Глава 12. восточнославянские племена и древнерусская народность



значении термин Русь упоминается Повестью вре­менных лет уже в X в. Появилась необходимость в общем самоназвании всего восточнославянского на­селения. Прежде это население называло себя славянами. Теперь самоназванием восточных славян стала Русь. При перечислении народов Повесть вре­менных лет отмечает: «В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръд-ва» (ПВЛ, I, с. 10). Под 852 г. тот же источник сооб­щает: «...приходиша Русь на Царьгородъ» (ПВЛ, I, с. 17). Здесь под Русью подразумевается все восточ­ное славянство — население древнерусского государ­ства.

Русь — древнерусская народность получает изве­стность в других странах Европы и Азии. О Руси пишут византийские авторы и упоминают западно­европейские источники. В IX—XII вв. термин «Русь» и в славянских и в иных источниках употребляется в двояком смысле — в этническом и в значении госу­дарства. Это можно объяснить только тем, что древ­нерусская народность складывалась в тесной связи с формирующейся государственной территорией. Тер­мин «Русь» первоначально применялся только для киевских полян, но в процессе создания древнерус­ской государственности быстро распространился на всю территорию древней Руси.

Древнерусское государство объединило всех восточ­ных славян в единый организм, связало их общ­ностью политической жизни, и, безусловно, способст­вовало укреплению понятия о единстве Руси. Государственная власть, организующая походы насе­ления из различных земель или переселения, распро­странение княжеской и вотчинной администрации, освоение новых пространств, расширение сбора дани и судебной власти способствовали более тесным свя­зям и сношениям между населением различных рус­ских земель.

Сложение древнерусской государственности и на­родности сопровождалось бурным развитием культу­ры и экономики. Строительство древнерусских го­родов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В результате складывается единая материальная

и духовная культура, что проявляется почти во всем — от женских украшений до архитектуры.

В формировании древнерусского языка и народно­стей существенная роль принадлежала распростране­нию христианства и письменности. Очень скоро по­нятие «русский» и «христианин» начали отождест­вляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси. Это была организация, способствовав­шая усилению русской государственности и сыграв­шая положительную роль в формировании и развитии культуры восточных славян, в развитии просвещения и в создании важнейших литературных ценностей и произведений искусства.

«Относительное единство древнерусского языка... поддерживалось разного рода экстралингвистически­ми обстоятельствами: отсутствием территориальной разобщенности среди восточнославянских племен, а позже отсутствием устойчивых границ между феодаль­ными владениями; развитием надплеменного языка устной народной поэзии, тесно связанного с языком религиозных культов, распространенных на всей восточнославянской территории; возникновением за­чатков публичной речи, звучавшей при заключении межплеменных договоров и судопроизводстве по за­конам обычного права (нашедших частичное свое отражение в Русской Правде) и т. п.» (Филин Ф. П., 1970, с. 3).

Материалы языкознания не противоречат предла­гаемым выводам. Лингвистика свидетельствует, как показал недавно Г. А. Хабургаев, что восточнославян­ское языковое единство оформилось из неоднородных по происхождению компонентов. Гетерогенность пле­менных объединений Восточной Европы обусловлена и расселением их из разных праславянских группи­ровок, и взаимодействием с различными племенами автохтонного населения. Таким образом, формирова­ние древнерусского языкового единства является результатом нивелировки и интеграции диалектов восточнославянских племенных группировок (Хабур­гаев Г. Л., 1980, с. 70—115). Обусловлено это было процессом сложения древнерусской народности. Археологии и истории известно немало случаев фор­мирования средневековых народностей в условиях сложения и упрочения государственности.

• Г


18 Археология СССР.


ЧАСТЬ III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ



глава 12. восточнославянские племена и древнерусская народность - student2.ru


Таблица LXI. Пахотные орудия второй половины I тысячелетия н. э.

1 — Псков; 2, 3 — Старая Ладога; 4—6 — Хотомель; 7 — Битица; 8 — Юдиново; 9 — Шуклинка; 10 — Ле­бедка; 11 — Канев; 12 — Макаров Остров; 13 — Па-

стырское; 14, 15 — Новотроицкое; 16 — Шмырево; 17 — Волынцево; 18,19 — Городок




Наши рекомендации