Библейские пророки видели приближение этих событий, указывающих на начало «конца дней», о котором они возвестили от имени Бога

В предрекаемых событиях Иерусалиму и его священной платформе отводилась роль центра всеобщего очищения. Божественный гнев должен был в первую очередь обрушиться на город и его жителей, потому что они отвернулись от Бога и его законов. Орудием божьего гнева должны были стать цари и великие народы. Но и им не удастся избежать Судного дня. Пророк Иеремия провозглашал, что Божий суд ждет всех, потому что Господь поссорился со всеми народами.

Пророк Исайя приводил слова Господа о том, что инструментом наказания станет Ассирия; он предсказывал, что ассирийцы завоюют другие народы и даже вторгнутся в Египет (его пророчество сбылось), но и это великое царство будет наказано за грехи. Следующим будет Вавилон, говорил пророк Иеремия; его царь нападет на Иерусалим, но через семьдесят лет (так все и случилось) и Вавилон будет покорен завоевателями. Грехи всех народов, больших и малых, от Египта и Нубии до самого Китая (!), будут осуждены Господом в «последние дни».

Все эти пророчества сбывались. Согласно предсказанию Исайи Египет должен быть захвачен ассирийцами после трехлетней кровопролитной войны. Предсказание сбылось при наследнике Синаххериба Эсархаддоне. Примечательно, что, прежде чем повести армию на юг в Египет, ассирийский царь действительно совершил поход в Харран.

Это было в 675 году до нашей эры. В том же столетии решилась судьба и самой Ассирии. Войска возродившегося Вавилона, престол которого занял царь Навуходоносор, захватили ассирийскую столицу Ниневию, разрушив речные дамбы и направив воду на город — в точном соответствии с предсказанием пророка Наума (1:8). Случилось это в 612 году до нашей эры.

Остатки ассирийской армии отступили (отовсюду) к Харрану, но тут появилось самое грозное орудие божьего гнева. По словам пророка Иеремии (Иеремия, 5:15-16) это был «народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь».

Вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли;

держат в руках лук и копье;

они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек...

Иеремия 6:22-23

Месопотамские тексты того времени свидетельствуют о внезапном нашествии с севера «умман-манда» — возможно, это были скифы из Центральной Азии, предки мидийцев с иранских нагорий или одновременно и те, и другие. В 610 году до нашей эры они захватили Харран, который удерживали остатки ассирийской армии, и установили контроль над главными торговыми путями. В 605 году до нашей эры египетская армия фараона Не-хо II еще раз — первая попытка была предпринята Тут-мосом III еще до Исхода — попыталась захватить Харран в верховьях Евфрата. Однако в решающем сражении у Карсемиша в окрестностях Харрана объединенные силы вавилонян и умман-манда нанесли решающий удар по египетской империи. Сбылось пророчество Иеремии относительно Египта и фараона Нехо:

Египет поднимается, как река, и, как потоки, взволновались воды его, и говорит: 'поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его'...

ибо день сей у Господа Бога Саваофа

есть день отмщения...

ибо это Господу Богу Саваофу

будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрате...

Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит:

вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него;

и предам их в руки ищущих души их

и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки рабов его.

Иеремия, глава 4б

Ассирийского царства больше не существовало — победитель превратился в побежденного. Египет потерпел поражение, и его боги были унижены. Не осталось никого, кто мог бы помешать Вавилону стать орудием Божьего гнева, направленного на Иерусалим, а затем встретить собственную судьбу.

Вавилонский трон в это время занял царь, не скрывавший своих имперских амбиций. Власть и имя-титул Библейские пророки видели приближение этих событий, указывающих на начало «конца дней», о котором они возвестили от имени Бога - student2.ru Навуходоносора (второго) — в нем присутствует имя Набу, сына и вестника Мардука — он получил в результате победы при Карсемише. Не теряя времени, он организовал военные походы — «именем богов Набу и Мардука». В 597 году до нашей эры он послал свое войско в Иерусалим якобы для того, чтобы свергнуть проегипет-ски настроенного царя Иоакима и посадить на престол его юного сына. Вскоре выяснилось, что это был «пробный шар»; так или иначе, Навуходоносору было суждено сыграть роль, которую предназначил ему Господь, — наказать Иерусалим за грехи его жителей. Но и самому Вавилону не удастся избежать той же участи.

Слово, которое изрек Господь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию пророка:

возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите:

«Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены».

Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там...

Иеремия 50:1 -3

Господь ясно дает понять, что катарсис будет всемирным и к ответу призовут не только народы, но и их богов. Однако после очищения Сион будет восстановлен, и все народы соберутся в Иерусалиме, чтобы поклониться Господу.

Когда все это закончится, говорит пророк Исайя, Иерусалим и его восстановленный храм будут единственными, кто «несет свет» народам. Судьба не пощадит Иерусалим, но город восстанет из пепла, чтобы выполнить свое предназначение:

И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

И пойдут многие народы и скажут:

придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его;

ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

Исайя 2:2-3

В том, что касается судьбы великих царств, Иерусалима и его Храма, а также событий «последних дней» предсказания пророков Святой Земли совпадали с видениями пророка Иезекииля, жившего на берегах реки Ха-бур в далеком Харране.

Именно там, в Харране, должна была завершиться божественная и человеческая драма, начавшаяся с пересечения путей Авраама и Мардука — в то же самое время, когда решалась судьба Иерусалима и его Храма.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Наши рекомендации