Этническая картина Северного Кавказа.

Кавказским народам всегда было свойственно уважение к старшим и к предкам, отсюда характерная черта этнопсихологии – интерес к истории своего народа, формирующий представление о своём месте в мире. Кавказоведение вскрывает глубокие корни северокавказских народов, начиная со сложной проблемы их происхождения. Установлено, например, что знаменитая майкопская культура эпохи раннего металла имела связи со странами Ближнего Востока, дольменная культура Северо-Западного Кавказа II тысячелетия до н.э. связана с бассейном Средиземного моря, а блестящая кобанская культура I тысячелетия до н.э. Центрального Кавказа по своему уровню не уступает гальштатской культуре Центральной Европы. Кавказ при­знаётся не только родиной металлургии железа, но и, по мнению академика Н.И. Вавилова, является колыбелью таких зерновых культур, как пшеница, ячмень и рожь. В эпоху раннего средневековья (до XIII в.) у ряда народов Северного Кавказа развиваются черты феодального строя, на Центральном Кавказе возникает раннефеодальное государство Алания, ряд феодальных владений возникает в Дагестане. Поэтому нет никаких оснований представлять народы Северного Кавказа как исконно отсталые, речь может идти только о неравномерности исторического процесса.

Современные народы Северного Кавказа могут быть отнесены к иберо-кавказской, индоевропейской и алтайской языковым семьям. Кавказская семья делится на 4 ветви: адыго-абхазскую, нахскую, дагестанскую, картвельскую[74]. Ниже мы перейдем к их краткому рассмотрению в историко-этнологическом аспекте и попытаемся познакомиться с природой народов Северного Кавказа сквозь призму истории, определившей своеобразие каждого народа вплоть до наиболее позднего славяно-русского (но уже старожильческого) этнического массива. Существующая чересполосица этнорелигиозных типов Кавказа формирует особый геополитический статус региона, и мы должны хотя бы в общих чертах представлять как этот статус и чересполосицу в целом, так и конкретно каждый народ.

На языках адыго-абхазской ветви говорят народы Западного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и абазины. Самый крупный народ – кабардинцы. Адыгейский и кабардинский языки близки между собой, что, отражает их происхождение от общих предков – адыгейских племен раннего средневековья. К числу народов адыго-абхазской группы на Северном Кавказе относятся и абазины (20 тыс.), язык которых более близок к абхазскому. Одни исследователи объединяют абазинский и абхазский языки в особую группу, другие же считают абазинскую речь с ее диалектами (таланта, шкарауа) диалектами абхазского языка. Компактной массой абазины живут в Карачаево-Черкесии. Родственно северокавказским адыгским народам коренное население Абхазии – абхазы.

На языках нахской ветви говорят родственные народы Чечни и Ингушетии – чеченцы и ингуши. Чеченцы населяют восточную и центральную части республики, а также сопредельную территорию Дагестана. Близость языков чеченцев и ингушей позволяет говорящим на них сравнительно легко понимать друг друга.

Подавляющее большинство народов Дагестана – одной из самых сложных по своему этническому составу областей не только в нашей стране, но и во всем мире – говорит на языках дагестанской ветви. Она состоит из нескольких групп, наиболее крупной из которых является аварская, точнее аваро-андо-цезская, ибо в ней выделяются в свою очередь три подгруппы: собственно аварская (язык аварцев), андийская и цезская, или дидойская. Родственное аварцам и консолидирующееся с ними население Дагестана – это андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, батулалы, чамалы, тиндалы (андийская ветвь), цезы (дидойцы), хваршинцы, бежтинцы, гунзебцы и гинухцы. Сливаются с аварцами и арчинцы, язык которых занимает промежуточное положение между аварской и лезгинской группами дагестанских языков. В Центральном Дагестане живут даргинцы и лакцы, языки которых также принадлежат к дагестанской ветви. Даргинский и лакский языки довольно близки между собой, и некоторые исследователи объединяют их в одну – лакско-даргинскую группу. В южных районах Дагестана на севере Азербайджана живут народы лезгинской группы дагестанских языков. В нее входят сами лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, удины, будугцы, хнналугцы и крызы (в том числе джеки и гапутлинцы). Табасаранцы, агулы и рутульцы живут почти исключительно в Дагестане, а цахуры также в Азербайджане.

Представителями индоевропейской языковой семьи на Кавказе являются русские, украинцы, армяне, осетины, курды, таты, талыши, греки и др. Русские – основное население Краснодарского и Ставропольского краев. В Краснодарском и Ставропольском краях живут также украинцы. Значительную часть русского и украинского населения Северного Кавказа составляют кубанские и терские казаки. Второе по численности место среди народов индоевропейской семьи языков занимают на Кавказе армяне. Много армян живет в городах Северного Кавказа – Краснодаре, Армавире, Моздоке. В индоевропейской, семье армянский язык составляет особую ветвь. Почти все остальные индоевропейские по языку народы Кавказа говорят на языках иранской группы. Это, прежде всего, осетины. К индоевропейской семье относятся и греки.

Целая группа народов Кавказа говорит на тюркских языках алтайской семьи. Кумыки населяют северные районы Дагестана. Кумыкский язык, так же как карачаево-балкарский и ногайский, принято относить к кипчакской (северо-западной) группе тюркских языков. Близкородственные друг другу карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке - карачаево-балкарском. Еще один народ кыпчакской группы – ногайцы – живет на Северо-Восточном Кавказе (в пределах Ставропольского края, Дагестана, отчасти Чечни) и в Карачаево-Черкесской республики. К числу тюркоязычных народов, представленных на Кавказе, относятся также татары и туркмены. Этнографическая группа туркмен, известная под названием ставропольских туркмен, или трухмен, живет, главным образом, в Арзгирском, Благодарненском, Нефтекумском, Петровском и Туркменском районах Ставропольского края.

В антропологическом отношении население Кавказа сравнительно однородно. За исключением ногайцев и русских, все остальные народы относятся к южной ветви европеоидной расы. На формирование антропологического облика населения региона повлияли его замкнутость в своих географических границах (наличие труднодоступных хребтов и изолированных ущелий) и особенности культурно-исторического развития.

Большинство народов Северного Кавказа относятся к так называемому кавкасионскому антропологическому типу (карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши, ряд народностей Дагестана). Народы, представляющие данный тип являются потомками населения, первым освоившего центральные предгорья Северного Кавказа еще в эпоху верхнего палеолита. Эта особенность антропологии местного населения усилилась под воздействием длительной изоляции[75].

Население Северного Кавказа также представлено понтийским (адыго-абхазские народы), арменоидным (армяне и, отчасти, грузины) и каспийским типами (народы лезгинской группы, даргинцы-кайтаги, кумыки). Эти типы связаны своим происхождением с другими ветвями европеоидной расы (средиземноморская, переднеазиатская и индо-памирская).

Вопрос о происхождении антропологических типов Кавказа еще далек от окончательного разрешения. Этнографические материалы свидетельствуют об общности культуры народов высокогорной части Центрального Кавказа, относящихся к кавкасионскому типу, что может свидетельствовать об общности их происхождения[76]. Местный кавказский субстрат, являвшийся носителем кавкасионского типа, оказал сильное влияние на культуру балкарцев, карачаевцев и осетин, относящихся к разным языковым семьям.

В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть предположения, что каспийский тип сформировался в процессе заселения Кавказа с юго-востока, а кавкасионский и понтийский испытали на себе влияние северных элементов, распространявшихся в южном направлении до центральных областей Большого Кавказского хребта, а на западе до Малой Азии включительно. Позднее, главным образом после монгольского завоевания, на территорию Кавказа проникли монголоидные элементы, в настоящее время отчетливо прослеживаемые в составе ногайцев. Наконец, переселение русских сопровождалось распространением самостоятельного восточноевропейского типа европеоидной расы[77].

Таким образом, мы видим, что на протяжении всей истории Северного Кавказа этот регион всегда был полиэтничным и поликонфессиональным. Под влиянием различных политических процессов миграционные потоки приносили новые народы в регион, многие из них, осев и впитав в себя новую культуру, создали совершенно иные народности. И несмотря ни на что, ни на какие административные деления, политические разделения в виде СКФО Северный Кавказ географически исконно состоит из семи республик, Ставропольского и Краснодарского краев.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

- человек появился на Северном Кавказе в глубокой древности - в эпоху нижнего палеолита, и постепенно расселился по его территории. Население Северного Кавказа постепенно в процессе культурно-исторического развития перешло от присвающего хозяйства к производящему, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству;

- в бронзовом веке с середины IV тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе шло широкое освоение металла и укрепление связей с развитыми регионами Передней Азии и Закавказья. Это способствовало активизации хозяйственной деятельности местного населения, развитию земледелия и скотоводства, усовершенствованию первобытных ремесел, в первую очередь, металлообработки, строительного дела, производства керамики, углублению социальных отношений;

- металлургический центр на Северном Кавказе сложился в эпоху ранней бронзы и достиг своего наивысшего расцвета в период поздней бронзы – раннего железа. Обработка бронзы в кобанской культуре достигла своего совершенства. Древние мастера знали различные способы отливки предметов, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование;

- в начале I тыс. до н.э. в Центральном Предкавказье происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку (с X – IX вв. до н.э. до III – IV вв. н.э.). Широкое освоение железа привело к важнейшим сдвигам в хозяйстве и общественных отношениях. Применение изделий из железа повысило производительность труда, привело к росту производительных сил, специализации ремесленного производства и к усилению имущественной дифференциации. В раннем железном веке произошло новое крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия;

- Великое переселение народов затронуло население Северного Кавказа и повлияло на его историю и культуру в раннее средневековье. Кочевые племена Юга России приняли участие в событиях мирового значения. Они принесли в страны Западной Европы свои достижения в военном деле и переняли многие достижения народов Европы;

- Северный Кавказ в эпоху раннего средневековья продолжал оставаться в центре важных исторических событий. Образование аланской державы Саросия и тюркских государств свидетельствовало о начале возникновения государств у племен Северного Кавказа. Оседлое и кочевое население добилось больших успехов в хозяйстве и в торговле. Именно в эту эпоху через территорию Северного Кавказа прошли маршруты Великого Шелкового пути;

- вхождение территории Северного Кавказа в состав Золотой Орды способствовало развитию хозяйства кочевого и оседлого населения, торговли и культуры. На этой территории возникает большой город Маджар и множество поселений. Но с упадком Золотой Орды они прекратили свое существование. Этот период был очень важным в истории народов Северного Кавказа;

- существующая чересполосица этнорелигиозных типов Кавказа формирует особый геополитический статус региона. Современные народы Северного Кавказа могут быть отнесены к иберо-кавказской, индоевропейской и алтайской языковым семьям. Кавказская семья делится на 4 ветви: адыго-абхазскую, нахскую, дагестанскую, картвельскую. На языках адыго-абхазской ветви говорят народы Западного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и абазины. На языках нахской ветви говорят родственные народы Чечни и Ингушетии – чеченцы и ингуши. Подавляющее большинство народов Дагестана – одной из самых сложных по своему этническому составу областей не только в нашей стране, но и во всем мире – говорит на языках дагестанской ветви. Представителями индоевропейской языковой семьи на Кавказе являются русские, украинцы, армяне, осетины, курды, таты, талыши, греки и др. Целая группа народов Кавказа говорит на тюркских языках алтайской семьи: кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, татары и туркмены;

- Северный Кавказ - регион полиэтничный и поликонфессиональный. Под влиянием различных политических процессов миграционные потоки приносили новые народы в регион, многие из них, осев и впитав в себя новую культуру, создали совершенно иные народности. В антропологическом отношении население Кавказа сравнительно однородно. За исключением ногайцев и русских, все остальные народы относятся к южной ветви европеоидной расы. На формирование антропологического облика населения региона повлияли его замкнутость в своих географических границах (наличие труднодоступных хребтов и изолированных ущелий) и особенности культурно-исторического развития. Большинство народов Северного Кавказа относятся к так называемому кавкасионскому антропологическому типу (карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши, ряд народностей Дагестана). Народы, представляющие данный тип являются потомками населения, первым освоившего центральные предгорья Северного Кавказа еще в эпоху верхнего палеолита. Эта особенность антропологии местного населения усилилась под воздействием длительной изоляции. Население Северного Кавказа также представлено понтийским (адыго-абхазские народы), арменоидным (армяне и, отчасти, грузины) и каспийским типами (народы лезгинской группы, даргинцы-кайтаги, кумыки). Эти типы связаны своим происхождением с другими ветвями европеоидной расы (средиземноморская, переднеазиатская и индо-памирская).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие памятники каменного века на территории Северного Кавказа вы можете назвать?

2. Какое влияние оказали природно-климатические условия на формирование археологических культур?

3. Назовите древнейших земледельцев и скотоводов Центрального Предкавказья?

4. Какое значение древнейшие очаги металлургии на территории Северного Кавказа сыграли в развитии человеческой культуры и общества?

5. Раннежелезный век на Северном Кавказе?

6. Какие народы в эпоху средневековья проживали на Северном Кавказе?

7. Какие антропологические характеристики народов Северного Кавказа вы можете назвать?

8. К каким языковым семьям относятся современ­ные народы Северного Кавказа?

Литература

Основная

1. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. – Ростов-на-Дону, 2017. – 282 с.

2. Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа: учебное пособие. – Пятигорск, 2013. – 125 c.

Дополнительная

1. Артамонов М.И. История хазар. - СПб., 2001. - 2002. - 548 с.

2. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV– X вв. - Л., 1979. – 216 с.

3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X– XIII вв. - СПб., 1994. – 238 с.

4. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. - Ставрополь, 2009.- 702 с.

5. Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). – Владикавказ, 2004. – 184 с.

6. Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. – Тула, 2003. - 340 с.

7. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». – Пятигорск, 2012. - 491 с.

8. Проблемы интеграции этнических сообществ в состав российского государства и пути их решения (на примере Северного Кавказа)/Под ред. С.А. Дударева. - Армавир, 2014 – 252с.

9. Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия (историко-этнографические очерки): Учебное пособие / Под ред. В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 318 с.

Источники

1. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с латин. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни; [послесл. Л.Ю. Лукомского]. - М.: АСТ, 2005. 631 с.: ил.

2. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане: I. Ал-Истахрий // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1901. Вып. 29.

3. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас'уди.// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1908. Вып. 38.

4. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али-Ахмеда бен-Омара Ибн-Даста / Пер. Д.А. Хвольсона. С-Пб., 1869.

Интернет-ресурсы

1. http://etnos-theory.ru / «Теории происхождения этносов»

2. http://kavkaz-uzel.ru / «Кавказский Узел»

3. http://www.ethnology.ru / «Этнография народов России»

4. http://www.etnograf.ru / «Социальная антропология»

5. http://www.iea.ras.ru / «Институт этнологии и антропологии РАН»

6. http://www.iriston.com / «История и культура Осетии»

7. http://ricolor.org/europe/gruziya/gr/ist/4/ «Кавказ и Россия»

8. http://www.okavkaze.ru/index.php?option=com_content&task=category&sectionid=5&id=16&Itemid=138 / Общественно-исторический портал «Okavkaze» - история и археология Северного Кавказа

9. http://www.archaeolog.ru / «Институт Археологии РАН»

10. http://www.kolhida.ru / «Археология и этнография Абхазии»

11. http://www.archeologia.ru / «Археология России»

12. http://hist.ctl.cc.rsu.ru / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года»


Наши рекомендации