Раздел Ш. Высоте моральные ценности
Глава 10. Честь и Достоинство______________________ Ш
соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).
Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование. К сожалению, государства сплошь и рядом нарушают эти права, а человек порой и не догадывается о них. Так, унижением человеческого достоинства является прописка или получение разрешения на выезд в другую страну, поскольку это — нарушение прав человека.
Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Тем неприятнее сталкиваться с людьми, которые не соответствуют этим представлениям. Человек, который хочет жить за счет чужого труда, или работает спустя рукава, надеясь на подачку общества, или безразличен к судьбе собственного народа — такой человек забывает о своем достоинстве и в конце концов теряет его. Человек, охваченный лишь жаждой личного обогащения, ставший рабом своего благополучия, ра-
бом вещей, — такой человек скорее всего также лишен чувства собственного достоинства. Человек, для которого государственная или общественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения собственного честолюбия, — такой человек всегда рискует потерять подлинное достоинство.
Показателем достоинства личности выступает иее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но исвое собственное достоинство.
Злословие, клевета и другие формы оскорбления человека, неприязнь по отношению к людям другой национальности, высокомерие и жульничество -^ все это примеры потери собственного человеческого достоинства через унижение другого. Мириться с этими явлениями и безразлично относиться к тем или иным нравственным уродствам — значит не уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство.
Если право на достоинствочеловек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честьприобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях ипоступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: яиспытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет 6"творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести. ._
218 Раздел III. Высшие моральные ценности
Глава 10. Честь и Достоинство _____________________ 2М
О своих чести и достоинстве человек заявляет постоянно и в разных ситуациях — и в отношениях с руководителями и подчиненными на производстве, и в общении с преподавателями и товарищами по группе в вузе, и в общественном транспорте, и в личных взаимоотношениях. Честь инженера, например, в том, чтобы качеством своего труда поддерживать добрую славу отечественных инженеров, престижность инженерной профессии. Честь юриста — в бескомпромиссной борьбе за утверждение справедливости и законности в обществе.
Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.
Здесь возможен неожиданный поворот: у некоторых людей скромность превращается в самоуничижение, а гордость — в гордыню. Причем и то ■ и другое смыкаются, образуя феномен «серой мышки», суть которого — упоение собственной скромностью. Эта псевдоскромность зачастую несет в себе бешеное тщеславие, когда, говоря библейскими словами, «унижение паче (то есть больше) гордости». А это и есть гордыня, которая издревле считается одним из самых страшных смертных грехов.
Кстати, излишняя скромность вообще не всегда полезна. Она мешает честолюбию, а здоровое честолюбие необходимо для успешной деятельности практически во всех сферах — предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере и т.д., ибо ориентация на «средние показатели» принижает человека, препятствует его самовыражению и самореализации. Человек с достоинством (достойный человек) должен «любить честь», то есть быть честолюбивым, а не стремиться стать «серой мышкой».
Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится, на наш взгляд, в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.
При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести. Правда, когда погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие.
При низкой адекватной самооценке — опять же, зная свои достоинства и свой «потолок», человек не претендует на многое, не страдает излишним честолюбием и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.
Если же самооценка неадекватна, начинаются те сложности, о которых мы говорили. При заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности, неуверенность в себе, он недооценивает себя, излишне скромен, лишен всяких притязаний, отсюда и ориентация на средний результат и незаметное место в жизни. При этом не исключена глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в своих силах мешает человеку предъявить миру и реализовать собственные достоинства, которые могли бы принести ему честь и славу.
Еще более сложным является соотношение чести и достоинства при завышенной самооценке. В этом случае человек явно переоценивает свои достоинства, возможности, личные качества, развивается претенциозность — ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований. Преувеличенное чувство собственного достоинства — гипердостоинство ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям и позициям. Человек становится излишне подозрительным, всюду видит врагов, покушающихся на его честь и достоинство. Люди подобного рода малопривлекательны и конфликтны.
Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.
Так, считающееся романтичным в некоторых кругах понятие чести «вора в законе» предполагает целый набор достоинств и лжедостоинств —
220 Раздел III. Высшие моральные ценности
Глава 10. Честь и Достоинство 221
никогда не работать, не идти на «мокрое дело», не сотрудничать с «ментами» и т.д. Уронить достоинство «вора в законе» — значит лишиться не только чести, но, возможно, и жизни.
Лжедостоинство может возникнуть и по причине элементарной неграмотности — незнания «что такое хорошо и что такое плохо», и из-за особых обстоятельств жизни в- особой среде (умение украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек приносит особую псевдочесть); и даже в результате сознательного выбора (например, выбор в качестве идеала «крутого» киногероя).
В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».
Правда, здесь тоже «возможны варианты», например: 1) он может искренне считать, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств; 2) он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.
Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.
Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.
Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких людей обычно называ-ют.великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.
Можно по-разному относиться к семье Романовых и их роли в нашей Истории, но нельзя не признать, с каким редким благородством, не озло-
бившись, не стремясь к отмщению за бесчестье, а осознавая свою миссию и удел, приняли они свою смерть.
Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают оттого, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному кодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.
Как мальчишка к десяти годам интуитивно знает, что Острые проблемы его жизни неблагородно решать обращением к учительнице, а благородно по известной формуле «сперва я ему дал сдачи», так для взрослого мужчины естественна некоторая справедливая снисходительность по отношению к женщине: «Я — сильный, она — слабая; неужели же я буду опускаться до того, чтобы оскорбить, унизить ее, переложить на ее плечи то, что тяжелее? Я выше этого». К сожалению, так рассуждают далеко не все представители сильного пола. В таких ситуациях иногда приходит на ум: «А Пушкин? Как бы он поступил сегодня?» Наши мужчины, конечно, не стреляются, как он, из-за своих жен. И очень хорошо, что не стреляются. Но многие из них вместе с дуэлями вычеркнули из своей жизни и понятие мужской чести. Когда, например, молодые мужчины первому встречному плачутся на свою семейную жизнь, болтают о своих романах, треплют языком женские имена, хвастают своими победами, начинаешь немного жалеть о дуэлях. Потому что без них стало возможным нарушение простых норм мужского достоинства, превращение Мужчины в немужчину... ,
Конечно же, проблема эта куда глубже и серьезнее, и нельзя обвинять только мужчин в том, что идет процесс их феминизации — некоторого «оженствления». Процесс этот связан с широкими социальными изменениями: начиная от вытеснения мужчин из сферы многих профессий и руководящих должностей и кончая женской «монополией» в системе воспитания и образования. Ведь сегодня — от семьи до высшей
Раздел III. Высшие моральные ценности
школы — будущий мужчина находится под постоянным воздействием женского генотипа и вольно или невольно перенимает стиль и ценности противоположного пола.
Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской и девичьей чести. Издавна она была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки».
И здесь мы опять сталкиваемся с серьезными социальными истоками. XX век с его борьбой за равноправие женщин привнес в этот процесс существенные искажения: равноправие было подменено стремлением к равенству, которое в принципе, слава Богу, невозможно. Мы разные, и в этОм причина и прелесть нашего взаимного притяжения. Тем не менее отождествление равноправия с равенством сделало свое дело, и мужеподобное поведение, желание достичь ключевых постов в жизни любой ценой, авторитарное властолюбие, стремление к свободе сексуальных отношений стали чуть ли не нормой поведения многих молодых женщин. Понятие специфически «женской» чести стало вообще отрицаться. И все же... И сегодня, отвечая на вопрос: «Какие качества Вы хотели бы в первую очередь видеть в своей любимой?», мужчины и юноши по-прежнему, как и в романтическом XIX веке, на первое место ставят женственность, нежность, верность, скромность — качества, которые нисколько не исключают личного успеха, высокого социального статуса и реального равноправия с сильным полом...
В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется.
Вопросы и задания
1. В чем Вы видите различие понятий «честь» и «достоинство»?
2. Студент А.А. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают
Глава 10. Честь и Достоинство 223
человеком без собственного достоинства? И почему многие люди, добившиеся чего-то в жизни, стремятся принизить достоинство других?
3. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?
4. Студентка О.М. считает, что слабое использование в современном разговорном языке обращений «госпожа», «господин» и др. и повсеместное применение обращений типа «мужчина», «женщина» свидетельствуют о неразвитом чувстве собственного достоинства. Согласны ли Вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Что значит «гражданская честь»? Что Вы понимаете под «профессиональной честью»? Как утверждать и отстаивать ее?
6. Что значит честь семьи? И честь фамилии?
7. Честолюбие — хорошо это или плохо? Гордость — это положительное или отрицательное качество?
8. Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».
9. Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо о том, что «утрата чести страшнее, чем смерть»?
Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
Глава 11.
Смысл жизни и Счастье
Каждый хочет быть счастливым, но, чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье.
Ж. Ж. Руссо
Смысл жизни состоит в том, чтобы вновь и вновь переживать свое рождение, а не становиться жертвой столь распространенной трагедии нашего века, когда человек умирает, не успев начать жить.
Э. Фромм
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Это трудная проблема,, над решением которой человечество бьется многие века. С незапамятных времен перед людьми вставали вопросы: Зачем я? Зачем мы? Чего я хочу от жизни? Для чего живу? Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали разные концепции смысла жизни, зачастую прямо противоположные. -
11.1. Основные концепции смысла жизни
Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: а) пессимистический — это нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом — смертью); б) скептический — выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия (например, в религиозной этике); в) оптимистический — признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека — это жизнь...».
Нередко смысл жизни связывался со счастьем, с приобщенностью к благу. А поскольку понимание последнего было различным, то создавалась довольно пестрая картина представлений о смысле жизни. Так, если еще в античности, отличавшейся своим оптимистическим мироощущением, гедонизм высшим благом считал наслаждение и соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, то эвдемонизм, полагая высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путем преодоления стремления к наслаждению. Киники рассматривали в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями: блаженство доставляет нам не обладание вещами, а преодоление влечения к ним. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни. Средневековая этика считала наслаждение грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасения, которое становилось смыслом жизни верующего человека.
Вновь гедонистические мотивы в понимании смысла жизни зазвучат в этике Возрождения: он воплотится в стремлении к славе. Если имя человека прославилось среди современников, если он может надеяться, что оно не будет забыто л впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее отражению в сознании других. Материалисты ХУП-ХУШ вв., в частности Спиноза, продолжили линию эвдемонизма, усилив в нем рационалистический момент и выдвинув чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обнаружив его в познании.
Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из таких новых моделей смысла жизни — власть человека над человеком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII веке, и развитая и обоснованная немецким философом-иррационалистоМ Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком строго регламентирована (религией, наукой, моралью), что в ней все меньше места остается геройству и величию духа и все более торжествует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов, от власти морали, которая есть, по словам немецкого мыслителя, «формальная совесть», «инстинкт толпы»; смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей. Нравственный идеал Ницше - «сверхчеловек», сильная личность, цро-
X Чяк ЛЧ?
226_______________ Раздел III, Высшие моральные ценности
Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
тивостоящая толпе — «посредственности» и находящаяся «по ту сторону добра и зла». Для такого человека не должно существовать моральных границ и запретов: он выше их, его предназначение (смысл жизни) — в собственной реализации, ибо именно он — носитель новой морали.
Идея исключительной личности, «сверхчеловека», утверждающего себя за счет принижения, а иногда — и жизни других, становится очень популярной благодаря художественной литературе. Влияние философских идей, стремление к эмансипации, свободе личности, характерное для романтизма XIX века, породило новый тип героя. Герои произведений Дж. Байрона, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, К. Гамсуна совершают переворот в умах читателей и вызывают массу подражаний: имена Чайльд-Гарольда, Печорина, лейтенанта Глана становятся буквально нарицательными, а трагические размышления Раскольникова о том, «что дозволено и что не дозволено», остаются актуальными и в наши дни.
Еще одна концепция смысла жизни, имевшая своих сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, — обладание материальными благами, богатством.
У. Шекспир и О. де Бальзак, Дж. Лондон и Д. Голсуорси, авторы современных бестселлеров раскрывают перед нами английские, французские, американские, а сегодня и русские трагедии, связанные со стремлением к деньгам, золоту, роскоши, когда в жертву им приносят буквально все. XX век обострил и сделал более жесткой эту погоню за богатством. Мафиозные структуры с помощью коррупции пытаются (и зачастую небезуспешно) втянуть в свои преступления самых, казалось бы, честных и неподкупных людей, покушаясь тем самым на нравственные основы общества.
Обывательским проявлением этой концепции является принятие в качестве главной жизненной цели стремления к обладанию: вещами, комфортом, престижем. Мещанин все многообразие жизни воспринимает через призму своего непомерно раздутого Я. Средства жизни (удобства, вещи, досуг, материальные блага) в его сознании становятся целью бытия, а главный смысл существования он выражает паразитической формулой «бери от жизни все, что можешь». Расслоение общества на богатых и бедных остро ставит вопрос о поисках смысла жизни. Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значе-
ние материальных благ в жизни современного человека. Потребность жить в удобной, хорошо обставленной квартире, иметь аудио- и видеоаппаратуру, машину, модно и красиво одеваться — все это вполне естественно. Человек должен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель, смысл существования. Материальное благополучие само по себе обретает смысл только тогда, когда оно становится условием совершенствования его владельца, или дает возможность помочь другому (благотворительность), или способствует развитию общества и культуры (меценатство).
И, наконец, следует сказать о концепции смысла жизни, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь — любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые была сформулирована в философии Л. Фейербаха. Он утверждал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Той же концепции в XX веке придерживается и продуктивно развивает ее в книге «Искусство любви» Э. Фромм.
Действительно, значение любви в жизни человека невозможно переоценить. Это одно из самых прекрасных и высоких чувств на свете, дающее человеку неизбывное счастье, хотя и приносящее подчас горечь и боль. Тем не менее, при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни, при всей ее красоте и стимулирующей роли в развитии личности, она не может быть единственным смыслом жизни.
Человеку недостаточно только любить и быть любимым. Являясь не
пременным, важнейшим условием человеческого счастья, любовь в то
же время не исчерпывает его. Если вырвать любовь из всего богатства
наших отношений, многообразия жизни, изолировать ее, замкнуть во
внутреннем мире личности, то самая большая любовь в конце концов
померкнет, потускнеет. Как тонко и остроумно заметил В.Г. Белинский,
«стремление свести всю полноту жизни человека к личному счастью и
любви превратило бы человеческую жизнь в хаос и мрак... Если бы вся
цель нашей жизни состояла бы только в одной любви, тогда жизнь была
бы действительно мрачной пустыней, заваленной гробами и разбитыми
сердцами...». ,
Ш Раздел III. Высшие моральные ценности
Глава П. Смысл жизни и Счастье
Наконец, существуют и пессимистические концепции, вообще отрицающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей — мертвая дорога «в никуда». Он сравнивает человеческую жизнь с движением слепых, которые бредут к неведомому морю, и в этом движении у них единственный выбор: либо ринуться в пучину волн, либо возвратиться вспять и все начать сначала.
Русский философ Вл. Соловьев, критикуя пессимистический подход к смыслу жизни, указывал на противоречия в рассуждениях и действиях его сторонников, которые, отрицая жизненный смысл, опровергают самих себя, продолжая жить. Он называет их несерьезными отрицателями, противопоставляя им «серьезных» отрицателей — самоубийц. Размышляя об этой категории людей на примере литературных и исторических персонажей — Ромео, Вертера, Клеопатры, —■ он приходит к выводу, что и их отрицание смысла жизни несостоятельно, поскольку вытекает из крайне узкого представления о нем, связывает его с осуществлением сугубо личных, пусть даже возвышенных интересов.
И все же люди не хотят' мириться с отсутствием или утратой смысла жизни — явлением, которое стало, особенно в наше время, весьма распространенным показателем нравственного кризиса. Проблеме утраты смысла и борьбе с этой утратой посвящена логотера-пия — учение о смысле жизни одного из классиков гуманистической мысли XX века — философа и психолога Виктора Франкла.
11.2. «Человек в поисках смысла»
Именно так называется известная книга В. Франкла. Стремление человека к поиску и реализации смысла жизни философ рассматривает как врожденную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл говорит, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Как бы возражая Сократу, Франкл считает, что «даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти, в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел». Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Он объяс-
-
няет его причины и следствия: «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, что он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм); либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». Возможно и третье следствие — появление специфических невротических заболеваний — «ноогенных неврозов», которые проистекают из угрызений совести и из ценностных конфликтов.
Если же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться ощущения счастья в обход осуществления смысла, в частности, с помощью химических препаратов, наркотиков, алкоголя. Франкл считает, что это не выход, что в жизни всегда есть смысл, и мы должны только помочь людям, попавшим в экзистенциальный вакуум, начав хотя бы с убеждения их в наличии смысла в жизни.
Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего, это проявление интеллектуальной искренности и честности. И если человек задается вопросом о смысле жизни, он должен иметь достаточно терпения, чтобы дождаться, когда смысл возникнет в его сознании.
Франкл полагает, что смысл жизни в принципе доступен любому человеку. «Однако нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями». Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.
Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл одновременно дает содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Они определяются, с его точки зрения, тремя группами ценностей: ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения.
Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Однако важна не работа сама по себе, а то,
230 Раздел III. Высшие моральные ценности
как человек делает эту работу, что он привносит в нее, находят ли свое отражение в нашей работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и наполняют смыслом нашу жизнь.
Ценности творчества являются наиболее важными, но не необходимыми. При их отсутствии смысл жизни может придать одно единственное мгновение, одно переживание. Высшее из переживаний — любовь. Любовь — это духовное переживание другого человека во всей его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Но и любовь — это только один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, она тоже не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысления жизни. Человек, который никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленно.
Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношения. К ним человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не в состоянии изменить. Зато он свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. То, как человек принимает тяготы жизни, мужество, проявляемое в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это мера того, насколько он состоялся как личность. Таким образом, человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — до последнего дыхания.
Однако еще более важным, чем вопрос о смысле жизни вообще, является вопрос о смысле жизни данной личности в данный момент. Современный философ Г. Гачев пишет: «Я, человек, не могу ждать, пока человечество разрешит все проклятые вопросы, найдет истину и заживет по совести и счастливо в мировом масштабе: у него в запасе бесконечность, а у меня — срок отмеренный; так что все это я должен сделать за жизнь».
Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и единственно истинным. Причем Франкл подчеркивает, что человек сам должен искать и находить его. Но найти, смысл — это еще полдела; необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостью в силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, невозможности отложить что-то «на потом», из-за неповторимости
_________________ Глава И. Смысл жизни и Счастье________________ 231
каждой конкретной ситуации. Осуществить смысл человек может благодаря свободе воли, которая помогает ему найти и реализовать смысл своей жизни. Причем Франкл считает, что по отношению к своим влечениям, к своей наследственности, к факторам и обстоятельствам внешней среды человек свободен всегда.
Свобода пр отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. Свобода по отношению к наследственности — это отношение к ней как к материалу, возможность строить из этого материала то, что необходимо человеку для реализации своих целей. Свобода человека от внешних обстоятельств выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию, регулируя влияние этих обстоятельств на собственную судьбу.
Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществляет самого себя. Тем не менее он никогда так и не узнает до самого конца, до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.
11.3. Смысл, осмысленность и цель жизни