Экстремальное программирование

С одной стороны, экстремальное программирование (Extreme Programming, ХР) позиционируется как новаторская методика; с другой – эта методика существует, пожалуй, с тех давних пор, когда в реле находили тараканов[118]. Позвольте пояснить. Основное внимание в ХР уделяется командному программированию с акцентом на код сам по себе. Последний понимается как средство передачи требований и изменений, а также ключ к пониманию задачи программного продукта. Один из ведущих проповедников ХР Кент Бек (Kent Beck) утверждает, что ХР обещает радужные перспективы двум группам заинтересованных лиц:

«Программистам ХР предоставляет возможность каждый день сосредоточиваться только на тех вопросах, которые действительно важны. Им больше не придется сталкиваться с устрашающими ситуациями один на один. Они смогут проявить свои способности на все сто, направить их всецело на обеспечение качества системы. Им не придется принимать решения в тех областях, в которых они не слишком много понимают, – они могут сосредоточиться на своих прямых обязанностях».

«При помощи ХР заказчики и руководители смогут каждую неделю разработки получать максимальный результат. С регулярностью в несколько недель они будут оценивать конкретный результат работы над решением задач, которые для них наиболее важны. Корректировать направление разработки проекта можно будет в самый разгар трудовой деятельности программистов, причем никаких сверхъестественных затрат на это не потребуется»[119].

Каким образом метод ХР реализует эти перспективы? Путем введения ряда принципов программирования, которым группы должны следовать неукоснительно. Вместо того чтобы перекладывать отдельные аспекты разработки на руководящее звено, метод ХР концентрируется на функциях собственно программистов, то есть на конструировании программных продуктов.

В центре процесса разработки по версии ХР стоит принцип ежедневного тестирования, которое должно проводиться командой из двух программистов. Таким образом, ситуация, при которой каждый разработчик изолируется в своей кубышке, а создаваемый им впервые код тестируется специализированной группой лишь через месяц, решительно исключается. Интеграция модулей кода производится сразу после разработки, а тестирование – незамедлительно после интеграции. Практика запуска всех существующих контрольных сценариев на каждом этапе интеграции кода позволяет убедиться в том, что изменение любого отдельно взятого модуля не приводит к деградации остальных. Таким образом, метод ХР выделяется сжатыми циклами выпуска и еще более быстротечными итерациями проектирования.

Метод экстремального программирования ориентирован на проекты, допускающие конструирование силами компактных групп (численностью от двух до десяти разработчиков), участники которых напрямую получают информацию от заказчиков. Процесс ХР, таким образом, управляется самой группой разработчиков, а центральное место в методологии занимает программист. Коммерческие специалисты фактически отстраняются от руководства, ограничиваясь «поощрительными» функциями. Управленческая инициатива в группе принадлежит инструктору – программисту, ответственному за процесс разработки в целом.

Буква «X» в аббревиатуре ХР означает «экстремальный». Эту характеристику многие деятели нашей индустрии признали вполне удачной. Впрочем, есть и такие, которые, уважая суть концепции, с некоторым презрением относятся к ее названию[120]. По-моему, в публикациях, посвященных этой «новой» методологии, равно как и в практической деятельности по реализации ее принципов, очень много полезного. Полагаю также, что материалы сайта http://www.extremeprogramming.org помогут вам сориентироваться в том, какие методы этого заметного (пожалуй, даже крикливого) течения стоит принять на вооружение. Хотя, если уж следовать духу ХР, получается, что вычленять из этой методологии отдельные элементы или смешивать ее с другими стилями нельзя – либо вы «экстремал», либо нет. Меня на это не купишь, хотя мотивация мне вполне понятна. Поборники экстремального программирования пытаются сказать примерно следующее: «Либо дисциплинируйтесь, либо убирайтесь из профессии – вам в ней нечего делать!» Вот это мне по душе – надеюсь, и вам тоже.

Гибкая разработка

В поисках новых методов для себя и своей команды вам еще не раз предстоит столкнуться с термином «гибкий» (agile). Любой эффективный метод разработки программного обеспечения является таким по свой природе. Гибкость означает способность к адаптации, к изменяющимся требованиям и развивающейся технологии, в том числе на этапе конструирования проекта. Мнения большинства специалистов в области разработки программных средств сходятся в одном: гибкость – это священный Грааль всех методик разработки. Существует даже общественная организация, состоящая из ведущих специалистов по разработке программных продуктов и ставящая своей целью пропаганду концепции гибкости[121]. Эти деятели даже опубликовали манифест, в котором обозначены четыре основные проблемы, свидетельствующие, в зависимости от решения, о гибкости тех или иных методов[122].

1. Отдельные лица и взаимодействие или процесс и инструментальные средства.

2. Функционирующее программное обеспечение или комплексная документация.

3. Сотрудничество заказчиков или переговоры по контракту.

4. Реакция на изменения или следование плану.

Признавая определенную ценность положений, расположенных в правой части списка, авторы придают большую значимость его левой части.

Между так называемой «гибкой» школой и экстремальным программированием много параллелей. Действительно, в совещании, на котором был принят манифест гибкости, участвовали, помимо прочих, основатели концепции ХР. На самом деле методология гибкости – это, скорее, совокупность принципов, применимая к любым процессам и мероприятиям в области планирования, направленным на конструирование программных средств. В главе 6, рассуждая о методах технического проектирования, я упомянул термин[123]«адаптивная разработка программных средств», имея в виду деятельность, обусловливающую ваш успех в роли технического лидера. Так вот, адаптивная разработка тоже происходит от гибкости.

Мнения большинства специалистов в области разработки программных средств сходятся в одном: гибкость – это священный Грааль всех методик разработки.

В отличие от других методов, рассматривающих предвидение изменений как малозначащий фактор, на который не следует обращать внимания, или как тенденцию в процессе разработки, которой нужно сопротивляться, концепция гибкости призывает к конструктивному и адаптивному реагированию на изменения. В этом свете ХР трактуется как подготовительная стадия к внедрению философии гибкости. Любой метод, предусматривающий фиксацию требований и следование предопределенному процессу, приводит к созданию не вполне адекватного программного продукта. Приведу цитату из Кокберна (Cockburn):

«Некоторые считают, что необходимым условием успешности проекта является следование заданному процессу. Те, кто придерживается такого мнения, тратят уйму энергии на проверку его соблюдения. Человек, твердо убежденный в том, что именно в процессе вся суть, может очень долго не обращать внимания на несоответствие между практикой следования процессу и его исходом»[124].

Иначе говоря, методология гибкости снимает с нас шоры и открывает глаза на те вещи, которые рабы процесса не замечают.

Перечисление этапов процесса разработки, основывающегося на методологии гибкости, противоречит самому ее духу. Методология гибкости рассматривает процесс разработки как опыт сотрудничества и взаимодействия между программистом и заказчиком. Эта позиция, иногда трактуемая исключительно как методологическая тенденция, как мне кажется, являет собой единственный способ обуздать трудный процесс создания качественных программных средств.

Я крайне рекомендую вам порыться в литературе, посвященной гибким методам. Ресурсов по этому вопросу великое множество[125]. Не менее важно оценивать по стандарту гибкости те методы, которыми вы пользуетесь в данный момент. Представьте себе ситуацию, в которой плохо сформулированное коммерческое требование уточняется ближе к сроку завершения кодирования. Сможет ли ваша группа отреагировать на такое изменение без недопустимых задержек? Когда требования меняются во время цикла разработки, большинство из нас проклинают все вокруг. Тем самым мы пытаемся дистанцироваться от реального положения вещей – ведь чем глубже мы разрабатываем проблему реализации требования, тем больше двусмысленности обнаруживаем, а значит, возвращаемся к этапу определения продукта. Гибкие методы культивируют определенное восприятие неопределенности.

Наши рекомендации