Русская архитектура XVIII века

Введение

Эпоха Барокко - это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта. В связи с этим, эта тема является актуальной, потому что изучая русское барокко, знакомишься не только с архитектурным искусством, но и с эпохой Екатерины Великой. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо.

В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина:

) от итальянского «baruecco» - жемчужина неправильной формы;

) «baroco» - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

) от итальянского «barocco» - грубый, неуклюжий, фальшивый.

Целью данной работы, является знакомство с русским барокко XIII в., спецификой оформления интерьеров.

Интерьер в стиле барокко поражает пышностью, величием и красотой. В нем огромное количество различных переплетений, изящных изогнутых линий, а также овалов. Шелка и бархат, гобелены и расписные потолки, бахрома и приглушенный свет, обилие позолоты, медь и бронза-все это характерные черты стиля барокко.

Интерьер в стиле барокко роскошен. При этом барокко в интерьере это не напыщенность, а изящество, красота и мастерство. Позволить себе его могут только действительно состоятельные люди, знающие толк в искусстве и умеющие отличать подлинные работы великих художников от их, хоть и удачных, но все же, копий.

Предмет исследования в данной работе является стиль Русское барокко XIII века. Объект - специфика оформления интерьеров.

Задачи данной работы следующие:

изучить историю стиля Барокко.

рассмотреть появление и роль барокко в России.

изучить специфические черты русского барокко в интерьере.

в ходе изучения исторического стиля барокко, необходимо выполнить ассоциативные наброски и зарисовки, которые отображают Дух времени как графические символы.

Данная курсовая работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, нескольких глав, где идет уже более детальное ознакомление с основными направлениями русского барокко, заключения и списка использованной литературы.

История стиля барокко

В XVII в. Италия - первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям - знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - «жемчужина неправильной формы»; в значении «причудливый», «странный», «изменчивый» это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность.

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно - в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Нарышкинское барокко

барокко искусство интерьер

В декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII века появились барочные элементы. Новый богато декорированный стиль получил название нарышкинского, или московского, барокко, так как русская архитектура XVII века существенно отличается от итальянской и астро-немецкой. Если для западноевропейского барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского - оптимистичная приподнятость и праздничность.

В барочной архитектуре для создания величественности и богатства по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался разнообразный декор интерьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигурными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также сложная и затейливая по формам, богатая по декору. Все это создавало общее впечатление пышности и роскоши.

Петровское Барокко

Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренного Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников) это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское барокко не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер. XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляло решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали над российской архитектурой почти тысячелетие.

Его главные представители : Жан-Батист Лeблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж.М. Фонтана, Н. Микетти и Г. Матарнови - прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял.

Церковное» барокко

Его мотивы появились в декоре русских церквей еще в XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике. Наверное, можно назвать его оптимистичным. Связь нарышкинского барокко с народной традицией говорит о его общих корнях с «русским стилем».

В архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей XVII века сказалась трогательная русская сентиментальность и то, что историки называют светским влиянием. Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей - абстрактным орнаментам, розанам и «виноградьям». Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. Здесь и обилие декора - даже, что называется, «с перебором», - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика.

Ранние барочные здания в России обязательно красили в красный или синий цвет, таким образом тоже выделяя среди других, не барочных построек. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное мировоззрение, появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия, составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам. Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. «Пряничный» облик русского «церковного» барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.

Елизаветинское барокко

Можно назвать высшей точкой проявления стиля в России. Словно яркое золотое солнце взошло над суровыми заснеженными полями и лесами нашей родины. Образ «рая золотого» воплотился в строительстве Екатерининского дворца в Царском Селе, названного в честь жены Петра императрицы Екатерины I. Для осуществления замысла был приглашен великий Растрелли. То была своего рода вершина «дворцового» стиля. В парадных залах количество позолоты достигло «критической массы» - архитектор добился уникального впечатления: реальная плоскость растворилась, исчезла в торжественном и замысловатом блеске отраженного света. Иными словами, свершилось окончательное уничтожение плоскости, декор сделался самоценным.

Позолота всегда была близка нашему национальному восприятию цвета. Строго говоря, столь любимый нашими предками золотой цвет был не цветом, а символом некого «запредельного», «райского» света. Именно свет, а не цвет виделся человеку в сияющем блеске позолоченных иконостасов, «золотых» иконных фонов и одежд Богородицы. И так же органично образ «рая золотого» был перенесен в дворцовые покои императрицы Елизаветы.

Пространство оживилось благодаря динамике линий - они стали теперь более извилистыми, причудливыми. Парадные залы, предназначенные для балов и «машкерадов», делались, впрочем, с очевидным пренебрежением к «особенностям национального климата». Слишком большие, в несколько сот квадратных метров, с высокими потолками и огромными окнами, они никогда не протапливались достаточно хорошо и вечно продувались безжалостными сквозняками. Внутреннее пространство парадного барочного зала было скорее декоративным, чем функциональным. Пребывание в нем не отличалось большим комфортом. Порядка и правда было не слишком много. Скажем, мебельного гарнитура в современном понимании не существовало, в одной комнате находились разные по происхождению и назначению предметы обстановки, разностильные столы и стулья. В наборах производили только мебель для сидения, куда входили канапе и несколько кресел. Кресла в эпоху елизаветинского барокко делали широкие, с сиденьями трапециевидной формы, очень подходящими для необъятных дамских парадных платьев с фижмами.

Искусство мебельного декора включало золочение по левкасу, рельефную резьбу, фанеровки, росписи с сюжетными композициями. В отделке мебели часто применяли также весьма изысканный прием инверсии - чередования светлых и темных деталей изображения и фона одного и того же рисунка.

Камерные жилые покои были меблированы значительно разнообразнее. Здесь появились принципиально новые, неведомые досель предметы: столики-геридоны (подставки для прелестных безделушек); столики - «бобики», получившие свое название благодаря столешнице в форме боба; столики для рукоделия; знаменитые и поныне ломберные столы, предназначенные для игры в карты. В моду уверенно входила лаковая мебель. Волнистые линии и гнутые ножки придавали предмету выразительность и одновременно оттенок некоторого легкомыслия. Оно было заложено в самом настроении эпохи, так любившей празднества, балы и фейерверки.

Так или иначе, реальное пространство превращалось усилиями декораторов в фантастические вымышленные сады и мифические парки, где нежились лукавые нимфы и богини. Если в эпоху великого отца Елизаветы Петровны в настенных росписях, обивочных тканях, гобеленах и шпалерах преобладали бессюжетные орнаментальные композиции, то теперь возникла мода на «поучительные и занимательные картинки из греческой али римской гиштории».

Народное» барокко

С одной стороны, отнесем к этому явлению стихийно возникшее стремление к избыточности, проявившееся в обилии красочных росписей и разнообразной резьбы в крестьянских избах. Все объясняется достаточно просто: человеку нужен праздник в быту, каждый день. Этой потребности ежедневного праздника стиль барокко отвечает наиболее полно. Другой стороной «народного» барокко было наивное отражение в крестьянском и купеческом быту дворцовых проявлений высокого стиля.

Барокко в обычном народном восприятии было признаком высшего процветания. К такой эстетике стремился практически каждый человек, только-только достигший достатка и ищущий его зримого выражения. Барокко предлагает нам именно идеальные образы богатства и во многом тождественно им. Отсюда излюбленные стилем символы процветания и много позолоты. Росписи, орнаменты, скульптурный декор поражают обилием цветов и экзотических плодов, которых в России отродясь не росло, - винограда, ананасов…

Образ райского богатства простодушно и в то же время затейливо проступает в ярких орнаментах и прикладном крестьянском искусстве. Во многом национальной тягой к зримому, предметному благополучию объясняется и популярность барокко в современности, когда после советской аскезы мы вступили в эпоху изобилия дорогих вещей, ранее недоступных. Похожее явление наблюдалось при Петровских реформах. Тогда, после относительной изоляции, Россия тоже окунулась в избыточность европейской культуры начала XVIII века.

Современный дизайн интерьера в основном предпочитает «дворцовый стиль» «народному» барокко. Даже недавняя советская мода на украшение городских квартир деталями псевдокрестьянского быта была избирательна в предпочтениях. Интеллигенция 60-70-х выбирала для своих городских интерьеров не прялки и кросна, а иконы поценнее и понаряднее - даже не из народного, а из церковного быта.

3. Специфика оформления интерьеров в стиле барокко

Русское барокко зародилось в конце XVII в. - это время назвали «петровским барокко». Первая четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» или «елизаветинское барокко». Новый уклад жизни русского дворянства и царского двора, требовал дворцов в стиле европейского барокко, где можно было давать богатые обеды, устраивать роскошные приемы, балы.

Дочь Петра I, Елизавета Петровна, склонялась к формам насыщенного итальянского барокко. Именно в годы ее правления были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшиеся от итальянского отсутствием религиозного мистицизма. Франческо Бартоломео Растрелли, выдающийся архитектор, построил для Елизаветы дворец в Царском Селе. Другими его постройками являются Зимний дворец и Смольный собор. В оригинальной архитектуре Растрелли соединились композиционные приемы Европейского Классицизма, Барокко и Французского Рококо.

Интерьеры середины XVIII века - периода зрелого барокко - могут быть охарактеризованы великолепными отделками Растрелли. Развиваемый им декоративный, поистине блестящий стиль нашел яркое выражение в парадных, наиболее крупных залах пригородных дворцов. Но они все, же составляли исключение из всех отделок. В помещениях же средних и небольших размеров Растрелли обычно применял следующую разбивку стен: внизу шла низкая панель, расчлененная на ряд орнаментированных филенок, основная часть стены разделялась на большие поля, обрамленные тонкими резными рамами, которые затягивались цветным штофом. Потолки были плоскими и покрывались подчас плафонной живописью. Основанием плафонам часто служила невысокая падуга, или же, что было нередко, потолки опирались просто на профилированный карниз.

Относительно проще по рисунку, в основном геометрическому (квадраты, ромбы, звезды), были полы дворцовых залов. Печи растреллиевского времени, более чем что-либо другое в интерьерах, были связаны с традициями предыдущего - петровского периода. Во дворцах выкладывались большие «многоярусные» печи, которые покрывались сплошным ковром гладкими сине-белыми голландскими изразцами. Форма этих печей совершенствуется, в их обработку включаются новые красивые детали. Роскошь парадных дворцовых интерьеров дополнялась в свое время мебелью, во многом отличавшейся от той, что употреблялась в скромных резиденциях первой трети XVIII века. По своему стилистическому характеру она в значительной степени была связана уже с французской мебелью.

В середине века стиль мебели находится в тесном соответствии с архитектурой: стулья, кресла, диваны в основном расставлялись вдоль стен. Их формы соответствовали усложненной, изгибающейся рокайльной резьбе, применявшейся для обработки элементов стен, рам, зеркал, картин и других деталей. Мебель становится более сложной в своих линиях, в абрисе спинок, сидений, подлокотников, ножек, в очертаниях столешниц, рам зеркал. Отмечается тенденция к уменьшению размеров и габаритов предметов. Неокрашенное дерево резко сокращается количественно и заменяется деревом с левкасной обработкой и окраской, соответствующей общему колориту данного помещения, или полностью позолоченным. Резные части выделялись если не позолотой, то дополнительным цветом - фисташковым, розовым, желтым, голубым и другими тонами.

Мягкие части мебели (спинки, сиденья) затягивались узорными шелковыми штофными тканями, в рисунке которых преобладал крупный цветочный, растительный орнамент. Наряду с шелковыми тканями использовалась и так называемая «стуловая шпалера».

В дворцовом и дворянском интерьере наряду с зеркалами, вделанными в стены, использовались и навесные в деревянных левкасных рамах, состоявших из сплетенных рокайлей. Подобные же рамы применялись для картин и портретов.

Осветительные приборы дворцовых помещений отличались подчеркнутой пышностью форм. Люстры приобретали грушеобразные очертания, в сравнительно же небольших помещениях - форму фонаря. Основным элементом убранства люстр служили хрустальные подвески в виде дубовых листьев, дополняемых «флаконами», «пирамидами» и другими украшениями. Большую роль, как и прежде, играли стенники, форма которых также усложняется. Их зеркальные поверхности составляли фон для свечей.

Особой изысканностью и нарядностью отличались жирандоли, иногда имевшие полукруглую в плане форму. Они ставились на золоченые левкасные консоли перед зеркалами, вследствие чего создавалось впечатление круглого светильника, что значительно усиливало освещенность.

Ткани, их общий характер, а также композиции рисунков принципиально не отличались от применявшихся в Западной Европе, и прежде всего во Франции.

Стиль барокко можно узнать с первого взгляда. Его трудно принять за какой-либо другой стиль. Барокко - это, несомненно, воплощение эпохи, в которой он появился. В нем хорошо сочетаются два понятия, а именно: стиль и образ жизни.

Пространственная свобода, исключительная пышность и роскошность, величественность являются отличительными чертами стиля Барокко. Важно отметить, что неповторимая игра образов и динамичность стиля можно сравнить с морской раковиной, которая и послужила названием для него. Определенную скромность и минимализм в оформлении домов заменяет превосходство, изысканное богатство и величие интерьера. При декорировании в стиле барокко используются пластичные формы, затейливые и несколько вычурные орнаменты и узоры, а также свойственна объемность силуэтов. Во всем этом чувствуется дух превосходства и возвышенности. Важно отметить, что главным элементом декора все-таки остается фресковая роспись. Она украшает как потолки, так и стены помещений. Кроме того потолки можно также декорировать с помощью тканых ковров, которые спускаются от потолка до самого пола.

Огромные зеркала, украшенные позолотой и превосходной лепниной, остаются центральным и доминирующим элементом всего декора. В орнаменте стиля барокко используются причудливые растительные мотивы, например: массивные листья, крупные цветы, а также ветви деревьев.

В интерьере очень популярно применение инкрустаций драгоценными металлами, такими как золото и серебро. Мрамор, кость, медь, мозаика также часто используются в самых разных предметах дизайна. Зеркала, живописные полотна с изображениями полуобнаженных тел в динамике, - то есть в движение, в физическом усилии, напряжении борьбы, - или скульптур очень популярны в интерьерах стиля барокко. Пейзажные полотна также очень уместны в интерьере. Это могут быть разнообразные природные мотивы, на фоне которых изображаются сюжеты из крестьянской жизни.

Мебель отделывают дорогими, изысканными тканями, бахромой. Текстильные драпировки применяются также и для стен. Кроме того используется много лепнины.

Характерные волнообразные линии воплощаются в дизайне мебели. Для ножек характерны интересные изогнутые формы. Среди предметов мебели очень популярными становятся комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.

Кресла и диваны в стиле барокко отличаются волнообразными спинками. Конструкция диванов напоминает собой интересный ансамбль из вместе сложенных нескольких кресел. Столы зачастую уснащают круглыми и достаточно массивными столешницами, а также декорируются перламутром, мозаикой или цветным мрамором.

Кровать стиля барокко напоминает некий шатер, в котором используется много драпировок, занавесей и бахромы.

Драматизм бытия для сторонников стиля Барокко является естественной формой существования природы и человека.

Стиль барокко несет в себе сильные эмоции и мощную энергетику. Он выражает довольно прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и разнообразии мира и его непостоянстве.

Основу барокко составляют три основных изобразительных принципа: асимметрия, контрасты, крупные объёмы. Именно реализация этих принципов в архитектуре и дизайне помещений позволяет создавать такие пластичные замысловатые линии и динамичные выразительные формы, эмоционально наполняя окружающее пространство. Воплощение стиля барокко в архитектуре должно стремиться к органичности и целостности внешнего оформления здания и внутреннего убранства помещений. Причём конструктивные детали обязательно должны быть скрыты декоративно. В дизайнерском оформлении богато используются сложные орнаменты и живописные картины.

Заключение

Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной «дворцовости», однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет «далекой европейской звезды» первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.

Как уже сказано выше, атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества - от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях - от утонченно-профессионального до стихийно-народного - в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.

Повсюду - и в мебели, и в украшении интерьеров - мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна.

Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.

Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.

Таким образом, цель данной работы достигнута. Мы изучили историю создания стиля Русского барокко XIII в., ознакомились со спецификой оформления интерьеров.

В ходе изучения исторического стиля, ознакомились с большим количеством литературы, обсуждали фото с интерьерами в стиле Русского Барокко. И на основании изученного, сделали несколько ассоциативных набросков, которые отображают Дух времени как графические символы. Что в большей степени закрепило изученный материал.

Содержание

Вступление

1. Московское барокко

2. Петербург и Москва

3. Петровское барокко

4. Ф.Б. Растрелли (1700-1771)

Приложение

Список литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться "художествам" за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. "петровские пенсионеры" (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 - Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольный монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В. Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее общеобразовательное учебное заведение (1764 - 917).

МОСКОВСКОЕ БАРОККО

Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.

Горностаев назвал его "московским барокко". Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный. Развернутая Г. Вёльфлином система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Но предметом исследований Вёльфлина было барокко Рима; он сам подчеркивал что "общего для всей Италии барокко нет". Тем более "не знает единого барокко с ясно очерченной формальной системой" Европа севернее Альп. Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., очевидны аналогии с западноевропейскими пост ренессансными стилями - маньеризмом и барокко.

Главным новшеством, имевшим решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись не только элементы здание но и его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. В соответствии с ними планы построек стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям, искали "правильности" ритма в размещении проемов и декора- Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.

В то же время, как и средневековая русская архитектура, московское барокко оставалось по преимуществу "наружным". Б.Р. Виппер писал: "Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более пленена языком архитектурных масс, чем специфическим ощущением внутреннего пространства". Отсюда - противоречивость произведений, разнородность их структуры и декоративной оболочки, различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием "стареющего и уходящего" барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.)(рис. 3) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.) (рис.1,2) относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова. А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.

Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как "мешала движению".

Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил по заказу А.Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.) Уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали.

Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными ("красивыми"). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы, позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более низкими п

Наши рекомендации