Тканевая иммунная система крови – система тканевой совместимости HLA
Антигены, отличающие одного индивидуума от другого, называют аллогенными или изоантигенами. К аллогенным АГ относятся АГ эритроцитов и лейкоцитов – главного комплекса гистосовместимости (HLA-система
HLA антигены (human leucocyte antigens) наиболее полно представлены именно на поверхности лейкоцитов крови. Каждый человек обладает индивидуальным набором HLA - антигенов.
HLA антигены выполняют роль своеобразных "антенн" на поверхности клеток, позволяющих организму распознавать собственные и чужие клетки (бактерии, вирусы, раковые клетки и т.д.) и при необходимости запускать иммунный ответ, обеспечивающий выработку специфических антител и удаление чужеродного агента из организма.
- I класс включает гены локусов А, В, С – представлены на поверхности практически всех клеток организма;
- II класс - D-область (сублокусы DR, DP, DQ) - выражены преимущественно на клетках иммунной системы, макрофагах, эпителиальных клетках.
Сывороточные белки и ферменты
5.3. Самостоятельная работа по теме:Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и овладеть практическими навыками.
№ п/п | Название практических умений |
Определять вероятную группу крови у ребенка при известной группе крови родителей | |
Определять наличие резус-фактора в крови ребенка при известных параметрах родителей. | |
Интерпретировать данные по определению группы крови. | |
Интерпретировать данные по определению резус-фактора. |
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия:
1. Какие существуют иммунные системы крови?
2. Какие существуют системы сывороточных белков и ферментов
3. Какие группы крови Вы знаете?
4. Что такое система Rhesus?
5. Что такое система тканевой специфичности HLA?
6. Что такое система гаптоглобина?
7.Что такое системагруппоспецифического компонента Jc?
8. Что такое система кислой фосфотазы Ар?
9.Какие антигены относятся к аллогенным?
10.Какие антигены располагаются на эритроцитах у людей с различными группами крови?
11.Какие антитела в сыворотке крови у людей с различными группами крови?
12.Какую функцию выполняют HLA антигены?
- решение ситуационных задач:
Задача № 1.
В лаборатории при определении группы крови пациента с помощью стандартных сывороток (анти-А, анти-В, анти-А-анти-В) реакция агглютинации произошла при добавлении в образцы крови сывороток анти-В и анти-А-анти-В, при добавлении сыворотки анти-А в образец крови реакции агглютинации не обнаружено.
1) Какая группа крови у обследуемого пациента?
2) Какие еще иммунные системы крови Вы знаете?
Задача № 2.
У здоровых родителей родился ребенок с резус-конфликтом.
1) В результате чего могла возникнуть подобная ситуация?
2) В чем заключается обоснование данного феномена?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Расы человека и их классификация. Расовое многообразие человека», см. методические указания для обучающихся № 15 к внеаудиторной работе)..
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
По теме занятия подготовить рефераты:
1. Признаки с дискретной изменчивостью – система АВ0.
2. Признаки с дискретной изменчивостью – система Rhesus.
3. Признаки с дискретной изменчивостью – система тканевой совместимости HLA.
4. Признаки с дискретной изменчивостью – системы сывороточных белков и ферментов.
Занятие № 15
Тема: «Расы человека и их классификация. Расовое многообразие человека».Понятие расы.Принципы расовых классификаций. Варианты классификаций (И. Деникер, В. Джиуффрид-Руджери, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский и М.Г. Левин, В.В. Бунак). Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм. Расы, расизм и социал-дарвинизм. Расовые признаки и их свойства. Раса, религия, язык и тип хозяйства. История рас. Изоляция, метисация, Автогенетические процессы и половой отбор. Концепции расоведения: типологическая, популяционная, историческая концепция. Большие расы. Малые расы. Морфологическое описание рас. Современное распространение антропологических типов.
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы.Тема посвящена проблеме расового разнообразия современного человека. Студенты знакомятся с критериями расы, признаками и подходами, на основании которых строятся расовые системы. Подчеркивается, что биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Рассматриваются факторы расообразовательного процесса (адаптация, изоляция, метисация и автогенетические популяционные процессы). Знание этих проблем позволяет критически обсудить понятие т.н. "чистых" и "смешанных" рас человека, уяснить, что между расами человека существует значительное количество плавных переходов, в связи с чем популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов.
4. Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
- учебная:знать характерные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения, научные основы критики расизма и национализма; уметь дать характеристику больших рас по морфологическим признакам; применять на практике измерительные признаки при определении расовой принадлежности индивида; показать на географической карте мира регион проживания представителей больших и малых рас; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользоваться научной литературой; владеть самостоятельной работой с учебной литературой; навыками использования современных информационных технологий и ресурсов сети Интернет.
5. План изучения темы: