), начиная с нанесения собственных цветов и установления их цветовых отношений и кончая светотеневой моделировкой, нанесением цветов, обусловлен­ных тенями и воздухом.

Последовательность построения светотени играет методическую роль. На практике по техническим и другим каким-нибудь соображениям может случиться, что последователь­ность должна быть несколько изменена. Работа с натуры, например, очень часто ведется в различной последовательности. Значение двух основных способов последовательности на­несения светотени заключается в том, что о ни служат методическим руководством для сознательного, продуманного и прочувствованного подхода к решению колористических за­дач. Указанные способы могут быть применены полностью или скорректированы в соот­ветствии с особенностями изображения, могут быть сочетаемы при определенных условиях передачи колорита. Эти способы приведены здесь для того, чтобы научить последовательно мыслить, чтобы творчески использовать возможности технических приемов.

Сопоставляя два способа нанесения красок — от светотени к цвету и от цвета к светси тени,— следует заметить, что оба они не являются условными или отвлеченными приемами. Оба они исходят из реальной действительности и правдиво передают состояние освещен­ности. И если произвести наблюдения над прямым и рассеянным светом, то можно всегда установить, что при ярком прямом свете солнца, луны или лампы во внешнем облике пред­метов выступает на передний план рельефная светотень с однообразными по цвету бликами, а при рассеянном свете пасмурного неба или рассеянном искусственном свете — цвет.

Цветовая подготовка

Для передачи первой ступени светлоты в соответствии с двумя приемами построения светотени в акварельной технике существуют приемы общей и частичной цветовой подго­товки.

Общая цветовая подготовка возникает в силу необходимости передать прямой свет первоисточника, доминирующий в световой среде и создающий общий колорит видимой природы с ее определенной и характерной окраской и светотенью. Частичная цветовая под­готовка возникает при рассеянном свете, когда сильно выступает особенность и многооб­разие собственного цвета предметов, который потом связывается общим колоритом обу­словленных цветов в тенях и дальних планах.

Избираемый цвет общей подготовки должен основываться на отображении определен­ного и характерного состояния освещенности в природе. В работе с натуры цвет общей подготовки должен носить в себе черты непосредственно воспринимаемого колорита; в ра­боте по воображению он должен определяться колоритом, заданным образным содержа­нием замысла.

Прямой солнечный свет за время дня последовательно изменяет свою окраску: утром он отличается розовыми, светло-оранжевыми и желтыми красками, днем достигает осле­пительной белизны либо имеет светлый золотистый оттенок, вечером приобретает насы­щенно желтые, оранжевые и красные тона. Подготовляя бумагу к передаче колорита, сле­дует очень внимательно отнестись к первому красочному слою. Цвет общей подготовки дает определенный тон всему изображению и в значительной степени определяет правиль­ность живописной характеристики. Подготовленная общим цветом бумага сразу уже должна правильно характеризовать будущее изображение, чтобы по первому красочному слою можно было определить его колорит.

В облачный пасмурный день окружающие нас предметы освещены рассеянным белым светом. Поэтому все, что изображается в колорите дневного рассеянного света, исполняется просто на белой бумаге (рис. 51).

В сумерках все окружающее освещено голубым светом сумеречного неба. Цветовая подготовка бумаги для сумеречного освещения может быть исполнена голубыми красками (рис. 53). Совершенно так же может быть подготовлена бумага для голубовато-зеленого света луны (рис. 50); другие краски потребуются для светло-желтого света электрического освещения, для разноцветного смешанного вечернего освещения, для пламени от костра или печки и т. д. (рис. 52). Очень интересна бывает подготовка для смешанного освещения, состоящего, например, из электрического, сумеречного и света пламени; в этом случае сле­дует производить многоцветную подготовку в соответствии с яркостью и цветовой насы­щенностью света (рис. 103, 104).

Общая цветовая подготовка в изображении проектируемого здания имеет существенное значение для выражения архитектурного образа. Подготовка должна строго соответство­вать тому колориту освещения, при котором художественный образ сооружения раскры­вается наиболее полно. Так, например, детский сад, ясли, школу естественно представить в ярком утреннем освещении. Зрительный зал театра логично изобразить не в тот момент, когда в полумраке происходит подготовка к спектаклю, а тогда, когда зал торжественно освещен полным светом всех люстр. Изображение лыжной станции можно представить в серебристом колорите зимнего пасмурного неба, когда наиболее удобны лыжные походы; интерьер туристской базы можно осветить пламенем печи или камина; ярким солнцем — светлый жилой дом и т. д. Чертеж не должен подменять картину станковой живописи, но он должен строго сообразно с архитектурной темой, в меру подчиненной роли живописи при исполнении архитектурных чертежей, с тактом и большим вкусом передавать архитектурный образ.

Рис. 54. Частичная подготовка в живописи. Прием применяется при передаче золота, шелка, бархата и тому подобных предметов, имеющих насыщенные по цвету блики в условиях средней дневной освещенности. Для передачи таких материалов в первой стадии наносятся интенсивные цвета бликов. В последующих стадиях наносятся менее насыщенные полутона и тени, обусловленные окружающей средой.

Частичная цветовая подготовка вызывается несколькими обстоятельствами: во-первых, как было указано, необходимостью передачи собственного цвета предметов, ярко выступаю­щего при рассеянном свете, во-вторых, необходимостью передачи характерной фактуры материалов, особой интенсивности окраски, прозрачности предметов и т. д.

С точки зрения характеристики цвета решающее значение имеют цветовые отношения. Частичная подготовка устанавливает видимые соотношения цветов изображаемых предме­тов по их светлоте, цветовому тону и насыщенности, не придавая вначале изображаемым предметам трехмерной формы, помогает сравнить намеченные общим тоном изображения предметов с натурой, уточнить цвет, исправить ошибки до тех пор, пока не будут совер­шенно точно установлены цветовые отношения. Затем работу можно двигать дальше без опасения коренных ошибок: наносить полутона и тени, которые связывают единым коло­ритом окружающей среды все цвета частичной подготовки (рис. 15).

Частичная подготовка целесообразна также по техническим соображениям, когда на палитре искомый цвет не обнаруживается или не может быть получен в результате сме­шения красок. Тогда приходится идти на сложное построение красочного слоя, рассчитан­ного на суммарное впечатление от прозрачных красок, наложенных в определенной по­следовательности. В одной и той же картине таких мест может быть несколько; их подго­товляют отдельно друг от друга, подчас — совершенно различными способами. Работа на этой стадии имеет странный вид, не похожа на окончательный результат. Так, например, при передаче фактуры дерева или камня приходится делать сложную подготовку, которая в процессе работы может быть непонятна для зрителя. Но в конце работы изображение приводится к определенному колористическому обобщению и художественной выразитель­ности.

При изображении золота, бронзы, шелка, бархата, т. е. предметов, у которых блики ярки и насыщены по цвету, не всегда удается получить должный эффект без предвари­тельной цветовой подготовки; изображения этих предметов получаются белесоватыми и не передают характерного блеска материала. В этом случае приходится идти на то, чтобы всю поверхность, отведенную под изображение предмета, покрыть насыщенным цветом блика, затем, не трогая собственно блика, гасить полутона и тени (рис. 54).

В изображении глубоких и темных теней нельзя добиться нужного изобразительного эффекта однократным внесением густо смешанной краски, так как в этом случае тень по­лучается хоть и темной, но не глубокой, глухой и непрозрачной. Во избежание этого также делают многослойную цветовую подготовку сильными по цвету и прозрачными по струк­туре красками.

При передаче простых по краскам предметов можно начинать с более простых и ясных мест. Но когда в изображении есть места трудоемкие по технике и при этом значительные по занимаемому положению в картине или чертеже, то правильнее сначала сделать эти места и к ним уже относить все остальное.

Техника цветовой подготовки дает значительный изобразительный эффект. Этот прием многослойной живописи в некоторых изображениях не может быть заменен однослойным письмом «альприма». Многослойная подготовка дает сложный и богатый, глубокий и на­сыщенный цвет. Но она требует умения предвидеть, задумать и последовательно осуще­ствить живописное построение светотени, как и всего сложного красочного слоя.

Моделировка

Моделировка, следующая за цветовой подготовкой, — наиболее сложная и ответственная стадия работы. На этой стадии создается трехмерная форма изображаемого предмета, на­носятся краски второй ступени светлоты.

Моделировка посредством светотени передает рельефную трехмерную форму, создает осязаемую, реальную предметность изображения. Моделировка есть техника передачи све­тотени. Цвет, наносимый при моделировке, должен соответствовать цвету источника света, к которому обращена моделируемая часть формы.

В процессе моделировки приходится следить за естественным объемным построением предмета, за яркостью его освещения и за всеми видоизменениями его цвета и одновре­менно не упускать из виду его художественное или композиционное назначение в изобра­жении.

В начале обучения всесторонний учет перечисленных обстоятельств представляет определенную трудность. Поэтому некоторые школы вводят раздельную моделировку: сперва производится светотеневая однотонная моделировка с целью наметить и проверить построе­ние формы предмета; затем производится расцветка с одновременной дальнейшей разра­боткой и детализацией; наконец, устанавливается и создается колорит целого в соответствии с общим замыслом изображения. Очень часто такая раздельная моделировка применяется в архитектурной отмывке; она производится тушью с последующей расцветкой акварелью.

Одноцветная моделировка расчленяет и облегчает работу. Ее недостатки заключаются в том, что во время моделирования тушится светлота бумаги и в некоторых местах до нанесения красок чертеж приобретает известную черноту. Акварельная краска, положен­ная на темное основание, плохо просвечивается и выглядит грязным, бесцветным слоем. Чертеж, обработанный способом раздельной моделировки, имеет сдержанный колорит, но­сит деловой характер, но в нем всегда ощущается известная чернота, а иногда мрачность, сухость, условность.

В начале обучения моделировка тушью или одной нейтральной акварельной краской чрезвычайно целесообразна, ибо до знакомства с техникой воспроизведения колорита пред­стоит познакомиться со многим. Нужно проштудировать построение изображаемого пред­мета, изучить его форму, характер, рисунок деталей, составить ясное и всестороннее пред­ставление о нем. В жанровой живописи даже существует стадия подготовительного ри­сунка, где прорабатывается построение фигур, их одежда, черты характера и т. д. Затем делается цветной этюд или эскиз, в котором изучается другая сторона изображения, его колорит. И, наконец, берется свежий холст или лист бумаги и на нем предварительное раздельное всестороннее изучение совмещается в искомый образ, передаваемый уже с исчерпывающей полнотой.

Применяя моделировку тушью в архитектурном чертеже, следует придерживаться сле­дующих правил. Если этот прием применяется как начальная стадия обработки чертежа и в дальнейшем предполагается работать акварелью, то моделировку не следует доводить до черноты, так как в этом случае тушь имеет лишь подсобное значение. Если же моделировка тушью применяется как основной изобразительный прием, тогда, напротив, акварели нужно отвести вспомогательную роль и расцветку чертежа делать сдержанно и с большим тактом.

В акварельной технике очень часто применяется раздельная одноцветная моделировка с последующим нанесением собственных цветов. Нанесение собственных цветов является в этом случае второй ступенью моделировки; изображение освобождается при этом от чер­ного цвета туши. Такой прием дает возможность более свежо, красочно и живо передать образ и вместе с тем создает некоторое облегчение в работе тем, что светотеневая моде­лировка отделяется от цветовой.

Однако в выборе краски для одноцветной моделировки следует быть очень внима­тельным и строго исходить из конкретной световой обстановки. Если изображается соору­жение в ясный день, под прямыми лучами солнца, и тени освещены голубым небом, то моделировка должна производиться голубыми тонами с усилением их по мере поворота формы от солнца к рассеянному свету неба. После такой моделировки наносятся собствен­ные цвета с характерными для данного освещения особенностями. Для пасмурного дня, когда сооружение освещается холодным рассеянным светом неба и поверхности, обращен­ные к небу, имеют голубоватый оттенок, а обращенные к земле — всевозможные оттенки теплых тонов земного покрова, возможна моделировка теплыми тонами соответственно цвету наземных предметов.

При одноцветных рисунках и набросках, кроме светотеневых и тоновых отношений, важен также выбор цвета для применяемой краски. Цвет этой краски должен подходить как можно ближе к общему колориту того, что хотят изобразить. Примером тому может служить набросок Г. Робера к его картине «Большой канал». Набросок выполнен одной краской. Но цвет этой единственной краски очень живо воспроизводит солнечный свет и знойный день (рис. 56).

Рис. 55. Одноцветная моделировка в архитектурных эскизах. Архитектор Гонзаго. Проект декорации, изоб­ражающий каменные сооружения. Прием для выявления архитектурной формы без многоцветной харак­теристики. Цвет однокрасочной моделировки подбирается в соответствии с колоритом сооружения.

Наиболее совершенной техникой моделировки является живописная многоцветная (рис. 57 и 58). Она производится по методу обусловленных цветов, т. е. каждая часть формы окрашивается в соответствии с собственным цветом, обусловленным окружающей световой средой. Сложность многоцветной моделировки заключается в том, что до начала работы необходимо внимательно разобраться в световой обстановке, выделить ее харак­терные черты, если работа ведется с натуры, и хорошо представить себе световую обста­новку, если работа ведется по воображению. Преимущество такой моделировки заклю­чается в правдивости, реальности изображения. Проект фонтана архитектора А. П. Брюл­лова является примером применения старыми мастерами многоцветной моделировки в архи­тектурных чертежах (рис. 59). Эти приемы применялись очень часто тогда, когда автору нужно было показать проектируемое сооружение в его будущей естественной среде.

Последовательность живописной моделировки во многом зависит от того, как делается работа: с натуры, по памяти, по представлению или по воображению. Здесь невозможно предусмотреть всей сложности обстоятельств, однако следует сделать несколько общих ме­тодических указаний.

Рис. 56. Колорит одноцветной моделировки в архитектурных зарисовках. Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал». При одноцветных рисунках и набросках, кроме светотеневых и тоновых отношений, важен также выбор цвета для единственной краски. Ее цвет должен подходить как можно ближе к общему коло­риту изображаемого. Набросок выполнен одной краской. Но цвет единственной краски воспроизводит солнеч­ный свет и знойный день.

Если в работе с натуры по большей части приходится идти от натурных наблюдений к большим обобщениям, а в композиционной работе по воображению — от определенной идеи к ее живописному воплощению и детальной разработке, то, естественно, что в первом случае более свойственно идти от частного к общему, во втором — от общего к частному.

В работе с натуры очень часто приходится двигаться от отдельного места, заполнять всю плоскость изображения, сводить потом все к общему колориту и затем разрабатывать детали в зависимости от целого. В работе с натуры целесообразно начинать с наиболее ясных мест, с предметов, имеющих простую и ясную окраску, которую легко подобрать на палитре. Имея на картине первый простой и правильно взятый тон, не так трудно подобрать смежный, сначала — с одной стороны, потом — с другой, вокруг и, наконец, распространиться на всю плоскость картины. При сложившемся общем колорите картины подо­брать отдельные наиболее сложные цвета будет значительно легче. Нанося краски, следует попутно наметить самое светлое и самое темное. Имея полюсы и ступени светлоты, легче определять яркость остальных красок путем интерполяции.

Рис. 57. Многоцветная моделировка в архитектурном чертеже. Начальная стадия передачи солнечного освещения на белом сооружении при безоблачном небе. Первый красочный слой характеризует прямой свет солнца — главного источника света. Второй слой характеризует полутона, освещенные вторым по силе источником света — голубым небом.

В работе с натуры важно начинать с наиболее значительного предмета или с наиболее характерного и трудоемкого предмета. Это важно потому, что в работе с натуры наи­более живо и удачно получаются те места, которые делаются под первым впечатлением, со свежими силами, с острой характеристикой сопоставления с окружающим. При взгляде на работу начинающих, сделанную с натуры, место, с которого начата работа, всегда бро­сается в глаза по силе, живости и свежести исполнения. Опытный мастер может дисципли­нированно и ровно закончить всю свою работу.

Рис. 58. Многоцветная моделировка в архитектурном чертеже. Передача белой окраски сооружения при солнечном освещении и голубом небосводе достигается многоцветной моделировкой, соответственно условиям световой среды. Оттенок белой поверхности сооружения в каждом месте определяется проти­волежащим ей предметом: солнцем, небом, травой, песком и т. д.

Рис. 59. Многоцветная моделировка в чертеже. Проект мемориального фонтана архитектора А. П. Брюллова. Пример архитектурной графики мастеров XIX века.

В работе по памяти следует начинать с самого характерного, что произвело наиболее сильное впечатление, решительно фиксировать наиболее существенные черты, чтобы в по­исках подробностей и в припоминании деталей удержать главное. В работе по представ­лению следует идти по пути естественного построения. Если рисуют человека, то начинают со скелета, мышц и кончают одеждой. Если рисуют дерево, то намечают вначале ствол, потом ветви, сучья и наконец листья. Если рисуют капитель, то намечают сперва ствол колонны, колокол капители, абаку, затем капитель одевают листьями, концы абаки укреп­ляют волютами и т. д. Как строят, так и рисуют, как производится стройка, так и строится рисунок сооружения.

Если нужно передать колорит, то представление о нем в нашем сознании и изобра­жение на картинной плоскости должно строиться также по ступеням светлоты — от наи­большего источника света к наименьшему, от яркого к темному. Это определит последо­вательность исполнения от общего доминирующего цвета к оттенкам в деталях.

В композиционной работе по воображению для передачи колорита создается своя, за­думанная, световая обстановка в соответствии с теми идеями, которые вкладываются в изображение, а моделировка предмета производится строго последовательно по ступеням светлоты.

Передача перспективы

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач живописной техники. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изобра­жения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Сле­дует различать перспективу линейную, воздушную и световую.

Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний. Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геомет­рии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод централь­ных проекций. Законы линейной перспективы хорошо изложены в многочисленных руко­водствах.

В настоящей книге вопросы линейной перспективы опущены, но излагаются основные правила воздушной и световой перспективы.

Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погру­жения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.

Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мере уплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами, пылью или дымом происходит более быстрое помут­нение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур. Напротив, чем прозрачнее, чище воздух, тем меньше из­меняются очертания; высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резких очертаний далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительно определять рас­стояние.

На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей; фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной (рис. 60).

Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смяг­чается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.

Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, за­метны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое рас­стояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок, как это было уже за­мечено при рассмотрении цвета белых облаков на горизонте и в зените; блики на облаках переднего плана выглядят ослепительно белыми, по мере удаления — желто-оранжевыми, на горизонте — совсем розовыми.

Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на боль­шом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приоб­ретают силуэтные, плоскостные черты.

Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушным слоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер. Фактура материала, осязатель

Наши рекомендации