Северо-Кавказский федеральный округ и его роль в совершенствовании федеративных отношений в РФ
а) Институт полномочных представителей Президента и система федеральных округов в РФ
Основной причиной создания федеральных округов стало стремление восстановить подорванную в 1990-х годах вертикаль исполнительной власти в Российской Федерации. По мнению экспертов, вертикаль исполнительной власти эффективно работает, если управленческие решения в форме законов, подзаконных нормативных актов воспринимаются нижестоящими органами управления как обязательные для исполнения. Ни одно государство не может успешно функционировать без устойчивой исполнительной вертикали. Отношения между центром и органами власти регионов базируются на началах «власти – подчинения» по вертикали, являются неотъемлемым признаком государства в любом обществе. Именно с этой целью в РФ был введен институт полномочных представителей Президента как связующее звено между центром и регионами, и созданы федеральные округа[252].
Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» был утвержден перечень федеральных округов. Таким образом, в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Центральный федеральный округ с центром в г. Москва; Северо-Западный федеральный округ с центром в г. Санкт-Петербург; Южный федеральный округ, центром которого является г. Ростов-на-Дону; Приволжский федеральный округ, центр федерального округа – г. Нижний Новгород; Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбург; Сибирский федеральный округ, центром является г. Новосибирск и Дальневосточный федеральный округ, центр федерального округа – г. Хабаровск. Федеральные округа, по существу, представляют собой не оговоренный, но допускаемый Конституцией России элемент, созданный в целях оптимизации управления страной. Так же, как и экономические районы, ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, федеральные округа являются территориальными образованиями, инструментом федерального государственного регулирования территориального развития. Но в отличие от экономических районов и ассоциаций, федеральные округа, а точнее их руководящие органы, наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом страны.
Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» определил наиболее эффективный подход в поиске форм и методов управления системой федеративных отношений, в соответствии с которым при сохранении административно-территориального деления государства, установленного Конституцией Российской Федерации, на основе принципа единства федерального общества и территориальной целостности Федерации начат процесс управления государством по всей вертикали власти. По мнению многих исследователей, полисубъектность Российской Федерации сильно затрудняет управление ими из федерального центра. Федеральный округ – это совокупность субъектов Российской Федерации, в которых полномочный представитель представляет Президента Российской Федерации, обеспечивает реализацию его конституционных полномочий Главы государства, решает возложенные на него задачи и осуществляет вытекающие из этих задач функции.
Федеральные округа во главе с полномочными представителями Президента Российской Федерации имеют много общего с иными территориальными образованиями федеральной власти (в системе таможенной отрасли, округами для арбитражных судов). Федеральные округа также представляют собой федеральные образования, учреждаемые и формируемые федеральной властью. Однако, как структура они изначально созданы не федеральной исполнительной или судебной властью, а Президентом России. Отсюда федеральные округа – государственные территориальные образования не отраслевого и не функционального типа. Они созданы для управления государственными делами во всем их объеме в системе отраслевой структуры в рамках федеральной компетенции. Федеральные округа представляют собой нетрадиционные, во многом новые административно-территориальные образования, напоминающие образования государственно-территориального типа. Таким образом, можно утверждать, что федеральные округа в Российской Федерации представляют собой особые территориальные образования, их учреждение связано с рядом определенных факторов и необходимостью решения следующих задач: совершенствования федеративных отношений, восстановления управляемости государства, обеспечения его устойчивости и суверенности, укрепления властной вертикали, улучшения условий для контроля над деятельностью федеральной власти в регионах.
На сегодняшний день в рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, проводится контроль над исполнением решений федеральных органов государственной власти. Создание федеральных округов способствует обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и экономического положения в каждом округе, а также укреплению вертикали исполнительной власти в Российской Федерации и влияния Федерации на решение проблем в субъектах Российской Федерации. Исходя из ныне существующих правовых норм, регулирующих деятельность региональных структур федеральных органов государственной власти и полномочных представителей Президента в федеральных округах, можно сделать вывод, что главное назначение этих федеральных подразделений государственного аппарата состоит в усилении контрольных функций Президента и федерального центра в целом на уровне регионов и обеспечении одинакового действия всех норм федеральной Конституции на территории России независимо от этнонациональных, религиозных и иных особенностей субъектов Федерации[253].
Введение должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе и создание аппарата, который обеспечивает его деятельность, позволили сделать деятельность Администрации Президента Российской Федерации более эффективной в части взаимодействия с субъектами Российской Федерации. Эти меры оптимизировали президентскую вертикаль управления, вывели федеральные структуры из-под влияния регионов, жестко подчинили их федеральному центру. Вместе с тем, федеральные округа не отменяют существующее политико-территориальное деление государства, исполнительная власть остается у глав субъектов Российской Федерации, их полномочия не перераспределяются.
б) Северо-Кавказский федеральный округ: участие в процессе реализации сбалансированной государственной политики и создания механизмов развития региона
Северо-Кавка́зский федера́льный о́круг (СКФО) – федеральный округ Российской Федерации (РФ), был выделен из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Образование СКФО стало первым изменением числа и территории федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В.В. Путиным. Таким образом, на сегодняшний день территория Российской Федерации разделена на восемь федеральных округов. Площадь территории СКФО составляет 1% площади территории РФ, что является наименьшим значением среди федеральных округов России. Округ не имеет выхода к мировому океану (хотя выходит на Каспийское море). В состав СКФО вошли семь субъектов федерации. Единственный из федеральных округов, в котором нет ни одной области и в котором этнические русские не имеют абсолютного большинства населения.
Административный центр СКФО - город Пятигорск, единственный из центров округов РФ, который не является административным центром субъекта, входящего в округ. Также Пятигорск - единственный центр округа РФ, который не является крупнейшим населённым пунктом округа (однако является логистическим центром крупнейшей в СКФО агломерации КавМинВоды). С апреля 2010 года по июнь 2011 года резиденция заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента в СКФО Александра Хлопонина временно располагалась в Ессентуках, после чего была размещена в Пятигорске и перешла на рабочий режим. Крупнейшим городом СКФО является Махачкала, ещё несколько городов (Ставрополь, Владикавказ, Грозный, Нальчик) также крупнее административного центра округа – Пятигорска[254].
СКФО представляет собой поле информационного сотрудничества федерального, регионального и муниципального уровней публичной власти, необходимое для совместного поиска средств разрешения стоящих проблем общегосударственного и местного масштабов и принятия адекватного управленческого решения. СКФО как один из элементов системы федеральных округов позволяет реализовать сбалансированную государственную политику, инициировать движение к укреплению и развитию социального партнерства между центром и регионами на основе сохранения единого конституционного и управленческого поля, активизации экономической деятельности на всех уровнях хозяйствования и управления. Формальное объединение северокавказских субъектов РФ в федеральный округ и, как следствие, выявление общих для региона экономических, социальных и других вопросов создали условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, снижения степени сепаратизма, центробежных устремлений и, в конечном счете, укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства.
Полномочный представитель Президента РФ в СКФО обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, организует взаимодействие федеральных органов с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями. На сегодняшний день сложилась устойчивая практика, когда большинство правовых актов как органов власти субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления проходят предварительную экспертную проверку при полномочном представители Президента, что снижает риск их несоответствия федеральному законодательству[255].
В сентябре 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило Комплексную стратегию социально-экономического развития СКФО до 2025 года. В соответствии с ней были основные экономические приоритеты СКФО на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и предусмотрены использование различных форм государственной поддержки.
В отличие от других федеральных округов сложившаяся в Северо-Кавказском федеральном округе ситуация потребовала создания особых механизмов управления. Отличительными особенностями округа являлись: слабая экономическая база и высокий уровень безработицы; значительная доля «теневой» экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм); высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты; относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры; высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления[256].
В СКФО крайне затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации. Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не могло привести к положительным результатам. Поэтому для обеспечения устойчивого роста потребовалось повышение эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечили достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов явилось создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков[257].
Работа института развития осуществляется по нескольким направлениям - развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций. Институт развития стал центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе, и оказывает содействие реализации инвестиционных проектов. Основными функциями института развития являются:
- поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
- планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
- софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
- продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.
Важным направлением деятельности института развития на уровне округа должна стать работа по подготовке и финансированию проектов. Традиционно одной из важнейших проблем для регионов Северо-Кавказского федерального округа является отсутствие хорошо проработанных инвестиционных проектов, средств на предпроектную и проектную стадии, достаточного количества структур и специалистов, способных разрабатывать проекты, соответствующие международным стандартам. Работа в данном направлении может быть профинансирована за счет бюджета института развития. В связи с этим его структуры должны иметь возможность самостоятельно разрабатывать указанные проекты и участвовать в их реализации.
Экономические приоритеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на ближайшие годы преимущественно локализованы в аграрном секторе, в котором целесообразно создание производственных цепочек, позволяющих эффективно перерабатывать местное сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию конечного продукта. В этой связи перспективными отраслями являются легкая и пищевая промышленность, ориентированные на переработку продуктов местного сельского хозяйства, а также туристско-рекреационный комплекс, в рамках развития которого представляется возможным создание значительного числа новых рабочих мест.
В инвестиционной сфере было решено обеспечить государственную поддержку, в частности софинансирования за счет средств федерального бюджета, мероприятий по строительству объектов, находящихся в государственной собственности. Также целесообразна разработка ряда программ развития Северо-Кавказского федерального округа, учитывающих особенности отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:
- Северный Кавказ, в силу сложного полиэтничного состава, имеет непростую историю административно-территориального деления. Долгое время многие народы региона не имели самых простых элементов своей государственности. Территориальные споры, межэтнические противоречия, кровная вражда долго осложняли поиск соответствующих форм народного суверенитета.
- Центральная власть постоянно искала новые сочетания границ и земель для лучшей управляемости Северным Кавказом. Военная колонизация и геополитический интерес зарубежных стран заставляли иметь здесь многочисленные вооруженные силы.
- Только в ХХ в. многие народы смогли обрести свою государственность, обретя границы, властные структуры, письменность, элиты. Проблемы в этой сфере, оставшиеся в наследие от Советского Союза, решаются крайне медленно.
- Создание Северо-Кавказского федерального округа и различных программ развития региона является одной из попыток налаживания ситуации и построения общества нового типа.
Вопросы для самоконтроля
1. Обозначьте основные этапы административно-территориального деления Северного Кавказа.
2. Что повлияло на обретение народами Северного Кавказа своей государственности?
3. Перечислимте основные территориальные единицы Северного Кавказа в XIX – XX вв.
4. Определите тенденции развития Северо-Кавказского федерального округа.
Литература
Основная
1. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2017. С. 205.
2. Очерки истории Северного Кавказа: ХХ век. – Пятигорск-Ставрополь: ПГЛУ, 2014 – 354 с.
3. Северный Кавказ в составе Российской империи. М: «Новое литературное обозрение», 2007. - 407 с.
Дополнительная
1. Муратова Е.Г. Историческая география Северного Кавказа: этапы становления и тенденция развития. //Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып.12. 2010. //сyberleninka.ru
2. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки / Науч. ред. – проф. Д.В. Кочура и проф. А.А. Кудрявцев. – Ставрополь, 2002.
Источники
1. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ 2012.- 491 с.
2. История российского государственного управления на Северном Кавказе в XVII – XIX вв.: Хрестоматия / Отв. ред. Г.Н. Малахова. – Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. – 252 с.
3. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М., 2006.
Интернет-ресурсы
1. http://www.kavkaz-uzel.ru / Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа. М., 2007.
2. http://Kvkz.ru / История, культура и современное состояние Кавказа
3. http://grandwar.kuliski.net / Военно-историческая библиотека
4. http://www.hrono.ru / Хронос. Исторический портал. Источники.
5. http://hist.ctl.cc.rsu.ru/История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г.
6. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html / Библиотека электронных ресурсов МГУ
Заключение
Северный Кавказ – сложный, полиэтничный регион России с древней историей. Он неоднократно становился ареной кровавых битв и сражений, походов и путешествий. С давних времен его степи пересекали многочисленные торговцы, принося не только товары и прибыли, но и устанавливая культурные связи между народами и цивилизациями.
История Северного Кавказа – ярчайший пример истории совместного мирного проживания множества народов на ограниченной территории. Тесное соседство, часто осложненное вековой враждой, все же так или иначе подталкивало к поиску компромиссов. Географическое положение региона на стыке континентов постоянно делало его центром борьбы между разными государствами. Скифы и сарматы, аланы и монголы, русские и персы, англичане и турки в разные эпохи пытались контролировать важное, по их мнению, пространство между Черным и Каспийским морями.
Пытаясь просто жить, а не переходя на ту или иную сторону, местные жители строили, содержали скот, занимались земледелием и охотой. С усложнением общественного строя и экономики, с включением региона в состав России на Северном Кавказе стала развиваться промышленность, была обеспечена транспортная доступность, сразу привлекшая массы курортников, отдыхающих и выздоравливающих.
Военная колонизация XIX века, революции ХХ века, Гражданская война и две мировые войны привели к большому количеству жертв среди населения Северного Кавказа. Трагедии мухаджирства, депортации, эмиграции, разказачивания и раскулачивания массово разлучали близких и дальних родственников, наполняя жизнь драмой и смертью. Однако Великая Отечественная война показала беспримерный подвиг народов, когда только сообща удалось отстоять независимость страны и региона. Представители всех северокавказских народов плечом к плечу сражались против жестоких захватчиков. Затем все вместе они восстанавливали разрушенные дома, города, села, аулы, станицы, создавая многое из того, чем мы, их потомки, пользуемся и сейчас. Во второй половине ХХ века жители Северного Кавказа, став неотъемлемой частью большой и великой страны, приумножали ее богатство, строили новые предприятия, собирали большие урожаи, выращивали новые сорта полезных растений и выводя новые породы не менее полезных животных.
Хочется верить, что самые сложные страницы истории Северного Кавказа уже пройдены. Оставив позади войны, необходимо налаживать совместную мирную жизнь. Нужно постепенно решать все накопившиеся проблемы и заниматься интересным созидательным трудом, чтобы будущие поколения с такой же благодарностью вспоминали о нас, как мы вспоминаем о наших предках.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
I. Обзор исторических источников и информационных ресурсов по проблематике дисциплины.. 7
II. Палеокавказская этнокультурная общность и процесс формирования полиэтничного региона. 42
III. Русско-северокавказские связи в IX – XVII вв. 110
IV. Вхождение Предкавказья и Северного Кавказа в состав России. 137
V. Мировые религии и языческие культы у народов Северного Кавказа. 165
VI. Интеграция Северного Кавказа в российскую социокультурную, политическую и экономическую систему. 204
VII. Социально-политическое развитие Северного Кавказа в ХХ в. 252
VIII. Северокавказский регион в административной структуре России. 284
Заключение. 323
[1] Колесникова М.Е. Северокавказская историографическая традиция: вторая половина XVIII – начало XX века. 2-е изд., доп. / Науч. ред. М.П. Мохначева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. С. 421.
[2] Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / перевод Т.К. Шафрановской; Ред. и комм. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
[3] Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах по приказанию русского правительства Юлиусом фон Клапротом, придворным советником Его Величества императора России, членом Академии Санкт-Петербурга и т.д. / Пер. с англ. К.А. Мальбахов. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2008.
[4] Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе: Сев.-Ос. кн. изд-во, 1967; Соснина Е.Л. Край этот причудлив… Малоизвестные страницы истории Кавказских Минеральных Вод / Е.Л. Соснина. Пятигорск: Северо-Кавказское изд-во «МИЛ», 2000. [Переводы с французского].
[5] Броневский С.М. Новейшия известия о Кавказе, собранныя и пополненныя Семеном Броневским: В 2 томах. / С.М. Броневский; Подготовка текста к изд., предисл., примеч. И.К. Павловой. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.
[6] Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / И. Ф. Бларамберг; Перевод И.М. Назаровой. М.: Изд. Надыршин А.Г., 2010.
[7] Адыгская публицистика конца XIX-начала XX в. Избранное / Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик, 2005; Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991; Хан-Гирей С. Избранные произведения / Подгот. текста и вступ. ст. Р.X. Хашхожевой. Нальчик: Эльбрус, 1974; Каламбий [Адиль-Гирей Кешев] Записки черкеса: Повести, рассказы, очерки, статьи, письма. Нальчик: Эльбрус, 1988.
[8] Миллер В.Ф. Фольклор народов Северного Кавказа: тексты; исследования / сост., вст. ст., коммент., библиогр. указ. А.И. Алиевой. М.: Наука, 2008.
[9] Левитский В.Ю. Кавказ в творческом наследии М.М. Ковалевского: генезис и функции правовых установлений / В.Ю. Левитский. Владикавказ, 2007.
[10] Ставропольская книга 1853-1917 годов (Материалы к репертуару дореволюционной книги Ставрополья 1853-1917 годов) / Сост. М.В. Агаркова, Т.Ю. Кравцова, Т.Н. Кузьменко и др. Ставрополь, 2002.
[11] Колесникова М.Е. Кавказская археографическая комиссия (К 150-летию со дня основания) // Ставропольский хронограф на 2014 год. Ставрополь, 2014. С. 65-70.
[12] Колесникова М.Е., Логачева А.В., Охонько Я.Н. Ставропольская губернская ученая архивная комиссия: страницы истории архивного дела Северного Кавказа / Под ред. М.П. Мохначевой. Ставрополь: Вестник Кавказа, 2007.
[13] Колесникова, М.Е. Ставропольские краеведы: Биобиблиографические очерки. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
[14] Историография и источниковедение истории северного Кавказа вторая половина XVIII – первая треть XX века. Библиографический указатель. Предварительный список / Автор-сост., предисл. и прим. М.Е. Колесникова; науч. ред. М.П. Мохначева. – 2-е изд. доп. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012.
[15] Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1990. Вып. 1. С. 16.
[16] Косвен М.О.Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Ч. 1 // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Вып. 1. С. 265-374.
[17] Колесникова М.Е. Северокавказская историографическая традиция: вторая половина XVIII – начало XX века. 2-е изд., доп. / Науч. ред. М.П. Мохначева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. С. 78-152.
[18] Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала ХХ века. Тюмень: Изд-во Тюменского ГУ, 2003. С. 384.
[19] Городище - укрепленное поселение, а также остатки древних и средневековых городов. Селище - неукрепленное поселение. Стоянка - место древнего обитания человека.
[20] Археология: Учебник/ Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М., 2006. С.28-147.
[21] Замятнин С.Н. Очерки по палеолиту. - Л. 1961; Формозов А.А. Нижнепалеолитические местонахождения Прикубанья // КСИА. – XLVI. – 1962.
[22] Любин В.П., Беляева Е.В. Исследования палеолита на Ставрополье в 2001-2002 годах // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VII. Археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. М.: Памятники исторической мысли. 2007. С. 9-32.
[23] Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. – Тула, 2003. С. 21.
[24] Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Указ. соч. С. 21-38.
[25] Замятнин С.Н. Очерки по палеолиту. – М.-Л., 1961; Паничкина М.З., Векилова Е.А. Исследование Ахштырской пещеры в 1961 г. // КСИА. - М., 1962. - Вып. 92. С. 37-43; Формозов А.А. каменный век и энеолит Прикубанья. – М., 1965. С.28-30; Амирханов Х.А. Верхний палеолит Прикубанья. – М., 1986. С. 52-57; Котович В.Г. Каменный век Дагестана. – Махачкала, 1964. М. 69-74 и др.
[26] Археология. С. 91-113.
[27] Замятнин С.Н., Акритас П.Г. Археологические исследования в Баксанском ущелье // Ученые записки КБНИИ. – Нальчик, 1957. – Т. XIII; Амирханов Х.А. Чохское поселение (Человек и его культура в мезолите и в неолите горного Дагестана). – М., 1987. С. 127-138, 143-180; Марковин В.И. Древнейшая архитектура на территории Северного Кавказа // Архитектурное наследство. – М., 1992. Вып. 39. С. 86 и др.
[28] В становлении и развитии этой «неолитической революции» Кавказ сыграл весьма важную роль, так, как, согласно исследованиям выдающегося отечественного генетика академика Н.И. Вавилова, входил в число мировых областей древнейшего произрастания диких хлебных злаков. Это позволило ученому включить Кавказ, в том числе и Северный, в число древнейших очагов раннего земледелия, где уже с эпохи неолита начали возделывать зерновые и бобовые культуры. Н.И. Вавилов писал, что «Закавказье и Дагестан, непосредственно входят в очаги происхождения этих культур».
[29] Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Указ .соч. С. 27-29.
[30] Формозов А.А. Каменный век и энеолит Прикубанья. – М., 1965. С. 54-62; Мунчаев Р.М. Энеолит Кавказа // Археология СССР. Энеолит СССР. – М., 1982. С. 113-152; Крупнов Е.И. Древняя история и культура Кабарды. – М., 1957. С. 30-32; Материалы и исследования по археологии СССР. – М.-Л., 1941. - №3; Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. – М., 1991. С.35-50, 64-69, 68-74 и др.
[31] Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Энеолитическое погребение из курганного могильника Айгурский 2 (Ставропольский край) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Выпуск VII: Археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. М, 2007. С. 61.
[32] Кореневский С.Н., Калмыков А.А., Ляхов С.В. Погребения энеолита – ранней бронзы в Курсавском кургане на Ставрополье // Проблемы изучения культур раннего бронзового века степной зоны Восточной Европы: сборник научных трудов / отв. ред. Н.В. Моргунова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. С. 141.
[33] Кореневский С.Н. Поселение «Замок» у г. Кисловодска (нижний слой) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. I. Археология. Ставрополь. 1998. С. 103.
[34] Там же. С. 38.
[35] Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. – М., 1975; Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. – М., 1975; Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. – М., 1994; Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. С. 41-79 и др.
[36] Майкопская археологическая культура получила свое названиепо названию богатого кургана «Ошад», раскопанного в г. Майкопе в 1897 году археологом Н.И. Веселовским. Впечатляющая насыпь кургана с каменным кольцом - кромлехом достигает в высоту почти 11 м. Под насыпью в центре кургана располагалась огромная прямоугольная погребальная яма, разделенная на две камеры – северную и южную, первая из которых в свою очередь была разделена на две части. Главное захоронение располагалось в южной камере. Здесь был погребен мужчина, лежащий в скорченном положении на боку, головой на юг и обильно посыпанный красной краской. Погребенного сопровождал богатый инвентарь, включающий огромное количество штампованных золотых бляшек с изображениями львов и быков, а также колец, которые были нашиты на полог, укрывавший покойного. Голову погребенного украшала золотая диадема из пятилепестковых розеток, а на костяке обнаружено множество золотых сердоликовых, бирюзовых бус и подвесок, а над ним устроен балдахин из несохранившейся материи, на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. В камере находились серебряные сосуды, орнаментированные чеканными изображениями зверей и горных пейзажей. Наряду с ними были обнаружены: каменный сосуд с золотой крышкой, различные керамические сосуды, бронзовые топоры, ножи тесла, долота, кирки, шилья, а также бронзовая посуда, включающая два котла. Этот курган указывает на выделение у «майкопцев» родоплеменной верхушки, обладавшей такими сокровищами.
[37] Кореневский С.Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 72.
[38] Мишина Т.Н. Курганы эпохи ранней бронзы Центрального Ставрополья // Древности Ставрополья. М, 1989. С. 240.
[39] Кореневский С.Н., Петренко В.Г. Курган майкопской культуры у поселка Иноземцево // Советская археология. 1982. №2. С. 102-110.
[40] Канторович А.Р., Маслов В.Е. Раскопки погребения майкопского вождя в кургане близ станицы Марьинской (предварительная публикация) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. IX. Археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. Ставрополь: Наследие. 2009. С. 83-116.
[41] Андреева М.В. Курганы у Чограйского водохранилища (материалы раскопок экспедиции 1979 г.) // Древности Ставрополья. М, 1989. С. 71.
[42] Березин Я.Б., Калмыков А.А. Курган у села Красногвардейское Ставропольского края // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 1. Археология. Ставрополь, 1988. С. 76.
[43] Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. – М., 1978; Он же. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Российская археология. – 2000. - №4. С. 26-28; Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. С. 82-106.
[44] Известны четыре типа дольменов: 1) плиточные — обычный, стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты; 2) составные — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней; 3) корытообразные — выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; 4) дольмены-монолиты полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Дольмены строили из камня-песчаника, который необходимо было подготовить, т.е. найти залегание относительно мягких пород песчаника, выломать камень и доставить к месту работ. Доставка осуществлялась с помощью веревок и деревянных катков. Использовали и животных. Ученые предполагают, что к строительству дольменов привлекалось большое количество людей. Появление дольменов на Северном Кавказе, их форма, строительная техника и приемы возведения этих мегалитических сооружений, высокий уровень развития племен дольменной культуры позволяют исследователям строить различные предположения об их происхождении. Одни ученые находят местные истоки дольменной культуры, другие – считают носителей этой культуры пришельцами с запада, «народами моря», следы которых отмечены аналогичными дольменными сооружениями в прибрежных областях Испании, Франции, Англии и других территорий. Сторонники последней теории считают, что племена дольменной культуры смогли оттеснить на восток «майкопцев» и оказали определенное влияние на их развитие.
[45] Ученые выделяют четыре локальных области на территории современных Ставрополья, Прикубанья, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечни, в каждой из которой проживали родственные племена, имевшие свои специфические этнокультурные черты развития. Вероятно, с процессом дальнейшего обособления и локализации этих выделившихся родственных племен связаны истоки этногенеза целого ряда народов Северного Кавказа. По мнению ученых, в эту эпоху бронзового века уходят корни феномена полиэтничности региона. Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) // МИА. – М., 1960. - № 93. С. 122-131; Нечитайло А.Л. Верхнее Прикубанье в бронзовом веке. – Киев, 1978; Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. С. 282-285; Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. С.107-109.
[46] Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. Махачкала, 1993; Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. С.120-122 и др.
[47] Андреева М.В. Курганы у Чограйского водохранилища (материалы раскопок экспедиции 1979 г.) // Древности Ставрополья. М, 1989. С. 80, рис. 4.4.
[48] Романовская М.А. Находки повозок эпохи бронзы в Ставрополье // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 169. М., 1982. С. 102-107.
[49] Калмыков А.А. Об использовании повозок в погребальном ритуале восточноманычской катакомбной культуры // Изучение и сохранение археологического наследия народов Кавказа. XXIX Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Грозный, 18-21 апреля 2016 г. Грозный, 2016. С. 27.
[50] Кореневский С.Н., Белинский А.Б., Калмыков А.А. Большой Ипатовский курган на Ставрополье. – М., 2007.
[51] Андреева М.В. Курганы у Чограйского водохранилища (материалы раскопок экспедиции 1979 г.) // Древности Ставрополья. М, 1989. С. 73.
[52] Березин Я.Б., Калмыков А.А. Курган у села Красногвардейское Ставропольского края // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 1. Археология. Ставрополь, 1988. С. 77.
[53] Свое название Кобанская культура получила от аула Верхний Кобан в Тагаурском ущелье Северной Осетии, где в 1869 году был открыт один из самых ярких могильников этой культуры. Племена Кобанской культуры заселили в позднебронзовом веке горные области Центрального Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта, а также склоны предгорий Центрального и частично Северо-Восточного Кавказа. Постепенно кобанские племена проникли на предгорные и равнинные территории Центрального Предкавказья.
[54] На поселениях и в могильниках кобанской культуры обнаружено значительное количество керамики: разнообразная глиняная посуда, антропоморфные и зооморфные фигурки, пряслица, штампы-печати, многочисленные модели колес и другие изделия.
[55] Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. – М., 1960. С. 25-53; Ко