Глава I. Ориентация. Место человека в мире по данным иврита
Настоящая работа является попыткой осмысления системы первичных корней иврита в аспекте ориентации. Безусловно, древний язык давал в распоряжение человека выработанный его народом опыт жизни. Таким образом данные языка иврит станут объектом рассмотрения историографии, изучающей глобальные гуманитарные проблемы.
Древние культуры закрепили навыки ориентации людей в пространстве и времени. Позже настало время сакральной ориентации, построения систем социальной и идеологической ориентации.
Общеизвестно, что язык сохраняет свои древнейшие состояния в свернутом виде. Однако любой язык не лавка древностей.
Он представляет собой некую саморазвивающуюся систему, подобную росту друзы кристаллов из первичного атома, обладающего энергией распространения, но если природный кристалл имеет совершенную, якобы замышленную и законченную форму, кристалл языка не знает окончания роста, его исходная форма не проглядывает в его центре, хотя все последующие формы, насаженные на предыдущие, возможно выявить с помощью изощренного анализа. Данные иврита для такого исследования воистину бесценны.
Прежде чем окинуть взглядом и мыслью бесконечное пространство, человек подробно изучил и освоил свое местопребывание - стоянку, пещеру, шалаш, а еще раньше - самого себя. И здесь он открыл самое важное: симметрию тела, линейность тел, кругообразность корпуса, и это было наглядное пособие по геометрии. Он считал пальцы на руках и ногах, прибавлял, отнимал, делил, умножал, переходил на клубни, овец, рыб и овладел математикой в объеме начальной школы. И все эти знания зафиксировались в понятиях - словах.
Благоустроенный мир был отражен в первичном языке как увеличенное тело человека. Понятия: зуб, глаз, глотка, бок, утроба и т.д. были перенесены на природу. И, конечно, всему начало - голова.
" " - "Во главе", "В начале".
Начало "Торы" - это начало времен, точка отсчета истории и место распространения всего сущего и живого.И все, что изложено в Книге Книг, запечатлено в каждом ее слове. Сердцевина любого слова, суть его значения и семантическое ядро - его корень. Приставки и суффиксы лишь упрочняют это значение. От корня прорастает почкованием группа родственных корней. Эта живая структура своей макросхемой дублирует микроразвитие в человеческом представлении: верх - низ, право - лево, центр - окружение, начало - конец и т.д.
Итак в гнездах корней отобразились малое и большое пространства, анатомия (и физиология) человека, его предпочтения и "отвращения", устройство рода, родня, друзья и враги, окружающий ландшафт, движение небесных светил, страны света, ветры, потоки, горы, пропасти, моря, пустыни…
В этих языковых построениях размещены земля и небо, камни и песок, животные и растения, и люди! Их всех объединяет человеческий разум и чувство.
Язык - воплощенная мысль, но не плоский силлогизм, а величественный дворец ощущений и представлений. По этому плану создавалась вторая природа: дом, храм, стан, алтарь, город, осударство. По той же схеме кроилась одежда, сплетались украшения, стриглась прическа. Мир един в нашей мысли и в нашем слове!
Все народы выявляют в лексике ориентацию по сторонам света, но лишь иврит показывает нам первые кванты полученной и сохраненной навеки объективной информации. Лингвистические наработки подтверждаются ныне всеми видами источников: иконографическими, литературными, археологическими, историческими, этнографическими. Здесь не последнее слово должна сказать антропология, психология, философия, эстетика. Даже математика, кибернетика, системология и архитектоника и, вероятно, - каббалистика и талмудическое знание. Ориентация отражена в категориях мышления и закрепилась в корнесловах. Это позволит изучить "на корню" архетипы сознания человечества.
Николай Рерих писал: "Центры Космоса равны центрам человека. Человек имеет в себе все проявления Космоса… Он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе." ("Беспредельность" с.200. 1930).
Для нас же, изучающих простейшие пракорни иврита, это дошедшие до нас древнейшие звуковые знаки, состоящие из единственной согласной с огласующей (на письме) добавочной буквой, обозначают один из таких центров человеческого тела:
( ) - рот, ( ) - спина \ нутро,
- рука, - живое дыхание,
- носовое отверстие, - семя человека,
- глаз, - влага во рту,
- дар (новорожденный), - телесный знак.
Другие центры обозначаются производными от простейших корней. Они обнаруживают изначальную симметрию:
.................. - вода -......................... - море, собрание вод
...................... - достаточно -.......................... - рука
..................... - рот -........................ - вкусно
...................... - слюна -........................ - плевать
..................... - дар - .......................... - имеется, есть
Маркированные - согласные образуют названия родства и центров рода (или социальных частей рода): - отец, отцы,
- мать, матери, - брат, братья
(также родовой очаг),
- бог,
- мы, - я,
- человек во гневе, - костер, - огонь, - человек,
- родовой знак, - ты, женщина.
Симметричные образования с - передают важнейшие глаголы: - идти, прийти, - стоять, возвышаться, - парить, взлетать, - ослабеть, - выходить изнутри, - извергать, - отдельное место для укрытия.
Так мы наблюдаем образование от важнейших частей тела терминов родства и социальной организации, а затем важнейших глаголов, передающих перемещение человека в пространстве.
Теперь пронаблюдаем возникновение древнейших названий ориентации по сторонам света. Само название "ориентация" возникло от латинского слова "oriens" - восход солнца, росток. Оно сродни слову "hor" - день, свет, греческому " " - светлое время, "яркий".
В иврите этому древнему корню соответствует - "ор" - свет.
"И стал свет… И назвал Господь свет днем."
Так восход стал и "маркированным" направлением, первообозначенной стороной света. На севере была важнейшая гора, не затопленная морем потопа - Арарат " " - hap.
Юг - - "даром" - метатеза. - спать (полуденный отдых, сон, когда ссолнце на юге).
Запад - - "маарав", от - закат, также метатеза. (раба) ложиться, спать. Но эти характеристики накладываются и корни, производные от : - нетерпимый, изнуренный - юг, - тёмный, слепой - запад.
Со странами света ассоциированны животные, птицы, деревья, чьи названия были произведены от тех же корней:
......... - свет, - лев, - сосна, - целебная трава. . - вечер, запад, темнота, - ворон (зловещий), - ива (тенистая), - пустыня (поросшая кустарником).
Интересно, что название Бога: ( - элиос) служило базой для образования&
названий растений: - дерево, -фисташка, и животных - баран, овен, - газель,
тело, сила, - олень.
Обозначение и название сторон света - длительный исторический процесс. В культурной истории каждого народа складывалось несколько таких систем. Мы уклоняемся от их рассмотрения, ибо это сугубо феноменологический аспект темы "Ориентация". Нас интересуют названия сторон света с точки зрения семантики и этимологии.
Юг: 1) - "даром" - лат. dormi, англ. dream - ддрема – полуденный отдых, сон, отдых, когда солнце на юге, ср. греч. - круг, орбита, конец, верх, высшая грааница, - тяжелое, гибельное время. 2) - "сухость" - пустыня к югу от Кнаана. - "правый", отсюда - справа, на юге.
Север: , , , - быть скрытным, сдержанным.
Восток: - от - сиять, светить, - передний, древний.
Запад: - от - вечер, закат, - море - слева от севера,
- от - кружить, завершение круга.
Основные особенности стран света:
Север - белый: - - белый - Ливан.
Юг: - красный, Эдом, Идумея.
Запад: черный: "Отдели скотину черную" ("Берешит" 30:32) –
в жертву подземному миру, царству тьмы, заката, запада /«Чёрная земля» – дельта Нила,
«плен Египетский».
Восток – золото: "Всю землю Хавила, где золото"(«Берешит»2:11).
Построим схему ориентации, воплощенную в иврите. Учтем, что движение солнца на запад и его закат считались направлением гибельным, запад считался страной мрака, смерти, черноты.
Отсюда - движение по винтовой лестнице Храма (и в Вавилоне) наверх справа - налево, на восток лицом. Итак. Свет, восход, восток - начальная точка отсчета - свет. "И увидел Господь, что свет хорош". Свет = добро. Зло - - это страна ночи, заката - запад.
Юг - сторона, откуда Солнце с высоты взирает на мир, - видеть (бог солнца - Ра).
Север - темный, слепой - от - возбужденный, неспящий, находящийся в темноте, враждебный ( - враг). Вот эта матрица:
................Юг.. / / ...Восток
зрение, видение свет, добро
Запад.. / / ...Север
тьма, зло слепой, враг
Итак, перед нами две стороны: светлая Ю - В темная З - С
Обнаружилось, что в духовном, "мысленном" мире движение не "посолонь", а в "добром" направлении - против хода светила, не с востока на юг - запад, а ночное, невидимое, "подземное", мыслимое движение - с запада через север и юг - на восток:
И над этой орбитой иозвышается Тора от земли до неба. , а под землей - - провал, рот, пасть, mundi - лат. - мир\глотка.
Таким мы видим изображение мира на бронзовой модели печени из Этрурии, где была ориентация по 8 сторонам света, гора и впадина.
Подобную ориентацию демонстрировали в своих ритуалах древние египтяне.
Человек, вселенная и время - воплощены в ивритской системе корней.
"В грядущем да укоренится Яаков." ("Иешиягу" 27:6).
Модель мира существует в сознании каждого народа, населения каждого самого маленького поселка, города, стойбища.
Она накладывает на суету повседневой жизни рамки и правила ориентации.
Это прежде всего ориентация вертикальная: высота - низменность - впадина.
Не менее важна для людей и ориентация по странам света, которая чаще используется в повседневной жизни и отражается в духовной жизни общества, в различных "священных" действиях. "Модель мира является вместе с тем программой поведения для личности и коллектива, т. к. она представляет набор операций, служащих для воздействия на мир, правила их использования и мотивировку" (Иванов В.В., Топоров В.Н. "Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период)., М 1965).
Такая модель воплощается во многих знаках культуры и, главное, - в языке, в словах, понятиях. Это осмысление действительности и есть исходное мировоззрение.
Семиотика корней - учение о первичных знаках - позволяет видеть организацию мира в сознании людей в пространстве, времени и социальном устройстве общества.
Цель данной работы - с помощью сравнительно-исторического анализа выявить в древнейших корнях иврита основы древней ориентационной системы. Это дает возможность обогатить антропологию знанием о первых шагах человечества.
Мы стремимся осмыслить данные иврита о пространстве, светилах, рельефе, источниках воды, пустынях и горах. Все это нужно было, чтобы правильно расположиться и выжить на своей земле. Это стремление выработало систему отношений в народе, ориентацию по странам света, а также ритуалы и правила общения с Богом. Система сакральной жизни позволила закрепить и сохранить выработанные знания, умения и н авыки.
Письмо с помощью звукового алфавита сохранило эти достижения для нас, Тора дала возможность реализовать их в четких и образных выражениях. Так древняя жизнь сохранилась в Книге Книг, а истоки ее - в корнях иврита.
Свое мировоззрение, т.е. знания о мире, народ создал из наблюдений над космосом, которые отражались в устройстве алтарей, святилищ, храмов и священнодействий. По тому же образцу устраивались привалы и станы в пути, поселки, города, государства как столицы, дворцы правителей и взаимоотношения с соседями.
Знание соединилось с традицией, позволившей народу сохраниться и выжить. Мир отражал космос и был един в сознании каждого. "Космологическая модель служит средством соотнесения всеобщих мировых закономерностей с пространственно-временными характеристиками мироздания" ("Буддийский взгляд на мир." Спб. 1994, с.148).
Таким образом язык с помощью оппозиций своих знаков,в данном случае - первичных односоставных корней делает это мироздание ощутимым, зримым и понятным. "Такая зрительно-наглядная развертка космологии служит в свою очередь системой координат для внутренней организации ритуала, как ведущей формы духовной деятельности и для религиозного мышления вообще." (там же).