Ранний период истории золотой орды. бату-хан
Вначале несколько слов о том, почему же это государство получило название «Золотая Орда». Так оно названо в русских летописях и хрониках, в некоторых татарских исторических повествованиях, в том числе и в «Идегее». «Золотая Орда» («Алтын Урда») означала позолоченную ставку, резиденцию правителя государства: для раннего периода это «золотой» шатер, а для развитой, городской эпохи – покрытый позолотой ханский дворец. Например, в сочинении арабского путешественника Ибн-Баттуты, побывавшего в 1333 году в Золотой Орде и ее столице Сарае, а также в татарском народном эпосе «Идегей» ханский дворец назван золотым («Алтын Таш» – «Золотой Камень»). В произведениях арабо-персидской исторической географии это государство именуется в основном «Улус Джучи», у некоторых авторов встречается и слово «Орда» в понятии ставки хана, центра государства. Бытовало также и традиционное название «Дешт-и-Кипчак», ибо центральные земли этого государства принадлежали кипчакам-половцам.
Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, но и с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге. Это огромное государство само еще делилось на две части: основная, западная часть, т. е. собственно Золотая Орда, называлась Ак (Белая) Орда, а восточная, куда входили западные территории современных Казахстана и Средней Азии, – Кок (Синяя) Орда. В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским и огузским союзами племен. Слова «золотая» и «белая» являлись одновременно и синонимами, дополняя друг друга. В том же «Идегее», например, часто встречаются параллельные определения «Алтын Урда, Ак Урда» – «Золотая, Белая Орда». Термины «Белая Орда» или просто «Орда» встречаются также в ярлыках-грамотах некоторых золотоордынских ханов.
Если создателями Золотоордынского государства в основном была монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары, переселившиеся из Центральной Азии на запад еще в домонгольское время, а также пришедшие в 20 – 40-х годах XIII века в составе армий Чингиз-хана и Бату-хана. Как же развернулись последующие исторические события?
Сразу после Ярослава побывали у Бату-хана и получили ярлыки на княжение в своих «отчинах» (вотчинах) другие русские князья; приезжали к нему также правители армян и даже более отдаленных народов. Крупнейший персидский историк XIII века Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» отмечает, например, следующее: «Султанам Рума (Византии), Сирии и других стран он жаловал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто являлся к нему, не возвращался без достижения своей цели».
Бату по своему общепризнанному положению находился даже на одном уровне с великим ханом Монгольской империи. Более того, со временем он достиг таких высот, которые позволяли ему диктовать свою волю главе всей империи, хотя он формально считался его подчиненным. Общепризнанный авторитет Бату-хана в монгольском обществе объясняется прежде всего тем, что он был старшим среди всех царевичей, ибо являлся законным наследником Джучи, старшего сына самого Чингиз-хана. Его высокое положение видно и из того, что именно он возглавил всю монгольскую армию в историческом походе на Европу. Все это отлично понимал сам Бату, поэтому свое истинное положение в мире он сознавал превосходно.
На всемонгольский курултай 1243 года он не явился, ибо был занят созданием нового государства. Отсутствие Бату не позволяло избрать нового великого хана вместо умершего Угэ-дэ, и империей временно управляла его вдова. Но в 1246 году определенные силы сумели провести на курултае избрание великим ханом Гуюка, противника Бату. Дело чуть было не дошло до военного столкновения между ними, Бату-хан даже направился против него с войском, но по пути узнал о смерти Гуюка. Не доезжая ди Каракорума, он собрал монгольских царевичей и поставил перед ними вопрос о престолонаследии.
Бату-хан. Китайский рисунок XIII века
Все прибывшие попросили Бату принять имперский престол, но он отказался, сказав, что ему на западе и так подчинены многие государства, поэтому одновременно управлять еще и Китаем, и Туркестаном, и Ираном будет невозможно. Кандидатом в великие ханы он предложил Менгу, старшего сына Тулуя (Тулуй – это младший сын Чингиз-хана). Все согласились с ним. В 1251 году по требованию Бату-хана созвали курултай и там возвели на великоханский престол Менгу, который, таким образом, стал человеком Бату.
Бату-хан вернулся после этого в свое новое государство и в низовьях Волги построил новый город Сарай – столицу Золотой Орды. В 1254 году западноевропейский путешественник и миссионер Гильом Рубрук во время своей поездки к монголам и татарам застал Бату-хана в этом новом городе. Вот отрывок из его рассказа о том, как он, Рубрук, и его помощники были на приеме у золотоордынского хана: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном; рядом с Бату сидела одна госпожа (его жена Боракчин. – Р.Ф.)... Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе... Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами» (эти слова взяты из книги Рубрука «Путешествие в восточные страны»). «Красноватые пятна», очевидно, являлись результатом высокого кровяного давления, и через год Бату-хан скончался от паралича в возрасте 47 лет. Похоронили его в своей столице Сарае. Могила не известна.
После Бату-хана на золотоордынский трон сел его сын Сартак, который, кстати, был христианином (сам Бату оставался язычником). Но он правил совсем немного – умер на обратном пути из Каракорума. Есть некоторые сведения о том, что он был убит по указанию Берке, брата Бату, претендовавшего на ханский престол. Однако Менгу-каан посадил на сарайский трон Улакчи, сына Сартака, но и он умер в том же году. На трон сел Берке, поддержанный монгольской аристократией Улуса Джучи.
Правление Берке-хана ознаменовалось двумя крупнейшими, весьма значительными событиями в истории Золотой Орды: получением государственной самостоятельности в связи с выходом из состава Монгольской империи и принятием ислама. Еще при Бату Золотая Орда шла к полной независимости, но Улус Джучи юридически еще находился в ее составе, ханы его назначались имперским руководством, монеты чеканились от имени великих, а не золотоордынских ханов. Воспользуясь случаем переноса столицы Монгольской империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин) при новом великом хане Хублае (что привело к отдаленности, оторванности улусов от центра), Берке вообще перестал считаться с ним.
Еще при Бату-хане началось покровительство мусульманам; есть даже некоторые сведения о том, что Бату тайно стал мусульманином. Однако ислам в Золотой Орде был принят при Берке. Это событие зафиксировал в своей монументальной энциклопедии египетский историк начала XIV века ан-Нувайри: «Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию ислама; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам».
При правлении Берке, в конце 50-х годов, была проведена первая перепись населения в Золотой Орде и в тех государствах, которые были подчинены ей, в том числе и на Руси. Время правления Берке-хана характеризуется также началом войны с хулагуидами, т. е. правителями Ирана из династии чингизида Хулагу. Эта война с перерывами и с переменным успехом продолжалась почти 100 лет. Начавшаяся война привела Золотую Орду к союзу с Египтом, которым правили тогда мамлюкские султаны.
____________________________________________________________________________________________________
Мамлюки (по своему происхождению это кипчаки) – выходцы из Поволжья. В качестве невольников (арабское слово «мамлук» означает раба) в период монгольских завоеваний попали в Египет и составили гвардию династии айюбидов в этой стране. В 1250 году военная верхушка мамлюков свергла эту династию и основала свою – династию мамлюкских султанов, которая правила Египтом и Сирией до 1517 года. Из мамлюков вышли выдающиеся государственные деятели, среди которых, например, всемирно известный Байбарс (1260 – 1277). Между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом были установлены самые близкие политические, экономические и культурные взаимоотношения. Следует добавить, что мамлюкские эмиры снова правили Египтом в XVIII веке.
____________________________________________________________________________________________________
После Берке-хана Золотой Ордой правил Менгу-Тимур (1266 – 1282), внук Бату-хана, при котором уже начали чеканить собственно золотоордынские – джучидские монеты. При нем расширилась международная торговля с западным миром – с итальянцами и немцами, был установлен крепкий союз с улусами Угэдэ и Чагатая, отношения между которыми испортились было при Берке. Хан предпринял также ряд важных мер в целях укрепления государственной власти в самой Золотой Орде.
Однако после смерти Менгу-Тимура началась борьба за власть. Нарушив завещание хана, который хотел видеть на престоле своего племянника Тули-Буги, трон занял его собственный брат Туда-Менгу (1282 – 1287). Это был безвольный человек, и пришел он к власти по воле Ногая – одного из влиятельных темников Золотой Орды.
____________________________________________________________________________________________________
Темник – от монгольского слова «тумэн» (тюрко-татарское «төмән») – крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско. В военное время он являлся предводителем такого войска. Однако количество воинов под руководством отдельных темников далеко превосходило эту цифру, и из темников вышел ряд крупных военачальников Золотой Орды, среди которых упомянутый Ногай, известный многим Мамай и позднее Идегей. Названные темники, не имевшие законных прав на ханский престол, но благодаря своим политическим и военным способностям, в сущности правили государством через посаженных ими на трон малоинициативных ханов. Среди них особо выделялся выдающийся средневековый государственный, политический и военный деятель татарского народа Идегей. С некоторыми темниками связаны названия отдельных золотоордынских городов, например. Темников в современной Мордовии и Тюмень в Западной Сибири.
____________________________________________________________________________________________________
Неспособность Туда-Менгу к управлению государством вызвала недовольство среди царевичей – братьев и сыновей Мен-гу-Тимура – и он вынужден был отречься от престола, на который сел упомянутый выше Туля-Буга (1287 – 1291). У него испортились отношения с Ногаем, вскоре они переросли в открытую борьбу. Ногай вошел в союз с Токтаем, одним из шести сыновей Менгу-Тимура, и в результате тайного сговора были убиты Туля-Буга и братья Токтая. Токтай был утвержден на царствование, которое оказалось довольно долгим (1291 – 1312). Взаимоотношения Ногая с молодым ханом сперва были дружескими, но когда он начал проявлять самостоятельность, они испортились, более того, превратились в настоящую вражду. Этой вражде был положен конец в решающем сражении между ними в 1300 году, завершившемся победой Токтая. Уже старый и дряхлый Ногай, когда-то могущественный темник, бывший командующим армией Берке-хана, разбившей в 1256 году Хулагу, погиб в причерноморских степях за Днестром от удара русского воина из войска Токтая. Воин принес отрубленную им голову старика к хану, но Токтай, возмутившись, убил его самого.
Завершился XIII век – век завоеваний, крушения старых и создания новых империй и государств. Начался XIV век – век новых культур и цивилизаций, новых этнических образований.