Рубка; резание ножом; сверление; шлифование; полирование
Духовная жизнь эпохи верхнего палеолита:
Ранние формы религии:
Магия - (от греч. magia — колдовство) — вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы.
Тотемизм - вера в то, что существует связь между человеческим родом и определенным видом животных или растений.
Анимизм - (от греч. anima — душа) - одушевление природы, материальных объектов, вещей, животных, вера в духов, культ предков.
Фетишизм -(от португальск. fetis — зачарованная вещь) – вера в сверхъестественное значение природных или созданных людьми вещей. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т. д.
Сложились и устойчивые черты погребальной практики. Захоронения осуществлялись в могильных ямах. Умершие покрывались или окружались камнями, посыпались охрой. Имелся и погребальный инвентарь – украшения, орудия труда.
Первобытное искусство:
Живопись:
Памятники первобытной живописи открыты в 1879 г. испанским археологом Марселино Саутуолой в пещере близ деревни Альтамира (Испания): 25 изображений бизонов в натуральную величину.
Изображения – в пещерах:
- на юге Франции:
Ля Мут, Ле-Комбатель (300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя),
Фон де Гом (40 рисунков диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей)
- в Западной Монголии,
- Алжире,
- Южном Урале в России (Капова пещера).
Сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных: лошадей, носорогов, оленей, бизонов, зубров, которые были главными объектами охоты человека.
Изображения человека очень редки. К древнейшим изображениям следует отнести и оттиски человеческих рук с широко расставленными пальцами.
Краски:
минеральные
Цвета:
красный;
коричневый;
белый;
черный;
желтый.
Мелкая пластика: Предметы искусства малых форм представлены:
1. Палеолитические Венеры - статуэтки, воспроизводящие образ матери-прародительницы и родоначальницы – женщины с подчеркнуто материнскими формами. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.
Стройный тип Венер преобладает в основном на сибирских стоянках (например, Мальта и Буреть). Изображены в одежде с капюшоном.
Эти изображения преобладают среди антропоморфной пластики. Изображения мужчин весьма редки. Такая ситуация отражает роль женщины в жизни общества той эпохи, связанная с матриархатом.
Изображения Венер могли быть оберегами, талисманами, применялись в ритуалах.
2. Зооморфные изображения. Фигурки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва отличались большой выразительностью и мастерством исполнения. Возможно, предназначались для использования в магических ритуалах. Не случайно на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ, иногда встречаются и в погребениях (как лошадка со стоянки Сунгирь). Встречаются изображения водоплавающих птиц, иногда рыб и змей. Что, возможно связано с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы – воздухе, земле и воде.
Материал для изготовления предметов мелкой пластики – бивни мамонта, кость, янтарь, мягкий камень – мергель.
Любопытным фактом является и то, что к эпохе верхнего палеолита относятся и первые свидетельства изобретения человеком керамики. Здесь стоит назвать находки на стоянке Долни Вестонице в Моравии, где обнаружены остатки примитивной печи-горна для обжига керамики и множество её фрагментов.
Орнамент.
Встречается на украшениях, женских статуэтках, пластиках из кости и даже орудиях труда.
Элементы орнамента – от простейших (точки, кресты, черточки, их сочетания) до меандра.
Часть орнаментальных элементов считаются женскими символами – треугольники, косые кресты, т.к. украшают женские статуэтки и предметы, принадлежавшие женщинам.
Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определённых числовых интервалах – наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие такого орнамента позволило учёным выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.
Музыка и танец.
Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например, музыка и танец. На стоянке Мезин были исследованы остатки жилища, в котором у одной из стенок находилась группа крупных костей мамонта, украшенных росписью красной охрой. Они могли быть ударными музыкальными инструментами.
Вопрос 2. Мезолит.
Хронология: 15/10-7/5 тыс. л. до н.э.; на территории России с 12/10 тыс л. до н.э.
Из истории термина.
Термин «мезолит» был впервые введен в 1928 году украинским учёным М.Я. Рудинским, который впервые в отечественной литературе высказал предположение о существовании особого, мезолитического, периода каменного века.
В 30-х годах известный английский археолог Д.Г.Д. Кларк обосновал выделение мезолита как отдельного большого периода.
Крупный отечественный археолог М.В. Воеводский был первым, кто выделил и описал разнообразный мир мезолитических культур Восточной Европы.
[Материал из таблицы]
Последствия климатических изменений в мезолите:
1.Для раннего мезолита (15/12-10 тыс. лет до н.э.) характерно продвижение человека на север. Происходит заселение человеком лесной зоны европейской части России. В течение относительно краткого промежутка времени люди достигли берегов формировавшегося тогда Балтийского моря, верховьев Днепра и Волги. В эту эпоху происходит заселение человеком арктического побережья Кольского полуострова, Заполярья и Дальнего Востока.
2. Изменился быт и хозяйственная деятельность.
С исчезновением крупных стадных животных и открытых пространств теряет своё значение загонная охота. Относительно небольшие и быстрые животные заставляют изменить человека и способ охоты. Охота теперь осуществлялась небольшими группами охотников, вооруженных луком и стрелами. Вероятно, в охоте использовали и собаку. Останки собак обнаружены на мезолитических стоянках Крыма, Сибири, Переднего Востока.
Увеличение водных пространств ведет к росту значения рыбной ловли.
Вопрос 3. Неолит.