Основные закономерности развития византийской архитектуры в период правления императора Юстиниана.
В истории Византии определились три основных этапа развития культуры:
- Ранневизантийский период (V—VIII вв.) - - период высшего расцвета культуры Византии, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда страна превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. В этот период получили развитие купольные храмы двух типов: купольные базилики и центрические церкви с куполом на восьми опорах.
- Средневизантийский период (VIII—XIII вв.) - получила широкое распространение крестово-купольная система храмов. Средневизантийский период трагически окончился для Византийской империи взятием и разграблением Константинополя крестоносцами, главным образом венецианцами, хозяйничавшими в византийской столице в течение нескольких десятилетий (1204—1261).
- Поздневизантийский период (XIII—XV вв.) - наступил после восстановления империи, продлившийся до взятия Константинополя турками в 1453 г.
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
С VI века ведущими в византийской храмовой архитектуре становятся купольные сооружения. В это время завершается формирование литургии. Поэтому превращение «великого входа» в особо торжественный момент литургии заставляет выделить среднее пространство церкви и увенчать его куполом. София Константинопольская, самый сложный и прекрасный вариант подобного сооружения, главный храм империи, воплотила художественные и идейные устремления эпохи с наибольшей полнотой. Огромное подкупольное пространство стало средоточием Софийского собора. Мощные столбы спрятаны в очертаниях стен, как бы растворены, невидимы. С трех сторон средняя часть храма окружена двухъярусным обходом. Софийский собор остался уникальным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках.
В процессе формировании купольного типа храма важную роль играла архитектура Сирии, давшая многочисленные примеры центрических церквей, таких как храм св. Георгия в Эзре (515 г), гробничная церковь в Русафе (на месте погребения мученика Сергия), кафедральный собор в Босре (512 г), ансамбль монастыря преподобного Симеона столпника (Калат-Семан, 476—490).
В VI веке были построены два великолепных храма связанных непосредственно с архитектурой Константинополя. Первый из них — Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в столице 527—529 гг. Юстинианом Великим. Позднее по образцу этого столичного храма была возведена знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне (527—548).
48. Собор св. Софии в Константинополе. Особенности планировочного, пространственного и конструктивного решений.
Купольная базилика. Замысел императора Юстиниана и был грандиозным: построить самый большой в мире христианский храм, главный собор Византийской империи. Церковь была построена в 532—537 гг. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах (конструкция треугольно-сферической формы в углах), имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма — из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками
Собор был торжественно заложен 24 февраля 532 г., на сороковой день после того, как от пожара погибла небольшая церковь Софии, стоявшей на том же месте. Со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы - мрамор, гранит, профир, ценные породы дерева и т.д. Сооружение возводили из кирпича - плинфы большого размера. Для постройки купола Софии использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра, из сопоставления большого числа которых был сложен купол . Для кладки главных несущих столбов был использован не первоклассный византийский кирпич, а относительно непрочный известняк. Камни гладко притесывались и, по-видимому, укладывались на тонкий лист свинца. Между кирпичами выложены широкие прослойки цемянки (известкового бетонного раствора), которая по затвердении стала крепче кирпича. Стены были обшиты драгоценными цветным мрамором, мраморным был также и пол. Лучшие художники империи выполнили мозаичный декор храма .
Художественный эффект внутреннего пространства храма построен на гармоничном композиции криволинейных элементов - огромных полуциркульных арок, уходящих на сорокаметровую высоту, полукуполов меньшего размера, крупных аркад первого яруса, полуциркульных завершений оконных проемов и, наконец, гигантского купола, (диаметром 31,5 м). Ритмы криволинейных элементов гармонично связаны с вертикальными ритмами колоннад и мощными горизонтальными линиями карнизов. То, что внутреннее пространство Софии кажется большим, чем он есть, - результат тонко разработанной системы масштабных соотношений. Поэтому никакие фотографии передать этот оптический эффект не могут.
Замечательной является гармонично подобранная гамма мраморной облицовки стен: зеленых, розовых и фиолетовых оттенков, хорошо сочетается с белой резьбой капителей и вкрапленными фрагментами мозаичных изображений, недавно открытых из позднейших наслоений. Внутреннюю поверхность купола византийские мастера покрыли золотой мозаикой, и потому все пространство храма освещено золотистым сиянием, созданным отраженным светом, попадающим через кольцо окон в основании купола
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II