Могила Авраама в Мамре

"И вот время жизни Авраама, которое он прожил: сто семьдесят пять лет. И он преставился и умер в доброй седине, старый и насыщенный днями, и присоединился к своему народу. И похоронили его Исаак и Исмаил, его сыновья, в пещере Махпела на поле Эфрона сына Цохара, хетта, которое перед Мамре, на поле, которое купил Авраам у хеттов; там похоронены Авраам и Сара, его жена" (Бытие 25: 7-11).

Могила Авраама в Мамре отождествляется с современным Бэйт Эл-Халил, или Харам Эл-Халил. Раскопки на этом месте выявили остатки двух башен с керамикой IX-VII веков до н.э. По всей видимости, они стояли у входа в священный участок — теменос. Исследования в самом теменосе дали огромное количество керамики XII — IX веков, при том, однако, что никаких строительных остатков этого периода обнаружено не было.

Культовый комплекс предполагает бытование легенд, связанных с Авраамом, в IX -VII веках до н.э. Это почти на 300 лет позже колодца Беер-Шевы, что указывает на время формирования традиции о погребении Авраама в Хевроне на протяжении XII — IX веков до н.э.

Боцра

"А вот цари, которые царствовали в стране Эдом до того, как царствовали цари у Сынов Израиля. И царствовал в Эдоме Бела сын Беора, и имя его города Динхава. И умер Бела, и воцарился вслед за ним Йовав сын Зераха из Боцры…" (Исход 36:31-33)

Боцру, древнюю столицу государства Эдом, отождествляют с современной деревушкой Базейрах в Северном Эдоме. Этот древний город стоял на страже как царской дороги, главного пути через Транс Иорданию, так и крупнейшей трассы того времени, ведущей к Вади Арабаху, Негеву и далее в Южную Иудею.

Раскопки показали, что это был самый крупный укрепленный пункт региона, с монументальными общественными зданиями. Город возник не ранее VIII века до н.э., а основное время его существования охватывало VII — VI века.

Приведенный фрагмент Книги Бытия, таким образом, не мог быть составлен до этого периода. Библия сообщает, что Боцра была населена потомками Исава, и они упоминаются как цари Эдома, правившие еще до того, как в Израиле установилась царская власть. Поэтому принятую датировку правления Саула, первого Израильского царя (обычно 1020-1000 годы до н.э.) придется, видимо, существенно корректировать.




Иерихон

"Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны… Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город… А город и все, что в нем, сожгли огнем…". (Книга Иисуса Навина 6:1-4, 19, 23)

Раскопки Иерихона начались в 1907 году немецкой археологической экспедицией под руководством Эрнста Зеллина. Целью был поиск обрушившихся стен города, которые и были найдены. Размеры их поразили. Толщина наружной стены составляла примерно полтора, внутренней — три с половиной метра!

Продолживший в 1920 — 1930 годах раскопки Джон Гэрстэнг объявил, что найдены стены легендарного города, рухнувшие от трубных звуков. "Что же до главного факта, — писал Гарстэнг, — то в нем, таким образом, не остается никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город". Казалось, что наконец-то найдено полное подтверждение библейского текста. Однако…

В 1953 году за раскопки Иерихона взялась знаменитый британский археолог Кэтлин Кэньон. И вскоре от предположений Гэрстэнга и его предшественников не осталось и следа. Были открыты еще одни стены, но…VIII тысячелетия до нашей эры! Они были построены и обрушились за многие тысячелетия до предполагаемых библейских событий, в период, получивший название "докерамический неолит А". Ранний город был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий и существовал примерно до 6935 года — именно эту дату дал радиокарбонный анализ материалов из одного помещения, погибшего в пожаре. Об интенсивной жизни древнего города свидетельствует то обстоятельство, что зафиксировано не менее 23 строительных периодов.

Ранняя стена Иерихона охватывала площадь 2,5 га. Внутри располагались круглые хижины из необожженного кирпича. По подсчетам археологов, здесь жило огромное для того времени население — около трех тысяч человек. Но более всего потрясли исследователей остатки башни. Только ее раскопанная высота составляла 8 метров — столько же, сколько и диаметр! Снаружи к ней примыкал каменный вал, а со стороны города — лестница. Перед стеной был ров шириной более 8 и глубиной около 3 метров.

Все это не было, однако, библейским Иерихоном. Скорее, им мог быть возникший здесь пять тысячелетий спустя город Бронзового Века. К нему и относились остатки обрушившихся стен, открытые в свое время Гэрстэнгом. Правда, ко времени предполагаемого штурма города Иисусом Навином — около 1220 года до н.э. — и их уже не было. Они существовали между 3000 и 2300 годами, причем не менее семнадцати раз отстраивались. За последние три раза оборонительная линия города претерпела кардинальную реконструкцию, стены были спущены по склону холма почти на семь метров. Именно они, сооруженные почти на тысячу лет раньше похода Иисуса Навина, и были приняты Гарстэнгом за библейские стены Иерихона.

Около 2300 года Иерихон постигла катастрофа. Запустение продолжалось почти 400 лет — до 1900-х годов, когда здесь возникло новое поселение. Это был Иерихон Среднего Бронзового Века, существовавший примерно до середины XVI века до н.э. — времени разгрома города гиксосами. Затем город вновь запустел. Около 1400 года на поселении появляются какие-то слабые признаки жизни, но ко времени похода Иисуса Навина и они затухают. Нет никаких следов и двух сменивших Иерихон городов: города пальмовых ветвей и Иерихона, где, по Библии, останавливались послы царя Давида.

Восстановление Иерихона Гиилом Вифлиянином во времена царя Ахава в начале IX века до н.э. (сообщение 3 Книги Царств 16:34) могло быть, считает К. Кеньон, акцией "незначительного масштаба", поскольку она не оставила "никаких следов заселения". По мнению Т. Холланда, после того, как Иерихон был покинут примерно в 1350 — 1275 годах, ранее VII века он так и не возрождался. Последний период существования древнего города завершился в 587 году до н.э. нашествием армии вавилонского царя Навуходоносора II и "вавилонским пленением иудеев". После этого поселение Эйн Эс-Султан — Иерихон было покинуто вплоть до римских времен.

Хацор

"В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин" (Книга Иисуса Навина 11:11-13).

"И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер" (3 Книга Царств 9:15).

"Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию" (4 Книга Царств 15:29).

Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана — важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город. Особенно привлекала возможность найти его клинописный архив, подобный тем, что сохранились от второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и Сирии. Письма из Хацора, обнаруженные в других архивах, позволяли надеяться на успех. Тем более что в 1962 году оказавшийся на раскопках американский турист случайно подобрал на поверхности холма… клинописную табличку, упоминавшую Хацор и его правителя!

Увы, находка так и осталась единственной в своем роде. Зато раскопки позволили воссоздать историю древнего города, самого крупного и значительного во всем регионе. Его общая площадь уже во втором тысячелетии составляла около 80 га, а население достигало почти 20000 человек. Достаточно сказать, что территория Хацора в 10 раз превышала Иерусалим эпохи Давида и Соломона!

Древнейшие сведения о Хацоре содержатся в египетских текстах проклятия, относящихся к XIX веку до н.э. Это единственный ханаанейский город, удостоившийся упоминания в архиве города Мари (XVIII в.). Документы показывают его значение, богатство и обширные торговые связи. Он фигурирует и в знаменитом Телль-Амарнском архиве египетской столицы, относящемся к XIV веку. Неоднократны упоминания города в победных надписях египетских фараонов XV — XIV веков. Выгодное стратегическое положение на пути, соединявшем Египет и Вавилон, сделали Хацор, как сказано в Библии, "главой всех тех царств".

Завоевание Хацора израильтянами открыло дорогу к подчинению ими Ханаана. Город был отстроен и укреплен царем Соломоном, он процветал во время правления царей Ахава и Иеровоама II.

Городище Хацор делится на две части: верхний и нижний город, окруженный стеной. Самое раннее поселение появилось в третьем тысячелетии до н.э. и ограничивалось территорией верхнего города. Нижний был заселен позже, в XVIII веке. Жизнь ханаанейского Хацора продолжалась до XIII века. (конец Позднего Бронзового Века), когда были уничтожены обе части города. Следы сильных разрушений и пожаров подтверждают сведения Библии о взятии города израильтянами.

Хацор израильского периода занимал лишь верхнюю часть бывшего ханаанейского города. От эпохи Судей сохранились весьма бедные архитектурные фрагменты, свидетельствующие о непостоянном заселении города. Единственная примечательная постройка, обнаруженная Ядином, — культовое сооружение, представлявшее собою искусственное возвышение, напоминающее по форме скамью. На полу лежали кувшин с бронзовыми посвятительными предметами и два светильника. Другие материалы, отражающие появление израильтян в Хацоре, оказались крайне невыразительными: многочисленные ямы, заполненные золой и битой керамикой, относящиеся к XII-XI векам.

Дальнейшие исследования, однако, показали, что все это могло скопиться максимум за 50, но никак не за 200 лет. И это сразу же создало разрыв между гибелью ханаанейского города и появлениям первых построек израильтян.

Подъем Хацора пришелся на Царский период. Согласно Третьей Книге Царств, Соломон наложил дань, чтобы построить укрепления Хацор, Мегиддо и Гезер. Одним из открытий Ядина были шестикамерные городские ворота, связанные с т. наз. двойной или казематной стеной, которые он отнес к Х в. до н.э. Поскольку такие же ворота были обнаружены в Мегиддо и Гезере, археолог сделал вывод о том, что все они были построены царем Соломоном по единой фортификационной системе. Вскоре появился даже термин "Археология Соединенной Монархии" для обозначения строительной деятельности царя Соломона.

Точка зрения Ядина и его датировка ворот были приняты большинством археологов. Однако в последнее время появились сомнения, что Давид и Соломон были в состоянии осуществить широкомасштабное фортификационное строительство сразу в трех городах. К тому же оказалось, что ворота в Мегиддо датируются, скорее всего IX веком, т.е. столетием позже. Да и в самом Хацоре, как указал Ахарони, коллега и главный оппонент Ядина, с хронологией не все ладно.

На все эти сомнения должны были дать ответ раскопки 1990-х годов. Вглубь продвигаться мешали остатки трехчастного здания с колоннами и так наз. четырехкомнатного дома, тип которого хорошо известен в израильской архитектуре. Поэтому их разобрали и перенесли на территорию музея под открытым небом. И археологи были вознаграждены: выявились остатки большой постройки, существовавшей от второй половины X до начала IX века. Сразу же возник вопрос: поможет ли она датировать шестикамерные ворота и казематную стену? Ведь сами по себе фортификации — неблагодарный материал для хронологии. Они существовали длительное время, и связанные с ними находки отражают последний период функционирования сооружений. Найденное же здание отделялось от казематной стены мощеной улицей, ведущей к шестикамерным воротам. Соответственно, мостовая отражает самый ранний этап существования как открытого здания, так и всего оборонительного комплекса.

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города.

Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него.

В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э.

Часть 2

"В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин" (Книга Иисуса Навина 11:11-13).

"И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер" (3 Книга Царств 9:15).

"Во дни Факея, царя Израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кадеш, и Хацор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию" (4 Книга Царств 15:29).

Раскопки Хацора, начатые в середине 1950-х годов под руководством Йегуэля Ядина, были самыми масштабными за все годы существования государства Израиль. Интерес к городу был продиктован Библией, тем более, что речь шла о завоевании Ханаана — важнейшей вехе истории Израиля. Ядин надеялся открыть не только библейский Хацор, но и предшествовавший ему ханаанейский город. Особенно привлекала возможность найти его клинописный архив, подобный тем, что сохранились от второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и Сирии. Письма из Хацора, обнаруженные в других архивах, позволяли надеяться на успех. Тем более что в 1962 году оказавшийся на раскопках американский турист случайно подобрал на поверхности холма… клинописную табличку, упоминавшую Хацор и его правителя!

Увы, находка так и осталась единственной в своем роде. Зато раскопки позволили воссоздать историю древнего города, самого крупного и значительного во всем регионе. Его общая площадь уже во втором тысячелетии составляла около 80 га, а население достигало почти 20000 человек. Достаточно сказать, что территория Хацора в 10 раз превышала Иерусалим эпохи Давида и Соломона!

Древнейшие сведения о Хацоре содержатся в египетских текстах проклятия, относящихся к XIX веку до н.э. Это единственный ханаанейский город, удостоившийся упоминания в архиве города Мари (XVIII в.). Документы показывают его значение, богатство и обширные торговые связи. Он фигурирует и в знаменитом Телль-Амарнском архиве египетской столицы, относящемся к XIV веку. Неоднократны упоминания города в победных надписях египетских фараонов XV — XIV веков. Выгодное стратегическое положение на пути, соединявшем Египет и Вавилон, сделали Хацор, как сказано в Библии, "главой всех тех царств".

Завоевание Хацора израильтянами открыло дорогу к подчинению ими Ханаана. Город был отстроен и укреплен царем Соломоном, он процветал во время правления царей Ахава и Иеровоама II.

Городище Хацор делится на две части: верхний и нижний город, окруженный стеной. Самое раннее поселение появилось в третьем тысячелетии до н.э. и ограничивалось территорией верхнего города. Нижний был заселен позже, в XVIII веке. Жизнь ханаанейского Хацора продолжалась до XIII века. (конец Позднего Бронзового Века), когда были уничтожены обе части города. Следы сильных разрушений и пожаров подтверждают сведения Библии о взятии города израильтянами.

Хацор израильского периода занимал лишь верхнюю часть бывшего ханаанейского города. От эпохи Судей сохранились весьма бедные архитектурные фрагменты, свидетельствующие о непостоянном заселении города. Единственная примечательная постройка, обнаруженная Ядином, — культовое сооружение, представлявшее собою искусственное возвышение, напоминающее по форме скамью. На полу лежали кувшин с бронзовыми посвятительными предметами и два светильника. Другие материалы, отражающие появление израильтян в Хацоре, оказались крайне невыразительными: многочисленные ямы, заполненные золой и битой керамикой, относящиеся к XII-XI векам.

Дальнейшие исследования, однако, показали, что все это могло скопиться максимум за 50, но никак не за 200 лет. И это сразу же создало разрыв между гибелью ханаанейского города и появлениям первых построек израильтян.

Подъем Хацора пришелся на Царский период. Согласно Третьей Книге Царств, Соломон наложил дань, чтобы построить укрепления Хацор, Мегиддо и Гезер. Одним из открытий Ядина были шестикамерные городские ворота, связанные с т. наз. двойной или казематной стеной, которые он отнес к Х в. до н.э. Поскольку такие же ворота были обнаружены в Мегиддо и Гезере, археолог сделал вывод о том, что все они были построены царем Соломоном по единой фортификационной системе. Вскоре появился даже термин "Археология Соединенной Монархии" для обозначения строительной деятельности царя Соломона.

Точка зрения Ядина и его датировка ворот были приняты большинством археологов. Однако в последнее время появились сомнения, что Давид и Соломон были в состоянии осуществить широкомасштабное фортификационное строительство сразу в трех городах. К тому же оказалось, что ворота в Мегиддо датируются, скорее всего IX веком, т.е. столетием позже. Да и в самом Хацоре, как указал Ахарони, коллега и главный оппонент Ядина, с хронологией не все ладно.

На все эти сомнения должны были дать ответ раскопки 1990-х годов. Вглубь продвигаться мешали остатки трехчастного здания с колоннами и так наз. четырехкомнатного дома, тип которого хорошо известен в израильской архитектуре. Поэтому их разобрали и перенесли на территорию музея под открытым небом. И археологи были вознаграждены: выявились остатки большой постройки, существовавшей от второй половины X до начала IX века. Сразу же возник вопрос: поможет ли она датировать шестикамерные ворота и казематную стену? Ведь сами по себе фортификации — неблагодарный материал для хронологии. Они существовали длительное время, и связанные с ними находки отражают последний период функционирования сооружений. Найденное же здание отделялось от казематной стены мощеной улицей, ведущей к шестикамерным воротам. Соответственно, мостовая отражает самый ранний этап существования как открытого здания, так и всего оборонительного комплекса.

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города.

Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него.

В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э.

Наши рекомендации