Русская культура XIX – начала XX века

Какие события российской истории XIX века оказали наибольшее воздействие на мировоззрение русских людей? В чем выразились эти изменения? Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, отмена крепостного права, «хождение» в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма — все это многообразие определило и культурное «лицо» XIX в. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век» начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).

Какими были основные направления общественно-политической мысли этого време­ни? В чем заключаются основные различия между представителями разных направле­ний? Указанные особенности эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы.
В 1830—1840 годы в общественно-политической жизни страны наступает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей». К 1840—1850 годам относится дошедший до дней сегодняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Славянофилы выступали за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством выкупа. Вместе с тем славянофилы идеализировали отживавшие атрибуты российской действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели неизменный элемент, из которого создаются вся ткань русского народного быта и характер русского исторического процесса. Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Основу либеральной мысли России составили идеи западничества, которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм «болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии. Революционно-демократические традиции предшествующих поколений продолжили петрашевцы, положившие начало перехода от дворянской революционной идеи к демократической, Революционно-демократическое крыло петрашевцев выступало за уничтожение крепостного права, самодержавия, провозглашение- демократической республики.

Почему за XIX столетием закрепился эпитет «классическое время»? Какими были главные тенденции культурного развития этого времени? С чем они связаны? XIX век закрывает последнюю страницу в культуре Нового времени, являясь ее своеобразным итогом и квинтэссенцией. Не случайно его называют классическим Новым временем, тогда как за XV-XVIII веками закреплено определение «раннее Новое время», подчеркивающее переходный, неустойчивый характер развивавшихся на их протяжении культурных процессов. Классическое Новое время могло сложиться только тогда, когда европейская культура прошла «точку невозврата» к феодальному в своей основе, традиционному укладу. В сфере материальной культуры этим переломным моментом стала промышленная революция , начавшаяся во второй половине XVIII века и зафиксировавшая магистральную для всего Нового времени тенденцию перехода от ручного труда к машинному.
Буржуазная цивилизация к XIX веку достигла своей зрелости. Появляются международные пролетарские объединения, оформляется теория пролетарской революции, крепнет рабочее движение. В XIX веке развертывается промышленная революция, которая начинается со строительства железных дорог в Англии. Колониальная торговля создала основу для английской текстильной промышленности, металлургии. Наука приобретает практический характер. Открыты политехнические школы. Развивается электротехника и радиотехника, химия, физика, биология, математика. Между тем, общее число образованных людей в Европе ограничено. Только к концу века усиливается процесс демократизации образования. В условиях снижения авторитетности католической церкви развертывается экспансия протестантских течений: баптизм, пресвитерианство, методизм. Активно распространяется ислам в странах черной Африки и Азии. К концу века крепнут тенденции эмансипации, обостряется борьба женщин за равноправие, что влечет за собой снижение рождаемости, установление контроля над ней, поздний возраст вступления в брак.

Образование

Какие изменения произошли в XIX и в начале XX века в системе образования? С чем была связана необходимость в ее реформировании? В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Литература

Какие тенденции характерны для литературы XIX – начала XX века? Какие вопросы представляются злободневными для писателей и общественных деятелей того време­ни? Какие пути их решения предлагает русская литература?

Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в. Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге…Злободневные вопросы в русской литературе решались через поиск «героя времени».

Музыкальное искусство

Русская культура XIX – начала XX века - student2.ru

Какую роль сыграл М.И. Глинка в становлении русской

композиторской школы? С именем М.И. Глинки связано становление русской классической композиторской школы. С его именем связывают оформление русской национальной школы пения как определенного художественного направления. В период творчества Глинки окончательно сформировались типичные черты русской национальной школы пения. Это обусловлено тем, что вокальная музыка Глинки потребовала нового типа исполнителей, которые сумели бы убедительно и реалистично воплотить на оперной сцене живые образы и характеры русских людей. Во-вторых, Глинка сам был замечательным певцом, его исполнительское мастерство послужило примером того, как надо исполнять произведения русских композиторов, и оказало большое влияние на формирование исполнительского стиля русских певцов. В-третьих, большое значение в развитии русской национальной школы пения имела деятельность Глинки - вокального педагога. Он подготовил для русской оперной сцены целый ряд выдающихся исполнителей.

Назовите представителей музыкального искусства XIX – начала XX века, внесших значительный вклад в его развитие? В чем он заключался? Авто­рами каких произведений являются эти композиторы? В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.
Основные произведения М. П. Мусоргского: «Борис Годунов», сатирические романсы «Семинарист» и «Классик», вокальный цикл «Детская», фортепианный цикл «Картинки с выставки», вокальный цикл «Песни и пляски смерти», симфоническая поэма «Ночь на лысой горе». Н. А. Римского-Корсакова: «Полет Шмеля», «Шахерезада — море и корабль Синбада», «1000 и 1 ночь», «Ария варяжского гостя» (Опера «Cадко»), «Шествие князей» (Опера-балет «Млада»), Знаки зодиака для малышей — Лев «Колыбельная», «Пророк», «Будет красен день». П. И. Чайковского: балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфоническое творчество «Пятая симфония», шестая симфония «Патетическая», «Ромео и Джульетта»- увертюра-фантазия, оперы «Ундина», «Евгений Онегин».

Театральное искусство

Основание каких театров в Москве и Петербурге в XIX веке способствовало расцвету театрального искусства? Назовите наиболее известных актеров столичных и провин­циальных театров этого времени. Какие образы они воссоздавали в своем творчестве, какие идеи воплощали? Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.— закладывали основы русской театральной школы.

Искусство. Архитектура

Что такое «ампир»? В какое время он определяет развитие русской архитектуры? Ка­ковы его особенности? Какие памятники архитектуры были созданы в этом стиле? Ампир - стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века Особенности – обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов. Это памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве, градостроительные ансамбли центра Петербурга, Казанский собор, Триумфальные ворота, трон Наполеона.

Каким был вклад в русское искусство К.И. Росси? Назовите наиболее выдающиеся его творения. Какой след оставил он в развитии архитектуры в Твери?

Русская культура XIX – начала XX века - student2.ru К.И.Росси – автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге. Выдающееся архитектурное мастерство воплощено в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади и Триумфальной арки, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода. С 1809 по 1814 гг. В 1809 году молодой зодчий получил ответственное задание перестроить в Твери Путевой дворец Екатерины II для генерал-губернатора принца Г. Ольденбургского и его жены Великой Княгини Екатерины Павловны , сестры Александра I . В результате Росси видоизменил фасады , заново парадно отделал интерьеры , переделал дворцовую галерею , пристроил к садовому фасаду пандус на арках , реконструировал придворную усадьбу , разбив пейзажный сад на месте запущенного регулярного , привел в порядок служебные помещения.

Что такое «эклектика»? Когда возникло это направление в русской архи­тектуре? В чем заключается его особенность? Какие памятники архитек­туры были созданы в этом стиле? Эклектика в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. Это частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, поздняя эклектика К. М. Быковского — университетская клиника.

Что такое «модерн»? Когда он стал господствующим направлением в русской архитек­туре? Что его характеризует? Назовите памятники архитектуры, созданные в данном стиле. Кто был их авторами? Модерн – архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-1910 гг. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных. Особняк О.А. Листа построенный Л.Н. Кекушевым, особняка Рябушинского и Дерохинской работы М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова.

Что стало причиной бурного развития монументальной скульптуры в XIX веке? Кто из русских скульпторов создавал свои произведения в этом стиле? Какие идеи пыта­ются выразить их авторы в своих творениях? Наибольшей известностью пользовалось искусство М.О. Микешена- скульптора академического направления. Ему принадлежат три крупнейших монумента того времени- памятник «Тысяелетию России», Богдану Хмельникому и Екатерине II.

Почему в 1818 году скульптор И.П. Мартос создает памятник К. Минину и Д. Пожар­скому - героям национально-освободительной войны русского народа против поль­ских интервентов? Этот памятник посвящён Минину и Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победой над Польшой в 1612 г.

Какое место занимает творчество М.М. Антокольского в развитии русского искусство и культуры? Кто был героем его произведений? Почему его работы были остро соци­альными для его современников и не потеряли своей актуальности и поныне?

Русская культура XIX – начала XX века - student2.ru

Антокольский в первых своих работах отошёл от обычных для Академии религиозныхи мифологических сюжетов, выступив против условных канонов скульптуры. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. М.М. Антокольский пытался показать в пластике силу и высоту духа, красоту нравственного подвига. Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке.

Назовите стили и жанры, которые развивалась в живописи в течение XIX – начале XX века. Назовите наиболее ярких представителей этого времени и их произведения

Ведущими направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Выдающимися художниками этого времени были Луи Давид («Велизарий просит милостыню», «Клятва Горациев»), Анри Руссо («Заклинательница змей»), Жюль Депре(«Деревенский пейзаж») и д.р.

Кто такие «передвижники»? Как появилось это название? Какой вклад внесли худож­ники-передвижники в развитие русского искусства XIX века? Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Какую роль в развитие русского искусства внес И.Е. Репин? Как в его творчестве были представлены трагические коллизии его времени? Назовите его самые значи­тельные произведения.

Русская культура XIX – начала XX века - student2.ru

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов - людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881). Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).

В чем проявилось многообразие стилей и направлений в русской живописи конца XIX – начала XX века? Назовите наиболее значительных художников этого времени? Авто­рами каких произведений они являются? В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи. Портреты кисти В. А. Серова («Девочка с персиками») и пейзажи И. И. Левитана («Золотая осень») были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель «Демон сидящий», Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.). В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности.

Наши рекомендации