Шелльская, ашельская и мустьерская эпохи
Хотя мы и показали, что архантропы не являются предками современного человека, нам представляется правильным всё же показать круг стоянок архантропов. Эти стоянки относятся к шелльской, ашельской и мустьерской эпохам (культурам).
Шелльская культура древнего (раннего) палеолита в России, Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии древностью 700 – 300 тыс. лет сменила олдовайскую культуру. Физический тип человека – архантропы (питекантроп, синантроп и др.) [369]. Древнейшие следы обитания человека на территории России относятся ко времени примерно 700 тыс. лет назад и обнаружены на Северном Кавказе и в Прикубанье. В Сванскомб (Swanscombe – город на юго-востоке Великобритании (графство Кент)), близ которого на реке Темза были останки человека возраста около 200 тыс. лет.
Неандертальцы шелльской эпохи найдены в Азербайджане (пещера Азых), в юго-восточной Англии, у города Клэктон-он-Си (вариант шелльской и ашельской культур – Клэктон (Clacton)) [576], в Закарпатье на горе над Тиссой в восьмислойной стоянке Королёво (самый верхний слой, ниже идут слои с более древними следами ашельского человека, 730 – 720 тыс. лет назад) [1725], на реке Северский Донец, правом притоке Дона, в Изюмском районе Харьковской области, в Луганской области [632] (стоянки шелльской и ашельской эпох). Список можно продолжить. Стоянок шелльской эпохи на территориях, окружающих Русскую равнину, на ней самой открыто множество.
Далее, шелльскую культуру сменила ашельская археологическая культура древнего палеолита (400 – 100 тыс. лет назад). Распространена на юге Русской равнины и юге Европы, в Азии, частично в Африке.
Причём, в Африке (Алжир, Тернифин и Марокко, Сиди-Аб-даррахман) найдены останки более примитивных, нежели на территории Русской равнины людей – питекантропов, синантропов, атлантропов (360 тыс. лет назад, Алжир) [1854]. Останки неандертальцев найдены в Англии (Сванскомб) [369]. А.Л. Монгайт определяет ашельскую культуру в целом европейским явлением, известным во Франции (стоянка Леваллуа-Перре, близ Парижа), Англии, Бельгии, Испании, Италии, в Средней и Восточной Европе [119, стр. 114]. Первые археологические находки на территории Бельгии относятся к ашельской культуре.
На Русской равнине свидетельства появления человека рассматриваемого типа относятся к интервалу времени 400 – 300 тыс. лет назад [1793]. Например, стоянки Урта-Тубе (Урал, Башкирия) [1841], стоянки Яштух, около города Сухуми [1842], Лаше-Балта в долине реки Метехская Проне, притока Куры, недалеко от города Цхинвали Южной Осетии [1855], близ села Выхватинцы на Днестре в Рыбницком районе современной Молдавии. Поселения праславян существовали здесь в трипольское время [1857].
Стоянка Палаварам ашельской культуры обнаружено в 10 км к юго-западу от города Мадрас в Индии [1856], что позволяет сделать выводы о существовании древнего человека и на территории Индии.
Ашельская культура сменяется мустьерской культурой (100 – 80-е тыс. до н.э.) [369], наиболее поздней эпохой древнего палеолита. Носители мустьерской культуры – неандертальцы – древние ископаемые люди, палеоантропы, обитавшие 200 – 35 тыс. лет назад [1048]. Она распространена на территории Русской равнины, в Европе (к югу от 54° северной широты), частично на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Орудиями мустьерцев являлись каменные нуклеусы, скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т.д. Обработка кости развита слабо. Жилища сооружались из крупных костей мамонта и шкур. Охотились на мамонтов, пещерных медведей и др. животных. Занимались собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.
Памятники поздней мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53 – 33-м тыс. до н.э. [369, 437].
* * *
На территории Русской равнины поселения мустьерского времени (100 – 35 тыс. лет назад) известны: на Нижней Волге, Среднем Урале (Россия); в Крыму (Чокурча, Староселье и др.), в Днепровском Надпорожье (стоянка Кодак), на Среднем Днестре (Молодова I, 44 тыс. лет назад [1840]) и др. (Украина); Красная Глинка (памятник ашельско-мустьерского времени, 70 – 30 тыс. лет тому назад) на правом берегу Волги в Тетюшском районе Татарстана; Измерская стоянка в приустьевом Закамье; Житомирская [1860, стр. 25 – 27], Антоновка [1861, стр. 97], Ильская (в 45 км к юго-западу от города Краснодар [369, 1846]), Мезмайская пещера на Кавказе [1862, стр. 85 – 98], Заскальненские стоянки [1863, стр. 20 – 133] и др. (в Крыму); Тунгуз, Барбашин Овраг, Питьевая Вода на севере Волгоградской области (Поволжский регион); Киик-Коба (в гроте на правом берегу рек Зуя, в 25 км к востоку от Симферополя, Крымская область Украины) [1853]. В Дубовском районе Волгоградской области исследовано два местонахождения – Челюскинец II (145±18 тыс. лет) и Заикино Пепелище (147±20,5 тыс. лет, каменный инвентарь представлен 551 предметом). Оба местонахождения располагались вблизи хутора Челюскинец, около истока реки Пичуги, впадающей затем в Волгу примерно в пяти километрах от хутора. Самым ярким и самым знаменитым, в том числе и в европейском масштабе, археологическим памятником эпохи является стоянка Сухая Мечетка (А.И. Шлюковым была получена дата 178+31 тыс. лет (ГЕО-ТЛМ-188)), расположенная в черте города Волгоград, в 2 км выше русла Волги на берегу небольшого ручья. Площадь раскопа около 650 кв.м. Её обитатели вели свою деятельность у очагов, расположенных в две линии вдоль ручья. В очагах горели хвойные породы деревьев [1864, стр. 16 – 18]. Фауна Сухой Мечетки, исследованная Н.К. Верещагиным и опубликованная Н.С. Замятниным, не содержит холодолюбивых видов. Каменный инвентарь стоянки Сухая Мечетка составляет около 4000 предметов, обнаруженных при раскопках памятника [1859]. В бассейне Северского Донца известны памятники мустьерской культуры в Луганской (Красный Яр) и Ростовской областях [1865]; Урта-Тубе на западном берегу озера Карабалыкты, у деревни Ташбулатово Абзелиловского района в Башкирии (Урал) [1841].
* * *
На территории Европы мустьерские стоянки открыты: в деревне Эрингсдорф близ г. Веймар (Германия), на левом берегу реки Ильм жили палеоантропы, уже имеющие черты сходства с современным человеком (около 100 тыс. лет назад); на стоянке Ла-Кина, на левом берегу реки Вультрон, в 25 км к югу от города Ангулем, в департаменте Шаранта (Франция, 55 – 35 тыс. лет назад) [437, 1050]; близ селения Спи (Spy) в провинции Намюр (Бельгия, 50 – 40 тыс. лет назад); в Монте-Чирчео на мысе Чирчео, расположенном на западном побережье Италии; в деревне Ла-Шапель-о-Сен на юге Франции (департамент Коррез) [1047, 1844]; в гроте Лоссель (Laussel) близ деревни Марке, к востоку от Лез-Эзи, в департаменте Дордонь, на юго-западе Франции (8 культурных слоев, охватывающих эпохи от ашельской и мустьерской культур до солютрейской; в слое, относящемся к ориньякской культуре, найден барельеф женщины, идентифицируемой нами как протославянская богиня Макошь (см. гл. VI)) [1845]; в Ла Ферраси (La Ferrassie) под скалами в 40 км к юго-западу от города Монтиньяк, в департаменте Дордонь во Франции [369]; в пещере Драхенлох (Drachenloch) в восточной части Швейцарских Альп, к югу от Боденского озера (Швейцария, 50 тыс. лет назад) [369]; Иосэшел, Чахлэу-Дырцу в Карпатах, Миток на Пруте и др. (Румыния);
* * *
Палеолитические стоянки мустьерского времени открыты: в Оцон-маньт в Южно-Гобийском аймаке на юге МНР [1843]; в пещере Тешик-Таш в горах Байсунтау (Сурхандарьинская область Узбекистана) [1848, 1849]; Ходжа-Гор, Капчигай, Тосор, Георгиевский бугор (Киргизия); в Абхазии, Имерети, Юго-Осетии (например, Кударо), Нижней Картли, Кахетии; в пещере Караин (Karain) близ города Анталья в Турции [1852]; одна из наиболее ранних древнепалеолитических культур северо-западной Индии и Пакистана – Соан [1851]; в пещере Шанидар в предгорьях хребта Загрос, близ озера Урмия (северный Ирак, 70 – 50 тыс. лет назад) [1850]; в пещере на склоне горы Кафзех, близ Назарета (Палестина, 60 – 50 тыс. лет назад) [1838]; на западном склоне горы Кармель в северной части Палестины, в пещерах Табун и Схул (43 – 42 тыс. до н.э.) [1047].
* * *
На африканском континенте открыты мустьерские стоянки в Тунисе.
* * *
Как видно из представленных данных, шелльские, ашельские и мустьерские архантропы в основном были распространены на территории Русской равнины и Европы. Причём, такие стоянки как Челюскинец II (145±18 тыс. лет) и Заикино Пепелище (147±20,5 тыс. лет), имеющие более древние, чем в Европе, датировки, однозначно свидетельствуют о гораздо более раннем переходе к мустье человека с Русской равнины по сравнению с европейским (55 – 35 тыс. лет назад) и с азиатским (70 – 40 тыс. лет назад). Африканский континент в становлении человеческого общества практически не играл никакой роли. То же касается и Леванта, тем более что там к 10-му тыс. до н.э. население деградировало практически к нулевой отметке [1737].
Представленный обзор расселения этих культур, как мы говорили выше, должен удовлетворить последователей моноцентризма и развития современного человека из архантропа через неандертальца.
Далее, мустьерскую культуру сменили культуры позднего (верхнего) палеолита [369, 437].
Цивилизации
Понятие «цивилизация» обозначает: 1) синоним культуры, включая материальную культуру; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры [35]. Практически то же определение даёт один из авторов Новейшего философского словаря А.А. Грицанов: «Цивилизация – многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней» [975].
В обоих источниках есть также отсыл на устаревшее значение термина «цивилизация» – «3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)» [35] и «2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган) [975]. Термин «варварство», предложенный в 18 в. шотландским философом А. Фергюсоном, обозначал среднюю из трёх эпох истории человечества: дикость, варварство, цивилизация, и, по утверждению Л.Г. Моргана, начался с изобретения гончарного производства, а завершился появлением письменности.
Однако, возникшая в 19-ом веке новая наука – археология – свела на нет такую периодизацию, поскольку сегодня точно установлено, что письменность возникла раньше наиболее ранних форм гончарного производства (ок. 7-го тыс. до н.э.). Наиболее ранние варианты письма известны, начиная с 40 – 30-го тыс. до н.э., стоянки Костёнки, Сунгирь, Мёзин и др. (см. гл. VII).
Более того, «варвары» – библейский термин, ничего общего с наукой не имеющий: «означенное слово первоначально означало все земные народы, кроме греков» [2, Рим. I, 14, Кол. III, 11]. Позже – «у древних греков все иностранцы – у римлян все не-римляне и не-греки» [47]. Более того, те достижения, которыми так лихо в своих рассуждениях бравируют греки, являются не их достижениями, а достижениями догреческих пеласгов, то есть, по определению греков, варваров (см. п. 7.1.2. гл. IV). Отсюда понятно, что незнание греков существа культуры других народов, а также и своей, нельзя ставить в основу определения периодизации развития человеческого общества вообще.
Более приемлемым рассматриваемый термин, включая и отвергнутую часть, дан Брокгаузом и Эфроном: «Цивилизация – совокупность признаков общественного и политического уклада и духовного развития, отличающих высокую степень развития человеческого общества от первобытного состояния» [47].
Однако и в этом случае не всё так просто с определением рубежа первобытного состояния. «Первобытнообщинный строй, охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Если считать за первых людей архантропов (питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и др.), то возникновение «первобытного человеческого стада» следует датировать около 1 млн. лет до наших дней; если так называемых презинджантропов (Homo habilis), то свыше 2 млн. лет. Согласно наиболее распространённой точке зрения, эпоха «первобытного человеческого стада» совпадает с ранним палеолитом. Примерно 40 – 35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа – неоантропов. Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество» [35].
При этом археологически первобытнообщинный строй – «это поздний палеолит, мезолит, неолит и начало энеолита» [35]. Для такого определения упор делается на то, что для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, и указанное положение дел, якобы, существовало вплоть до энеолита (4 – 3 тыс. до н.э.).
Однако это не так. По данным антропологов, уже на стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э.) имело место социальное неравенство, зафиксированное различным питанием сунгирийцев. Кроме того, сунгирийцами были изготовлены «предметы искусства, совмещённые со знаковыми записями календарно-астрономического содержания», которые «относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии» [1806]. Более того, «находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета» [1807]. И более того, пращуры русов «заявили о себе блестящими уровнями развития в палеолитических Костенках, Сунгири, Мальте и др. Добротные меховые одежды, женские скульптурки (Венеры палеолита), разнообразные жилища и орудия труда, богатейшая знаковая палитра (вплоть до протописьмен), сложнейшие погребальные обряды, вероятность календарно-звездных знаний 20 – 30 тысяч лет назад» [2048].
Сложно представить, чтобы всеми перечисленными занятиями занимались общей толпой все жители указанной стоянки. Вероятно, звёздно-календарные знания требовали одной специализации, а пошив меховой одежды, изготовление скульптур, отправление религиозного культа и др. – другой, третьей, четвёртой… Заметим, даже арифметические и другие абстрактные знания были сформированы в верхнем палеолите Русской равнины.
Таким образом, сегодняшнее общество лишь развило достижения наших далёких предков, которых, по этой причине, нельзя относить к людям нецивилизованным. И поэтому начало цивилизации в её историческом аспекте следует относить ко времени возникновения человека современного типа – неоантропа-проторуса. А сущность термина «цивилизация» следует связывать, прежде всего, с 1) уровнем общественного развития, материальной и духовной культуры; 2) одним из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени.
* * *
Для нужд настоящего раздела введём систему маркеров, с помощью которых можно различать принадлежность спорных культуры или их носителей к тому или иному виду человека. По ходу изложения все маркеры в полной мере покажут свою значимость. Здесь же мы просто приведём их в виде таблицы. Обозначение примем латинскими буквами по первым двум буквам названия маркера. Знаки «+» и «-», стоящие справа от названия маркера, обозначают соответственно неандертальца и неоантропа (таблица 4.7.1.).
Маркер | Палеоантроп (неандерталец), значение, характеристика | Неоантроп, значение, характеристика | |
Обозначение | Тип | ||
Lv (леваллуазская техника, известна с ашеля) | Археологический | Lv+, присутствие инвентаря, принадлежащего к леваллуазской технике | Lv-, отсутствие инвентаря, принадлежащего к леваллуазской технике |
Ms(техника мустье) | Археологический | Ms+, присутствие инвентаря, принадлежащего к технике мустье | Ms-, отсутствие инвентаря, принадлежащего к технике мустье |
Nn (тип человека) | Антропологический | Nn+, палеоантроп (неандерталец) | Nn-, неоантроп (европеоид, проторус) |
Gt (места жительства) | Археологический | Gt+, пещеры, гроты, скальные навесы над пещерами | Gt-, наземные дома |
Zh (захоронение) | Археологический | Zh+, лёжа скорчено на боку | Zh-, лёжа вытянуто на спине |
Kk (кухонные кучи) | Археологический | Kk+, присутствуют | Kk-, отсутствуют |
Is (искусство) | Археологический, культурологический | Is+, пещерная живопись | Is-, скульптура |
Ab (абстрактные формы) | Археологический | Ab+, отсутствуют | Ab-, присутствуют: орнамент, счёт, письмо |
Rs (рост человека) | Антропологический | Rs+, 164 см и ниже | Rs-, около 180 см |
Pt (питание) | Антропологический | Pt+, пища животного происхождения | Pt-, всеядные |
TrVP (территория распространения в верхнем палеолите) | Географический | TrVP+, Евразия, Африка | TrVP-, только Русская равнина, под конец периода – Центральная и восточная часть Западной Европы |
Yz (языковая семья) | Лингвистический | Yz+, все семьи языков кроме проторусской (общеиндоевропейской) | Yz-, только проторусская семья языков |
Ch (чуринги) | Археологический | Ch+, находки гравированных галек | Ch-, отсутствие гравированных галек |
Таблица 4.7.1.
Система маркеров определения антропологического типа человека позднего палеолита и мезолита.
Одним из маркеров, определяющих неандертальскую принадлежность культуры, являются т.н. «чуринги» (на языке австралийских племён аранда – священное, запретное) – плоские орнаментированные куски дерева или камни; хранились в специальных тайниках и использовались при религиозных обрядах, как воплощения тотема. Наиболее известны как предметы культа некоторых племён австралийцев. Но аналогичные орнаментированные гальки обнаружены и на стоянках мезолитической азильской культуры [35] (см. п. 7.2.0. гл. IV).
* * *
Человек стал человеком современного вида – неоантропом – с 50 – 40-го тыс. до н.э. (см. п. 10.3.1. гл. III). К этому времени относится и зарождение языка современного человека [37]. И с этого времени следует вести этногенез неоантропов.
Метод, которым следует исследовать общество этого времени, предложил выдающийся археолог Д.А. Авдусин, рассматривая «вопрос о происхождении славян»:
1. «Для его решения необходимо привлечение и сопоставление данных археологии, лингвистики, антропологии, этнографии и письменных источников.
2. В археологии поиски истоков славянской культуры ведутся путём установления генетических связей между различными последовательно существовавшими культурами. Для этого используют два метода.
a. Первый из них – прослеживать славян «сверху», т. е. от современности в глубь веков, распутывая нити, связывающие материальную культуру потомков, нам известную, с культурой предков, которую надо установить.
b. Второй – оценивать эти связи «снизу», определив общие закономерности в развитии культуры славян» (разбивка на пункты наша – А.Т.) [1621, стр. 199].