Е – 2-е тыс. до н.э.: шумеры, Шумер
Шумер – один из средне-древних очагов цивилизации, располагавшийся в 5-м – 3-м тыс. в междуречье Тигра и Евфрата. Обычно в научно-популярной литературе говорят, что генетические связи шумерской цивилизации не выяснены.
Рис. 4.7.1.3.1. Карта Месопотамии и Шумера.
В научной литературе напротив – всё обстоит уверенно и прозрачно. С 7-го по 6-е тыс. до н.э. в Северной Месопотамии была распространена хассунская культура, при раскопках которой найдены сосуды, украшенные геометрической росписью, и глиняные женские статуэтки [549].
Рис. 4.7.1.3.2. Палеолитические фигурки славянской богини Макоши, слева направо:
1 – Макошь из Костёнок, Россия, 42-е тыс. до н.э.; 2 – Макошь из Гагарино, Россия, 35 – 25-е тыс. до н.э.; 3 – Макошь хассунской культуры, Северная Месопотамия, 7 – 6-е тыс. до н.э.; 4 – Макошь из «Греции», Греция, 6 – 4,5-е тыс. до н.э.; 5 – Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 – 4,5-е тыс. до н.э.; 6 – Макошь из Халафа, Сирия, 5-е тыс. до н.э.
Эта культура входит в комплекс археологических культур неолита и энеолита под общим названием «Крашеной керамики культуры», объединённых по характерному признаку – расписной парадной посуде. Общими признаками также являются: господство мотыжного земледелия, сочетавшегося со скотоводством, рыболовством, охотой; появление медных орудий при значительном преобладании кремнёвых; большие, обычно глинобитные, дома; глиняные женские статуэтки. Наиболее древние поселения с крашеной керамикой существовали на территории Руси, Украины, Молдавии (трипольская культура), Румынии, Болгарии, догреческой Греции (см. п. 7.1.2. гл. IV), Югославии. Более поздние на Кавказе, в Иране (Сиалк), в Средней Азии (Анау, Намазга-Тепе; см. ниже этимологию слова «Хорезм»), Индии, Китае (Яншао; см. п. 1.1. гл. IX), в Египте и Месопотамии [317, 1912, 1913].
Рис. 4.7.1.3.3.
В верхней части рисунка – керамическая облицовка гофрированной поверхности стен в Шумере, ок. 3 тыс. до н.э. [1907].
В средней части – образцы находок: 1 – Макошь из Кукутени, 4,5 – 3,5 тыс. до н.э.; 2 – Макошь из Триполья, 6 – 4-е тыс. до н.э.; 3 – керамический сосуд из догреческой «Греции», 7 – 6-е тыс. до н.э.; 4 – андроновская культура, Россия, 2-е тыс. до н.э.; 5 – керамический сосуд культуры Намазга-Тепе, Казахстан, 5 – 4е тыс. до н.э.; 6 – хассунская культура, Северная Месопотамия, 7 – 6-е тыс. до н.э.; 7 – керамический сосуд ямной культуры, Россия, 3-е тыс. до н.э.; 8 – керамический сосуд днепродонецкой культуры, Россия, 5 – 3-е тыс. до н.э.
В нижней части рисунка цветом даны образцы славянских свастических символов, слева направо: «Новая жизнь»; «Засеянное поле» – один из символов, принадлежащих Макоши (см. п. 5.2.2. гл. VI); «Смычка»; «Мара».
Сравнивая предметы и орнаменты, изображённые на рис. 4.7.1.3.2., приходим к очевидным выводам:
1. Символы, применённые в шумерской облицовке 3-го тыс. до н.э., идентичны славянским свастическим символам, использовавшимся на Руси, а также в пеласгской зоне догреческой «Греции» по крайней мере, начиная с 7-го тыс. до н.э.
2. Символы, применённые в шумерской облицовке 3-го тыс. до н.э., идентичны также символам, использовавшимся при росписи керамики хассунской культуры 7 – 6-го тыс. до н.э.
Данные выводы однозначно указывают на распространение культуры Хассуна с территорий Русской равнины, а также на вид культуры протошумеров – славянский.
Сменившая хассунскую культуру эль-обейдская культура ранних земледельцев была распространена в Месопотамии в конце 6-го – 1-ой половине 4-го тыс. до н.э. [543, 544]. Для неё также характерна расписная (крашеная) керамика с монохромной геометрической росписью, глиняные женские статуэтки, выражавшие унаследованные все основные черты славянских палеолитических Макошей (периода с 40-го по 4-е тыс. до н.э., см. Карту распространения культа славянской богини Макоши, а также п. 5.3.3.1. гл. VI). По распространению скульптурок Макоши видно, что шумеры были носителями протославянского мировоззрения (конкретно культа Макоши) и выходцами с территорий Руси. «На основании Эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера» [546].
Рис. 4.7.1.3.4. Фигурка Макоши эль-обейдской культуры (2),
Шумер [35] и её аналоги из проторусских славянских культур: 1 – из Авдеево, 21 тыс. до н.э. (обратите внимание на качество изготовления!); 3 – из Триполья; 4 – из Кукутени; 5 – из Намазга-Тепе; 6 – из Выхватинцев.
Сравнивая (см. рис. 4.7.1.3.4.) фигурки богинь из Шумера (6 – 4-е тыс. до н.э.) с фигурками богини Макоши трипольской культуры (6 – 2-е тыс. до н.э.) и др., мы отчётливо обнаруживаем их полное сходство, как и нам, археологам послужившее очевидным критерием для создания археологическо-культурной общности – крашеной керамики культуры.
Антропологически шумеры принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы [376]. Средиземноморская раса распространена на юге Европы среди португальцев, испанцев, южных итальянцев, южных французов, корсиканцев, а также среди берберов и арабских народов Северной Африки и в некоторых районах Передней Азии. Балкано-кавказская раса представлена в Югославии, Северной Греции, Болгарии, на юге Австрии и севере Италии (Тироль), у населения, обитающего к северу, западу и востоку от Чёрного моря. Обе эти расы относятся к южной расе европейской большой расы и представляют собой результат смешения среднеевропейской расы с негроидной расой (см. Карту образования рас и Карту современного расселения рас).
Рис. 4.7.1.3.5.
Слева направо: Макошь из Авдеево, Русь, 21 тыс. до н.э., одетая в Шапку Мономаха; шумерская богиня – аналог Макоши – в такой же шапке; шумерский правитель в такой же шапке, статуэтка, 3300 – 3000 до н.э., Багдад, Национальный музей; в январе 1547 года Иван IV венчался на царство «венцом царским», или «шапкой Мономаха», официально приняв титул царя и великого князя Всея Руси; справа внизу – обычный житель Костромы середины второго тысячелетия н.э. в такой же шапке.
Следовательно, и антропологические признаки также указывают на следующий процесс заселения Шумера – из ареалов обитания среднеевропейской расы в места проживания негроидной дравидийской расы с последующим скрещиванием представителей обеих рас.
Наличие в данном регионе трёх языковых семей – проторусской (индоевропейской), сино-кавказской (семитской) и эламо-дравидской – говорит также о присутствии в районе Шумера проторусского населения, а также негроидного и результата их смешения – семито-кавказоидного.
Рис. 4.7.1.3.6. Языки мира (фрагмент):
слева – шкала времени в годах до н.э.; красным цветом указана ветка русского языка;
направо от русского уходит ветка шумерского языка; коричневым цветом указан кавказские языки, включая аккадский, пракартвельский и вавилонский; фиолетовым – уральские языки; зелёным – эламо-хорезмские.
Данные языкознания также убедительно показывают, что к 5-му тыс. до н.э. на территориях Шумера европеоидное население пришлых шумеров являлось носителями проторусского языка (см. ниже).
Именно о таком сожительстве и последующем скрещивании повествует шумерская легенда: первоначально дравиды-негроиды считали шумеров-проторусов богами, а потом представители накопившейся смешанной семито-кавказоидной расы уничтожили «богов» большей частью, а оставшихся ассимилировали (см. ниже).
* * *
Согласно шумерским мифам, боги во главе с богом по имени Ану с 12-й планеты Солнечной системы – Нибиру – добывали на Земле золото для своих нужд. А человека они создали себе в помощь. Около 13 тысяч лет тому назад необходимость в дальнейшей добыче золота отпала, и боги решили уничтожить человечество – особо близкое прохождение Нибиру должно было вызвать изменение оси вращения Земли, сопровождающееся гигантской приливной волной [1737].
Здесь необходимо сделать необходимую расшифровку названия «Нибиру»: «н» – навь, «б» – душа, «р» – Ра (бога) = место (Навь – неЯвь – хаос – тьма космоса), рождающее бога Ра [22]. В данном случае нам интересна и сама дата событий, и расшифровка имени бога Ану, которого шумеры ассоциировали с Нибиру и называли sar – «Верховный правитель» – царь.
Этимология русского слова «царь» такова. В древнерусском алфавите «Раi» [22] буквы Ц нет. Буква Ц – поздняя буква. В частности, лингвист Жуковская Л.Г., разбирая вопросы, связанные с языком Велесовой книги, указывает на то обстоятельство, что и Ч, и Ц в древнерусском языке ещё в 10 веке н.э. могли чередоваться [1884]. В. Даль в 19-м веке н.э. зафиксировал лингвистическое событие на Руси – цавоконье, цоканье, – «говорить ц вместо ч, цаво вместо чего и наоборот: чарь, чапля и цай, цесть; это произношение встречается полосами в губерниях арх. костр. ниж. и пр.» [40]. Оно отражало процесс образования/усвоения новой буквы – буквы Ц.
Поэтому до формирования буквы Ц слово ЦАРЬ говорилось и писалось иначе – ЧАР. Ещё в более ранние времена, во времена консонантизма, слово ЧАР писалось без гласной А (она самая поздняя из «приобретений» русского алфавита) – ЧР.
Славянского бога с именем, начинающимся на Ц, нет. А с именем, начинающимся на Ч, несколько. Например, Чёрная Помочь – дитя Дона (Дуная) и Марены [1451], олицетворяет собой продукт скрещивания днепро-дунайских народов славян, переселившихся в места обитания негроидно-дравидских племён. Возможно, здесь идёт речь об образовании семито-кавказоидных народов в 4-м – 2-м тыс. до н.э. Чёрный Змей – сын Мировой Уточки, брат Вия, олицетворение самой негроидной расы [1451]. Его время ранее 10-го – 5-го тыс. до н.э., учитывая, что его двоюродный правнук Дажьбог датирован Б.А. Рыбаковым ориентировочно 2-м тыс. до н.э. [1472]. Чернобог, Чёрный Идол, Числобог, Чурила – также по своему мифологическому наполнению не подходят на роль царя. А вот Чур, сын Пелена, внук Всевышнего, племянник Перуна, двоюродный брат Дажьбога, вполне подходит, как и по времени 5-е – 2-е тыс. до н.э, так и по мифологическому образу. Следует отметить, что славянские боги не олицетворяют конкретных богов человеческого вида, как об этом говорят безграмотные неславяне (христиане, иудеи, мусульмане и т.д.). Славянские боги, как, в частности, это показал и академик Б.А. Рыбаков, суть славянские (пример см. ниже) и неславянские народы, герои, стихии, большие объекты мировоззрения и т.д. (подробнее см. гл. VI).
Итак, ЧР – это и есть имя бога Чура. Буква Ч в древнерусском алфавите несёт его имя – ЧУР [22] и этимологическую нагрузку «чрево». Отсюда смысл термина «царь» понятен – «чрево Ра», буквально «наделённый волей и полномочиями бога Ра, исполняющий волю бога Ра, вмещающий и несущий в себе бога Ра».
А поскольку и древние египтяне произошли путём переселения проторусских народов на территории Египта (см. ниже), то и египетское наполнение термина sera – «сын (бога) Ра» – полностью соответствовало древнерусскому и обозначало титул фараонов. Династии фараонов, существовавшие в Египте до прихода негроидных племён, состояли исключительно из славянских представительней. «Практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы» [1623]. Бог Ра исконно являлся славянским времени происхождения, начиная с 50-го тыс. до н.э. (см. п. 3.5. гл. VI).
Поскольку европейские языки произошли путём дивергенции русского в период со 2-го тыс. до н.э. – по 1-е тыс. н.э., то они естественным образом унаследовали и сам термин «царь/чар», и его наполнение. Отметим английское и итальянское sir и французское sire – «Ваше величество». Русское царь – в России официальный титул монархов – ср. англ. tsar, czar, tzar, нем. Zar, франц. tsar, roi, итал. zar, испанск. zar, rey.
Следует особо остановиться на этимологическом анализе названия «Шумер» (Sumer, Sumir, Сумер). Русское сумерки, «полусвет, ни свет, ни тьма» [40, ст. Смеркаться] образно повествует о смешанном населении Сумера: белые европеоиды – дети света (как зафиксировал ещё в 19-м веке В. Даль, «светорусье, русский мир, земля; белый, вольный свет на Руси» [40, ст. Свет]), чёрные негроиды – дети тьмы, чернь. Древнерусское слово СУ В. Даль толкует как «старое сокращенье слова сударь, осударь, государь» [40, ст. Су (сударь)]. А в статье «Су (предлог)» слово СУ обнаруживает способность сливаться с другими словами – «СУ, предлог слитно» [40]. Государь, в свою очередь, является обозначение титула правителя по линии древнеславянского бога Велеса – Го (говядо, господин, см. п. 4.5.1.3.1.4. гл. VI). В Шумере культ Велеса (под именем Ваала) был широко почитаем (см. п. 3.7.4.1. гл. VI). Таким образом, первая часть слова «Сумер» может быть истолкована как краткая форма русского слова «государь, властитель, царь». Вторая часть слова – мер/мир – говорит о мире (в значении «страна») и имеет корень, произведённый от имени славянской богини смерти – Мары (ср. мёртвый, помереть, умирать и т.д.). По иерархии славянский Велес в некоторых случаях более могущественен, нежели Мара. Например, на Комоедицу (Масленицу) Велес сжигает Мару-Зиму, после чего начинается весна. Отсюда полное название СУ+МЕР(а) – «гоСУдарь (над) сМЕРтью», «повелитель смерти». Под термином «смерть» в данном случае имелось в виду дравидийско-негроидное население Месопотамии. То есть мы опять пришли к тому варианту, когда коренные нешумерские «шумеры» (негроиды-чернь-Мара) ассоциировали пришельцев-шумеров с богами (Го-Велес-Ваал, Ра).
Следует отметить, что приведённый нами анализ шумерских названий с использованием русских (индоевропейских) слов совершенно не нов и давно уже признан академической наукой. Так, например, уже в 1948 году С.П. Толстов опубликовал в «Издательстве АН СССР» свой труд «По следам древнехорезмийской цивилизации», в котором мы находим следующее:
«Судя по всему, с глубочайшей древности Иранское нагорье и прилегающие к нему страны являлись глубоким этнографическим тылом Передней Азии, на территории которой этнические элементы «восточного тяготения» – сумеры, хурриты, хетты и родственные им – сталкивались с элементами «южного тяготения» – семитами и родственными им народами, также внесшими свой вклад в формирование переднеазиатских и кавказских яфетических языков, имеющих, как показал Н.Я. Марр, уже весьма скрещенный характер.
Небезынтересно исследовать самое имя Xорезм (в арабской графике Xwãrizm, на хорезмийских монетах начала 8-го в. н.э. Xwrzm, древнеперсидское Uvarazmiš, вавилонское Humarizma, эламское Marazmiš. авестийское Hvairizem, греческое χοραμια, латинское Chorasmia).
В 10-м в. н.э. значение этого слова было уже забыто самими хорезмийцами – передаваемая ал-Макдиси «народная этимология» этого имени «мясо-дрова» совершенно фантастична.
Все новейшие исследователи сходятся на том, чтобы во второй части имени zm←zem видеть индоевропейскую основу zem – земля, страна (откуда персидское zamin и наше – земля). Что же касается первого элемента xãri, xwãri, то попытки дать ему иранскую этимологию привели к полной разноголосице.
Клипперт и Лерх переводят имя Хорезма как «Низменная земля». Бюрнуф, Захау, Гейгер дают перевод «Плодородная земля». Юсти и Шпигель, напротив, трактуют это имя как «Плохая, неплодородная земля». Савельев предложил перевод «Земля солнца» (иранское Xurr, Xoršed – солнце, отсюда имя древнеславянского божества солнца – Хорс). Из всех этимологии эта наиболее правдоподобна. Однако, как известно, большинство древних названий стран связано с этническими именами, в свою очередь обычно имеющими мифологические ассоциации. А если мы предположим, что основу интересующего нас термина составляет этническое имя, то слово «Хорезм» – «Земля (страна) народа Хварри, или Харри»…» [435, стр. 80, 81].
Только в последней части выводов немного поправим автора: Хорезм – это «Земля Хорса». Точно также, как Эллада – земля Эллина, Иония – земля Иоанна, Москва – город Макоши, Новгород – город Нави, Киев – город Кия, Хорватия – страна Хорива, Уэльс (Wales) – страна Велеса, Пеласгия – страна Пеласга, Рось – страна Ра (буквально: (бога) Ра сыны – расин(ы), то же что и этнонимы пеласгов, rasna и этрусков, rasna) и т.д. и т.п.
* * *
Археологические данные опровергают существование шумерского бытия в пределах того места, которое обычно ассоциируется с Шумером. Отсюда ясно, если шумерские народные предания помнят события 11-го тыс. до н.э., то, очевидно, этот народ является более древним, чем возраст эль-обейдской культуры, и, следовательно, шумеры пришли в район Месопотамии из другого места. В пределах которого эти легендарные события и состоялись.
Ранее 6-го – 4-го тыс. до н.э. вообще народы европеоидной расы (не семито-кавказоидной) существовали только в районе Русской равнины (русины) и только к 7-му – 6-му тыс. до н.э. под именем rasna (пеласги) заселили северные территории догреческой «Греции» (см. п. 7.1.2. гл. IV) и двинулись через Переднюю Азию на Восток.
* * *
О существовании дошумерского нешумерского населения в Шумере повествуют находки в пещере Шанидар, близ озера Урмия. Древние люди – неандертальцы достаточно поздно обжили эту пещеру. Их сменившие неоантропы, видимо, не были особо удовлетворены условиями существования, поскольку «к 11 тысячелетию до н.э. …тип человека, называемый homo sapiens, перестал использовать пещеру в качестве жилья как раз в 11 тысячелетии» [1741]. Источник [1737] приводит данные, свидетельствующие о деградации населения Шумера в период с 27-го тыс. до н.э. по 10-е тыс. до н.э., когда оно достигло уровня «почти полного отсутствия признаков цивилизованной жизни». Территории, на которых жизнь человека регулируется деградационными процессами, не могут являться очагами цивилизаций. Реальная действительность чрезвычайно жёстко ставит на место те небольшие популяции человеческих существ, которые ошибочно или по какой-то другой причине прикочёвывают в непригодные для житья регионы, – популяции не выживают.
Так случилось и в Леванте, и в Месопотамии – с 11 тыс. до н.э. и до прихода в 7-м тыс. до н.э. шумеров людей в этих местностях не было. Отметим в это же время, 27 – 10 тыс. до н.э., на территории Руси наблюдался обратный процесс – разрастание и расцвет цивилизации русов (см. п. 5.1. гл. IV).
Язык шумеров
Судя по лингвистическим и топонимическим данным, шумеры не были автохтонами Шумера. Это обстоятельство, принадлежность шумеров к европеоидной расе, а также все полученные нами выше данные говорят в пользу их возможного происхождения с территорий России (Русская равнина). Поскольку других мест возможного исхода европеоидов шумеров в 7 – 5-ом тыс. до н.э. попросту не существовало, а целый народ не может в одночасье вспыхнуть чудесной цивилизацией – вспыхнуть из ниоткуда.
Скептики, конечно, могут несколько засомневаться, приводя в качестве доводов возможность рождения гениев среди ранее нецивилизованного народа, который, якобы, эти гении и приводят к вершинам цивилизации.
Специально для таких приведём образный пример. Представьте: сидит обезьяна на дереве. Она никогда ничего более продвинутого, чем банан, в своей жизни не видела и ничего более передового, чем ковыряться палочкой в муравейнике, не делала. Вы на неё смотрите и разговариваете по мобильному телефону. Отвлёкшись на минуту и отложив телефон в сторонку, Вы по возвращении замечаете, что та же обезьяна сидит на том же самом дереве и держит в лапах мобильный телефон. Каждый нормальный человек понимает, что здесь нет места чудесам, и происхождение мобильного телефона в руках обезьяны чётко определяется.
Так вот, возвращаясь к Шумеру, мы должны отчётливо понимать, что шумеры пришли в незаселённые районы Шумера из другой страны и не только принесли в себе европеоидные расовые признаки, но и знание, которое в районах их исхода собиралось по крупицам на протяжении многих десятков тысяч лет. Это, в частности, касается также и мифологии, и языка. Или другой пример. В Китае имеется единственный в мире самый скоростной поезд. Но разработали и сделали его немцы. Если китайцы уничтожат конструкторов и документацию, значит ли это, что они станут считаться изобретателями и изготовителями этого поезда?
Конечно же – нет! И поэтому мы вновь напомним, что и по плотности археологических стоянок времени появления современного человека (50 – 40 тыс. до н.э.; см. п. 6. гл. IV), и по распространению мировоззренческих культов, в частности, культа славянской Макоши (начиная с 42-х тыс. до н.э., Костёнки, Россия; см. Карту распространения культа славянской богини Макоши), и по численности населения в 50 – 40 – 20-х тыс. до н.э. (см. п. 5. гл. IV), и по распространению языковых семей (см. Языки мира [1704]) другого очага европеоидной праславянской цивилизации нигде, кроме Руси – России, размещённой на древнейшей Русской платформе, мы не найдем.
Между тем, в целом ряде лингвистических исследований шумерский язык определяется, как «генетически изолированный». Политика, а, точнее сказать, историческая политика, в данном случае здесь вмешивается в отправление научной мысли. И вмешивается по той причине, что современное демократическое мировое сообщество (см. «Демократия ведёт к смерти эгрегора») в большей части своей строится, исходя из тезиса о библейском происхождении цивилизации. Даже та заявленная ИНАЯ позиция академической науки о приверженности последней дарвиновской теории другим своим крылом всё равно относит теперь уже дарвиновское происхождение человека в места исключительно библейских событий. Чего стоит хотя бы принятие учёным сообществом наименования языковой семьи по персонажу Библии: Сим – семитские языки: представьте, славяне дадут имена языкам по Велесовой книге – велесовские языки, свароговские языки, макошинские языки, ярильские языки, русальские языки и т.д. Или другой термин – праадамиты, определяющий людей, живших до библейского Адама. Представьте, мы будем их называть пракецалькоатлитами – потомками индейского Кецалькоатля. Это, в свою очередь, накладывает жёсткие рамки на историческое популяризаторство, семитически предустанавливая, что, якобы:
§ во-первых, предками всех народов являются семиты,
§ во-вторых, предком всех языков является семитский язык.
Как известно, ни то, ни другое далеко не соответствует исторической действительности. Как также известно, и как мы показали в гл. XI, так называемая семитская общность создана путём реконструкции (искусственно), начиная всего лишь с 18-го века н.э. Уже почили в небытии две других ложных («гипотетических») семьи языков, названные по именам двум из трёх сынов библейского Ноя Хама и Яфета – хамитская и яфетическая. Семитская ещё цепляется за жизнь, хотя на картах языков ей никогда не находится места. Если только не путём прямого переименования уже существующих установленных языков и семей языков.
Не смотря на данные науки, публично идя на поводу у натянутого понятия межэтнической толерантности, многочисленные учёные на самом деле обслуживают процесс длительной исторической оккупации (см. п. 8. гл. IV) новых земель семито-кавказоидными переселенцами, последовательно уничтожившими все известные цивилизации (за исключением пока что только одной – русской). Как известно, книга Библии «Апокалипсис» говорит о расправе, которую учинит иудейский мессия/машиах/христос, уничтожив ВСЁ население Земли и оставив только 144.000 иудеев из 12-ти колен израилевых [2]. Именно для этого именно такие учёные в ущерб истине проповедуют именно семитское (иудейско-библейское) происхождение цивилизации. Хотя, повторим, это, конечно, из области мифологии и ничего общего с наукой не имеет.
* * *
Поэтому заявленная «генетическая изолированность» шумерского языка на самом деле подразумевает следующее: шумеры не имеют ни предков, ни братьев среди известных языков мира. Что, в свою очередь, говорит только об одном из двух:
§ либо шумеры молчали (не имели вовсе языка) до своего прихода в Шумер,
§ либо шумеры пришли в Шумер с другой планеты.
Потому что во всех других случаях шумеры должны иметь языковых родственников. В данном случае ситуация не уникальна. Она повторяет в точности ситуацию с этрусским языком, происхождение которого также, якобы, не установлено.
Интересность этих двух ситуаций заключается в том, что обе культуры – и шумерская, и этрусская (из пеласгской) – являлись наиболее развитыми в своих регионах в своё историческое время и оказали на последующие культуры и народы просвещающее воздействие. Обе эти культуры были образованы проторусскими переселенцами. А поскольку, повторим, современное изложение истории во многом идёт исключительно в угоду семитскому единоначалию, недопустимо, чтобы хоть какая-то иная общность была исторически более передовой, нежели сами семиты. И поэтому эта чёткая установка также чётко отрабатывается соответствующими исследователями – шумерский и этрусский (из пеласгского) языки не имеют (читай: не могут и не должны иметь) своего генетического предка.
Поэтому шумерский язык раннего периода (досемитского) активно не изучается, а пеласгский язык не изучается вовсе – поскольку, если бы такие исследования проводились бы, то результаты этих исследований поставили бы огромные знаки вопроса на трудах многочисленных «исследователей», заявляющих вышеобозначенные трудности классификации этих языков.
Однако поскольку околонаучная пропаганда не имеет ничего общего с уже состоявшейся единожды реальной историей, нам вполне по силам отыскать предков и шумерского языка (как мы это сделали выше, отыскав предка пеласгского языка – см. п. 7.1.2.1. гл. IV).
* * *
Формирование шумерского языка относят к культуре Урука (4-е тыс. до н.э.), которая сменила эль-обейдскую [1580] (в центре города Урук раскопаны и «Красное здание», и «Белый храм»).
Принятая периодизация собственно шумерского языка такова:
§ 2900 – 2500 гг. до н.э. – архаический период: много идеограмм в письме, не все грамматические форманты и звуки записываются; учебные и хозяйственные тексты, строительные надписи, юридические документы.
§ 2500 – 2300 гг. до н.э. – старый период: хозяйственные тексты, строительные, юридические и исторические надписи.
Дальнейшие периоды языка народов шумерских территорий говорят о состоявшейся семито-кавказоидной оккупации и полном уничтожении пришлыми семитами европеоидного населения Шумера:
§2300 – 2200 гг. до н.э. – переходный период: малое количество памятников письменности, что объясняется шумеро-аккадским двуязычием.
§2200 – 2000 гг. до н.э. – новый период: много строительных надписей, длинные стихотворения, тексты религиозного содержания, архивы.
§2000 – 1800 гг. до н.э. – поздний период: эпические песни, гимны; явное влияние аккадского языка (семитская группа афразийской языковой семьи).
§С 1800 г. до н.э. – послешумерский период, когда язык перестал быть живым и оставался лишь одним из официальных; от этого времени остались билингвы.
Ранний этап шумерского языка, как уже мы отмечали выше, вроде бы не соотносится ни с одним из известных языков, а поздний соотносится с языками сино-кавказской семьи. Именно в этот период семито-кавказоидная оккупация шумера и состоялась. Источники говорят об этом, как о процессе ассимиляции одной культуры другой, забывая, однако, что культура шумеров была полностью уничтожена ассимилянтами, переработана ими и позже выдана в качестве своей (например, халдеи-арамеи «унаследовали» от шумеров астрологию, «древние евреи» «унаследовали» от шумеров письмо и т.д. и т.п.). Это в точности так же, как конкистадоры «унаследовали» от индейцев земли обеих Америк: многие города и штаты носят названия индейских племён, а сами индейцы стали отличным удобрением для неплодородных прерий Запада.
* * *
Первые памятники шумерской письменности датированы 3200 годом до н.э. Язык шумеров был разговорным в 4 – 3 тысячелетиях до н.э. у носителей эль-обейдской культуры. Но поскольку она исторически строилась на хассунской культуре 6-го тыс. до н.э., а схожесть религиозного культа поклонения славянской Макоши (идентичные женские статуэтки, орнамент и т.п., см. выше) налицо, можем предположить, что и язык шумеров был унаследован именно из этого времени.
Источник [1704], опираясь на данные языкознания, убедительно показывает, что во времена начала существования Шумера (5-е тыс. до н.э.) вообще на Земле существовали только шесть языков-семей:
1. Австрическая – восток Евразии,
2. Эламо-дравидская – на восток от Шумера,
3. Сино-кавказская – на северо-запад от Шумера,
4. Русская (общеиндоевропейская) – на запад и на север от Шумера,
5. Уральская – на северо-восток от Шумера,
6. Афразийская – в северо-восточной Африке,
7. Негроидная – в южной Африке.
Рис. 4.7.1.3.1.1. Дерево Языков. Фрагмент 10 – 2 тыс. до н.э.
Этот список окончателен. Дополнения к нему невозможны. Рассматриваемого периода времени языковое пространство «перепахано» вдоль и поперёк, так что найти какую-либо дополнительную семью языков, ранее не известную, будет не только невозможно, а невозможно вовсе.
Анализируя приведённый список, обнаруживаем: с австрической, афразийской, уральской и негроидной семьями-языками у шумеров (раннего этапа, до 5-го тыс. до н.э.) контакта не было – разграничение происходило территориальной удалённостью. К тому же в расовом отношении шумеры, принадлежащие к европеоидной расе, не могли говорить на языках монголоидов (австрическая и уральская семьи) или негроидов (афразийская и негроидная семьи). Также по причине расового несоответствия шумеры не могли являться носителями эламо-дравидского языка туземного негроидного населения Элама и Индии. О заимствованиях и возможной переработке последнего также речь идти не может, поскольку даже в настоящее время европеоиды-индийцы не смешали свой индоевропейский язык с дравидским языком местного дравидского негроидного населения Индии – в Индии до сих пор два «языка» (два потока языков).
Таким образом, из семи поименованных семей языков шумеры могли говорить только лишь:
§ либо на сино-кавказском (семитском),
§ либо на проторусском (общеиндоевропейском) языках.
Многочисленные исследования однозначно показывают, что шумерский язык не относится к сино-кавказской (семитской) семье. Более того, именно после того, как семито-кавказоидное «государство» Аккад, расположенное на северо-западе от Шумера, создалось, укрепилось и напало на Шумер, перестал существовать и шумерский язык, и сам шумерский народ.
Однако и этот процесс насильственной ассимиляции состоялся лишь со 2-го тыс. до н.э., что отражено в приведённой нами выше периодизации шумерского языка. Выводы о принадлежности шумерского языка к проторусской (индоевропейской) семье сомнений не вызывают. Хотя для уточнения наших позиций обратимся к анализу самого языка.
* * *
Строй шумерского языка в качестве двух основных типологических доминант содержал:
§ агглютинативный характер организации морфем в слове,
§ эргативный характер актантно-предикатных отношений.
Эти две черты имеют ряд зависимых тенденций в структуре языка. Первая из них определяет то, что все морфемы в шумерском слове имеют границы – несут по одному грамматическому значению. Агглютинация состоит в том, что производные слова образуются путём присоединения к корню или основе аффиксов, имеющих определённое значение. При этом аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями, ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. Например, поморка, где: по – приставка, указывающая на расположение; мор – корень, устанавливающий смысл основы; к – суффикс, указывающий на лиц женского пола, образованных от корня; а – окончание, указывающее на женский род, единственное число [1708]. Шумерскому языку свойствен сингармонизм (в пределах двусложной основы возможен только один гласный звук, например, молоко, парад, хорошо и т.д.) и эргативная структура (глагол-сказуемое всегда замыкает предложение, а актант со значением активного действия всегда стоит первым, например, я тебя люблю, ты на небо смотришь и т.д.).
Агглютинативность как структурная доминанта, по части мнений, предполагает, что язык должен быть полисинтетическим, особенно в структуре глагола. В шумерском языке это подтверждается таким фактом, что практически все виды актантов имеют согласование в структуре глагола, а также практически полностью соотносятся морфологическое и синтаксическое выражение эргативной структуры языка.
Однако сегодня, как утверждают некоторые лингвисты, полисинтетизм характерен лишь для языков Америки, Новой Гвинеи, Океании, северной Австралии. В Евразии полисинтетические языки распространены только на Дальнем Востоке, географическое исключение составляет только абхазский язык в западном Закавказье. Для Африки полисинтетизм также нехарактерен. Таким образом, мы видим, что полисинтетизм – явление в основном монголоидных языков. Шумеры, как мы показали выше, являлись европеоидами.
Поэтому для рассмотрения ситуации вокруг шумерского полисинтетизма приведём энциклопедический пример: «Полисинтетизм – не абсолютная, а относительная характеристика языка, один из полюсов континуума «аналитизм – синтетизм – полисинтетизм». Рассмотрим английское предложение (1) «I am trying to sleep» и его переводы на русский язык (2) – «Я стараюсь уснуть» и на язык центральный юпик (эскимосская семья, Аляска) (3) – «qavangcaartua» (пример М. Митун). Значение всех трёх предложений одинаково, примерно совпадает и количество морфем / семантических элементов: в каждом из трёх предложений их около шести. При этом английский язык выражает этот смысл пятью словами, из которых два, три или даже четыре являются служебными. Английский язык является в основном аналитическим, и единственный продуктивный грамматический аффикс, имеющийся в предложении (1), – это суффикс -ing. Русский язык является умеренно синтетическим. Английской частице to в (2) соответствует суффикс инфинитива -ть, а главный предикат стараюсь выражен одним словом (синтетически), а не аналитическим сочетанием со вспомогательным глаголом, как в английском. Центральный юпик является высоко синтетическим, или полисинтетическим языком: все грамматические значения в предложении (3) передаются аффиксами глагола «спать», который является семантически главным. В качестве аффикса выступает и морфема, обозначающая «я», и даже значение «стараться», которое в английском и русском языках скорее следует считать лексическим. Возможны все степени синтетизма, промежуточные между русским и юпиком, а также превышающие полисинтетизм юпика» [1731, А. Кибрик ст. Полисинтетические языки].
Отметим, что английский язык принадлежит к деградирующим языкам – языкам, утрачивающим часть своих прежних достижений. Это и есть отражение аналитизма. Более того, английский язык происходит от проторусского-общеиндоевропейского, и его деградация вызвана значительным удалением Англии от территорий первоначального формирования проторусского-общеиндоевропейского языка, а также смешиванием с языками других, менее развитых языковых семей.
Из русского языка приведём такие примеры полисинтетизма и его переводы в аналитизм (актант + служебные слова + глагол неопределённой формы): «Поработаю.» – «я некоторое время буду работать»; «Понадкусываю.» – «я некоторое время часть (чего-либо) буду кусать»; «Перепрыгнешь.» – «ты сможешь на другую сторону прыгать» и т.д.
Для русского человека, в совершенстве владеющего своим родным языком, одного глагола – поработаю, понадкусываю, перепрыгнешь – достаточно для описания понятия, ему соответствующего. Поэтому предложения, состоящие из одного такого слова, часты в русском языке. Особенно в разговорном.