Современная архитектураная практика в россии 20-21 вв.
Можно выделить четыре последовательных этапа развития профессионального мышления в связи с актуальными социально-политическими процессами эпохи.
Первый этап - 70-е годы XX века:
- формирование качественно новых методов исследования и моделирования архитектурно-пространственной среды;
- прочно утвердились позиции архитектурного неофункционализма как новой разновидности функционализма 20-х годов, в основу которого лег принцип строгого следования внешней формы функциональному назначению объекта ( проектирование жилых комплексов крупных микрорайонов, со свойственной им «строчной» застройкой кварталов однотипными зданиями, создающими навязчивый эффект монотонного однообразия архитектурного силуэта городов.)
-разработку контекстуального метода проектирования - «средового подхода», суть которого заключалась в том, что новые архитектурные формы бережно вписываются в сложившийся городской контекст, не нарушая пространственных связей, а напротив, органично сочетаясь с устоявшейся структурой и постепенно ассимилируя с ней.
Таким образом, в 70-е годы ХХ века развитие архитектурно-градостроительной практики в России шло двумя взаимосвязанными путями функциональной стандартизации массовой застройки городов и реализации на основе теоретического обоснования нового контекстуального подхода к проектированию зданий в исторической среде.
Второй этап развития научного знания, хронологические границы которого можно обозначить 80-ми годами XX века, был ознаменован временным спадом творческой активности в профессиональной среде. На данном историческом витке политический режим в стране оказывает большое влияние на развитие архитектурной науки, ограничивая новаторские поиски и направляя творческую инициативу в необходимое социальное русло. Поэтому в теории архитектуры обстоятельно рассматриваются возможности применения контекстуального подхода к решению таких актуальных задач, как локализация монотонных комплексов зданий, обезличивающих структурную ткань микрорайонов.
Единая направленность отечественной архитектуры на рациональное обобщение художественных образов среды в 80-е годы ХХ века постепенно расслаивается и перестает восприниматься как универсальная стилеобразующая система, применимая к любым типам архитектурных сооружений. В республиках Советского Союза разворачиваются поиски новых способов воплощения архитектурно-пространственных замыслов. Использование традиционных принципов проектирования в современном строительстве того времени позволило преодолеть назойливую схематичность функционалистского контекста путем включения в его структуру индивидуальных проектов, учитывающих региональные особенности местной архитектуры и подчеркивающих глубокую самобытность городского ландшафта.
Наряду с этим можно отметить, что в начале 80-х годов ХХ века на развитие советской архитектуры большое влияние оказали хронологически запоздавшие тенденции западного постмодернизма, сформировавшегося как стилевая модель в 70-е годы. Отечественные эксперименты в данном направлении отличались некоторой скованностью творческих интерпретаций и предельной серьезностью проектных решений, исключающих любые проявления иронии, свойственные метафорическим образам архитектуры «американского постмодернизма».
Третий этап эволюции архитектурной мысли, который приходится на 90-е годы XX века, можно охарактеризовать как переломный в отечественной истории.
-нарушение функциональных основ государственности, в результате глобальных социально-экономических катаклизмов, повлекшими за собой распад СССР;
-притупление исследовательской деятельности в приоритетных областях научного знания;
-после распада СССР каждая союзная республика пошла своим путем творческого совершенствования архитектурного мастерства, опирающегося на традиции регионализма в местной культуре. Эти преобразования послужили своеобразным импульсом для радикальной трансформации предметно-пространственной среды крупнейших городов, структурная ткань которых стала обогащаться новыми тенденциями художественного формообразования, придававшими произведениям архитектуры индивидуальную выразительность.
-новаторские поиски 90-х годов ХХ века в России имели стихийный характер воплощения проектных замыслов, основанных на заимствовании формальных приемов архитектуры из различных стилевых систем и их использовании в современной строительной практике. Творческое возрождение принципов архитектурного эклектизма в новой его ипостаси способствовало внедрению в сложившийся контекст города стилизованных построек жилого и общественного назначения, косвенно отсылающих к истокам русского модерна начала ХХ века как излюбленной темы архитектурных интерпретаций конца столетия.
-проектные предложения по обновлению унифицированной застройки предыдущего периода отличались разнородностью художественных подходов, перекликающихся как с мотивами архитектурного историзма, так и с наигранной метафоричностью постмодернизма.
Четвертый этап, временные границы которого определяются началом XXI века.:
- подъем интеллектуальной активности, инициированный новыми возможностями изучения альтернативных способов воплощения неординарных замыслов в цифровом измерении, открывающем непредсказуемые горизонты для творчества.
-спонтанный прорыв инновационных технологий моделирования трехмерного пространства в реальное проектирование изменил традиционные представления об архитектуре как о последовательном процессе бесконечного чередования с определенной периодичностью вариаций и их комбинаций на тему классики и модернизма (немыслимые формы и поверхности криволинейных, органических и механоморфных очертаний.) - нелинейная архитектура, архитектура сложности, космогенное проектирование, лэндформная архитектура, киберпространственное проектирование, дигитальная архитектура.
Таким образом, было выявлено, что архитектурная наука на рубеже XX-XXI веков развивается скачкообразно, переживая подъемы и спады творческой активности. На исходном этапе ведется разработка теоретической концепции «средового подхода» к проектированию в исторических контекстах и поиск возможностей использования принципов математического моделирования в архитектурной теории. Данный период сменяется инертным состоянием застоя в научно-исследовательской деятельности, несколько замедлившего процессы интеллектуального постижения действительности. Открытие новых естественнонаучных областей знания обусловило кардинальные изменения в сложившейся системе культурных ценностей и послужило импульсом к зарождению новой нелинейной парадигмы в архитектуре.