Влияние Византии (ее системы ) при строительстве храмов на протяжении 8 веков, используемые образы и темы при выполнении монументально-декоративных работ средневековья?
В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры. Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности. В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально – культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.. Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов. На её основе были созданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первый каменный храм, построенный в 991-996г.г. – Десятинная церковь, впоследствии разрушенная татаро-монголами в XIII веке.
Политическое и культурное влияние Византии в течение всех Средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. Марка в Венеции (освящ. в 1085 г.), церкви на остр. Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья.
В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. Виталия. Во Франции, в Лиможе и соседних местах, мы находим несколько храмов, в которых видно несомненное влияние византийства, какова, напр., церковь св. Фронта в Перигё. Но нигде зодчество Византии не дало от себя столь сильных и долговечных отпрысков, как в Армении, Грузии, Сербии и России — странах, заимствовавших его оттуда вместе с догматами и обрядами религии (см. Грузинское искусство и Русское искусство).
Неотъемлемой частью византийского храма становятся монументально-декоративные росписи (фрески, мозаики), покрывающие все внутреннее архитектурное пространство и представляющие вместе с архитектурной конструкцией единую символическую систему, принципы которой складывались одновременно с развитием крестово-купольного
храма.
В основе византийской системы росписей лежит принцип деления храмового пространства на три сферы как по вертикали, так и по горизонтали. Нижняя и западная часть храма представляет земное пространство. Верхняя и восточная часть храма – небесное. Средняя часть храма – пространство взаимодействия земного и небесного начал.
В соответствии с этим символическим делением и распределялись сюжетные сцены росписей. В верхней части располагались изображения Христа, Богоматери, ангелов и т.д. В нижней части – изображения мучеников, святых и представителей земной церкви, в том числе и император со свитой. В средней части храма в основном располагались сцены из жизни
Марии и Христа на земле
Специфика византийской иконописи, основные правила Иконописного канона.
Отличительной особенностью византийского искусства является
развитие иконы. Истоками иконы являются, с одной стороны, изображения римских
императоров, создаваемые для поклонения, с другой – фаюмский портрет –
изображения умерших, выполненное в технике энкаустики (живопись
восковыми красками по деревянной основе) с целью как можно более долгой
сохранности живописной и деревянной поверхности в качестве дома для
души умершего. От рисских портретов икона возьмет функцию поклонения,
от фаюмского портрета – функцию поминания и технику живописная на
живой деревянной основе.
Теория иконы как «образа для поминания и поклонения» складывается
в VI – VII веках. В основе византийского канона как жесткой системы правил
иконописного изображения лежит противопоставление иконы портретному
изображению. Икона мыслится как проявленный в земном обличии образ Бога,
созданный мастером, руководимым Духом Святым, поэтому само
живописное изображение не должно представлять молящемуся мир,
похожим на земной.
Отсюда основные правила иконописного канона:
1) плоскостность изображения
2) обратная перспектива
3) символика локального цвета и жестко регламентированных поз и
жестов
4) присутствие поясняющих надписей
5) отвлеченный золотой фон.
Самой первой иконой считается нерукотворное изображение лика
Христа, созданное им самим с помощью приложения к лицу материи.
Именно поэтому изображение Бога в человеческом обличии в Византии,
отрицающей идольские изображения (речь идет о скульптуре и объемной
живописи), стало возможным и необходимым. Роль иконописца в процессе создания иконы можно сравнить с ролью
сосуда или оболочки для энергетики Святого Духа