Пути формирования ландшафтной архитектуры в конце 19-20 века
Середина XIX в. была примечательной в истории по ряду причин. Перелом в развитии ландшафтной архитектуры связан прежде всего с именем Фредерика Олмстеда. Не имея специального образования, он выиграл в 1858 г. конкурс на проект Центрального парка в Нью-Йорке, назвав себя при этом «ландшафтный архитектор». Проект Центрального парка реализовал идею сохранения куска нетронутой природы в центре урбанизированного района. Его пейзажная планировка носила характер принципиально отличный от «английского» сада. Идеей Олмстеда было сохранить естественный пейзаж и организовать его показ с наиболее выгодных точек зрения. Эта идея легла и в основу создания первого в США природного заповедника в Йосемитской долине в Калифорнии. Вторая половина XIX в. знаменовалась не только началом понимания ценности природных ландшафтов, но и существенным расширением строительства садов и парков преимущественно в городах. Новые парки были разнообразны по своему облику, по своей стилистической характеристике и своему назначению. Деление садов на «французские», «английские», «итальянские» уходит. В Планах сочетались геометрические формы и прямые линии со свободными очертаниями водоемов и дорожек. Характерными для своего времени стали парк Бетерси в Лондоне архит. Д. Гибсон и парк Сефтон в Ливерпуле (архит. Э. Андре), построенные в 60-х годах XIX в.
Середина века знаменовалась появлением новых типов специализированных озелененных пространств. Еще на рубеже XIX в. в Париже и Лондоне на территории Риджент-парка строились первые зоопарки, организованные на научной основе. Зоопарки появились во многих крупных городах Европы, Азии и Америки. Передовыми для своего времени были зоопарки Москвы (1864 г.) и Петербурга (1865 г). Специальное проектирование выставочных территорий формировалось постепенно от выставки к выставке и в 20-е годы нашего века вылилось в самостоятельную отрасль ландшафтной архитектуры. В Советском Союзе, в одной из первых стран, были построены крупные комплексы сельскохозяйственных выставок 1923 и 1939 гг. Широкую известность получили комплексы всемирных выставок в Париже и Нью-Йорке. Как составная часть выставочных территорий появились впервые вначале XX в. и спортивные зоны. И здесь наша страна шла впереди. Спортивный комплекс «Динамо» открылся в Москве в 1928 г., а в середине 1930-х годов в стране уже насчитывалось около 650 стадионов. В 1934 г. архитекторы Н. Колли, С. Андреевский и другие сделали проект Центрального стадиона СССР в районе Измайлова. По глубине разработки этот комплекс, проектировавшийся на территории более 300 га, не имел себе равных. Уже в самом начале нашего века возникла осознанная необходимость в целенаправленной подготовке специалистов, и в 1901 г. в Гарвардском университете в США открылась первая школа ландшафтных архитекторов. США уверенно вышли на ведущее место в освоении новой профессии. Ландшафтная архитектура энергично расширяла сферу своей деятельности, охватывая все более обширные пространства и занимаясь решением самых различных задач организации их среды.
В начале XX в. в ряде промышленно развитых стран все отчетливее начало утверждаться общественное понимание необходимости развития ландшафтной архитектуры. Так же как и в США в Англии, Франции, Японии, Австралии возникло движение за сохранение ценных природных ландшафтов, планомерное развитие природной среды и установление контроля над безудержным ростом городов. Иными словами охрана окружающей среды. Ведь если в начале XIX в. в городах развитых промышленных стран жила 1/4 населения, то в 1901 г.—более половины. Еще в 1898 г. Э. Ховард издал свою знаменитую книгу «Город-сад будущего», в которой выдвинул идею самого широкого проникновения природы в городскую среду. По теории Ховарда крупные города должны были быть окружены зеленым поясом сельскохозяйственных угодий. Далее, к зеленому поясу должно примыкать кольцо городов-садов, связанных между собой и с центральным городом системой железных дорог. Теория Ховарда завоевала много сторонников, и уже в 1903 г. в Англии возникла «Первая компания городов-садов», начавшая строительство города-сада Лечворта в окрестностях Лондона. Дело шло успешно, к 1914 г. число жителей города достигло 9 тыс. человек. Но широкого развития города-сады так и не получили. И все же вплоть до конца второй мировой войны ландшафтная архитектура существовала преимущественно в традиционном облике садово-паркового искусства.