Высокий уровень энергии

1. Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшими?

2. Ясные и блестящие ли у вас глаза?

3. Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?

4. С оптимизмом ли вы ждете следующий день?

5. Нравится ли вам состояние покоя?

6. Грациозно ли вы двигаетесь?

Если на большинство вопросов вы ответили по­ложительно — у вас высокий уровень энергии.

Эта книга имеет целью помочь вам в понимании своего тела, как внешнего проявления, духа. Нуж­но не только понять, но и прочувствовать. В сле­дующих главах мы изучим факторы, которые влия­ют на ваше энергетическое состояние. Вы изучите Упражнения, которые позволят вам оживить тело и придать грацию вашим движениям.

Глава 3 Дыхание

Право быть собой реализуется с нашим первым вдохом. Насколько сильно мы ощущаем это право, можно увидеть по нашему дыханию. Если бы мы все дышали таким же естественным образом, как животные, уровень нашей энергии был бы высок, и мы бы редко страдали от хронической усталости или депрессии. Однако большинство людей нашей культуры дышат неглубоко и имеют склонность за­держивать выдох. И, что хуже всего, они даже не подозревают о том, что у них есть проблемы с ды­ханием. Зато они стремительно несутся по жизни, задерживаясь иногда, чтобы сказать друг другу, что "едва успевают глотнуть воздуха".

Большинство существующих сегодня программ тренировок подчеркивают необходимость глубоко­го дыхания. Дыхательные упражнения с давних времен являются интегральной частью йоги. Одна­ко рекомендованные разными школами дыхатель­ные упражнения, несмотря на свою огромную цен­ность, не содержат объяснения, почему у людей существуют такие проблемы с правильным, есте­ственным дыханием. Этой проблемой мы и займемся в данной главе. Мы должны вначале понять дина­мику дыхания.

Как все мы знаем, дыхание доставляет тканям кислород для поддержания метаболизма. К сожа­лению, организм не сохраняет кислород в каких-либо значительных количествах, поэтому, когда дыхание прекращается больше, чем на несколько минут, наступает смерть. (В отличие от дыхания без воды можно прожить несколько дней, а без пищи — несколько месяцев.) Таким образом, ды­хание не является просто механическим процес­сом. Это один из аспектов глубокого телесного ритма расширения и сжатия, который находит свое выражение также в пульсации сердца. Более того, оно является выражением духовности тела. Биб­лия говорит, что сотворяя человека, Бог взял ку­сок глины и вдохнул в него жизнь. Идея, что воз­дух содержит некую силу, необходимую для жизни, является важным элементом философии индуиз­ма, в которой ее называют "праной". Такой жиз­ненной силой является кислород, который спосо­бен заставить мертвую субстанцию, такую, как дерево, гореть. Подобную способность кислород проявляет и в живых организмах.

Дыхание имеет непосредственную связь с состо­янием возбуждения. Когда мы расслаблены и спо­койны, наше дыхание свободное и спокойное. В состоянии сильного эмоционального возбуждения дыхание становится быстрым и интенсивным. В состоянии страха мы дышим резко и задерживаем дыхание. В состоянии напряжения наше дыхание становится поверхностным. Справедливо также и обратное утверждение: глубокое дыхание успокаи­вает тело.

Впервые я отметил связь между напряжением и дыханием, когда, будучи кандидатом в корпус обу­чения резерва, стрелял из карабина в тире. Не­смотря на мои старания, пули не попадали в центр мишени. Наблюдая за мной, инструктор посове­товал мне сделать три глубоких вдоха и выдоха и нажать на спуск на третьем выдохе. Он также ска­зал, что если я буду задерживать дыхание во время стрельбы, то мое тело будет напряжено и рука будет дрожать. Он был прав, что я и подтвердил своим следующим выстрелом. Этот случай я хоро­шо запомнил, но я не применял в жизни это от­крытие вплоть до времени своего лечения у Виль­гельма Райха. Терапия у него наглядно дала мне понять, как часто я задерживаю дыхание. Я мог бороться с этой тенденцией, концентрируя внима­ние на дыхании. Полезность этой концентрации я мог отметить не один раз во время лечения у сто­матолога. Когда я лежу на зубоврачебном кресле, я концентрируюсь на свободном и глубоком дыха­нии, стараясь одновременно максимально рассла­биться. Если дантист не сверлит в сверхчувстви­тельном месте, боль легко переносится и нет нужды в новокаине. В течение нескольких последующих лет после терапии у Райха я работал над своим дыханием, все сильнее осознавая его, а также вы­полнял биоэнергетические дыхательные упражне­ния, с которыми мы встретимся в этой главе. Эти упражнения отличаются от обычных дыхательных упражнений тем, что они вырабатывают навык ес­тественного дыхания, независимо от нашей волн. Я не нахожу слов, чтобы полностью выразить, ка­кие благие последствия принесла мне эта работа. Она положительно повлияла на мое здоровье, ук­репила меня, а также позволила вести себя более свободно и естественно во всех стрессовых ситуа­циях. Она бесценна во время публичных выступ­лений, гак как позволяет мне избегать напряже­ния, связанного с выступлениями перед большим количеством людей.

Важно, чтобы мы осознавали свое дыхание и об­ращали внимание на то, дышим мы носом, ртом или задерживаем дыхание. Важным указанием на это является вздох, так как это реакция организма на задержку дыхания. Нормальное дыхание слы­шимо, и лучше всею оно слышно во время сна. Люди, которые дышат почти бесшумно, серьезно вредят своему дыханию.

В отличие от вздохов, функция которых — вы­пускание воздуха, при позевывании воздух втяги­вается в легкие. Зевание — это признак усталости или сонливости, оно возникает, когда запасы энер­гии требуют пополнения. Иногда это признак ску­ки. В стимулирующих и возбуждающих ситуациях дыхание усиливается, а энергия возрастает. Есте­ственное дыхание, как дышит ребенок или животное, вовлекает в эту работу все тело, хотя не все его части работают активно, но на каждую из них влияют дыхательные волны, проходящие по телу. Когда мы втягиваем воздух, энергия берет начало в глубине брюшной полости и поднимается вверх, к голове. Во время выдоха волна перемещается от головы в направлении стоп. Эти волны легко мож­но увидеть, также как и помехи процессу дыха­ния. Частой помехой является задержка волны на уровне пупка или таза. Это не позволяет вовлечь таз и брюшную полость в процесс дыхания и при­водит к поверхностному дыханию. Глубокое дыха­ние вовлекает нижнюю часть брюшной полости, которая выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе. Это может казаться несколько ошибочным, гак как воздух никогда фактически не попадает в брюшную полость. Тем не менее, во время глубо­кого брюшного дыхания расширение нижней части брюшной полости позволяет нижним отделам лег­ких легче и полнее расширяться, что углубляет Дыхание. Все маленькие дети дышат именно таким образом.

При поверхностном дыхании дыхательные дви­жения не выходят за пределы грудной клетки и диафрагмы. Движения диафрагмы вниз ограниче­ны, что вынуждает легкие расширяться наружу. Это вызывает излишнее напряжение организма, так как расширение грудной клетки, заключенной в жесткий каркас ребер, требует больше энергии, чем расширение брюшной полости. Почему этот спо­соб дыхания, требующий больших энергетических затрат при более низком насыщении организма кислородом, встречается чаще? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как связаны меж­ду собой дыхание и чувства.

Глубоко дышать - означает глубоко чувство­вать. Если мы глубоко дышим животом, эта об­ласть оживает. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с живо­том. Одним из этих чувств является 1русть, так как живот принимает участие в глубоком плаче. Этот вид плача можно назвать "плач животом". Основа такого плача — глубокая печаль, которая во многих случаях граничит с отчаянием Дети рано понимают, что посредством втягивания и напря­жения живота можно избежать проявления болез­ненных чувств грусти и печали.

Иметь плоский живот может казаться эстетич­ным и модным. Чтобы подчеркнуть свою молодость, манекенщицы в журналах обычно позируют с втя­нутыми, плоскими животами. Но плоский живот указывает также на недостаточную полноту жиз­ни. Когда мы определяем нечто как плоское, мы имеем в виду, что эта вещь не имеет вкуса, цвета п оригинальности. У меня часто была возможность слышать из уст особ с плоскими животами жалобы па внутреннюю пустоту. Отсутствие чувствительности в этой части тела означает также недостаток великолепного сексуального чувства тепла и ра­створения в районе таза. У таких людей сексуаль­ное возбуждение ограничено, главным образом, гениталиями. Эта проблема является следствием сдерживания сексуальных чувств в детстве. Нада­вив на живот кулаком, мы не почувствуем сопро­тивления, как если бы в нижней части живота была дыра; однако, если живот большой и круглый, та­кой дыры мы не почувствуем. В этих случаях необ­ходимо склонить этого человека к глубокому ды­ханию животом, чтобы вернуть ему жизнь и чувствительность в эту область тела. Даже если человек осознает, что он дышит неглубоко, ему необходимы специальные упражнения, активизи­рующие такое дыхание. Можно, например, посо­ветовать ему дышать, сопротивляясь давлению ла­дони на живот. В лечении эмфиземы легких используется метод, когда пациенту предлагают ды­шать, пересиливая вес грузика, помещенного у него па животе, поднимая его силой вдоха и позволяя ему медленно опускаться во время выдоха. Другой метод открыть дыхание состоит в том, чтобы лечь на пол, подложить под шею свернутое одеяло, со­гнуть колени, ягодицы сильно прижать к полу. (Полное описание этих упражнений и иллюстра­ции к ним вы можете найти в книге A. Lowen "The Way to Vibrant Health" New York, 1977.) Какой бы метод мы не использовали для того, чтобы углу­бить дыхание и почувствовать его в глубине таза, в результате проявляется чувство печали и сексу­альность. Если мы сможем принять эти чувства — 'I особенно если сможем глубоко расплакаться — вес тело радостно оживет. Я был свидетелем того, как этого достигли многие мои пациенты.

О том, как велико значение пустоты или полно­ты живота, я убедился из следующего наблюдения. Наша сука породы колли несколько лет тому назад родила 14 щенков. Четверо последних родились мертвыми, так как роды длились слишком долго. Но десять щенков — это все равно больше, чем сука может выкормить одновременно. Вскоре мы поняли, что все молоко попадает к самым силь­ным щенкам, и что слабейшие скоро погибнут. Призванный на помощь ветеринар посоветовал допускать к груди сначала слабых щенков, тогда они насытятся. Сильные и так смогут высосать до­статочно молока, чтобы утолить голод. Но как мы могли различить, какие из них были сильнейши­ми или слабейшими? Мы решили ощупывать их животики. Те, чьи животики были полные на ощупь, попадали в одну корзинку, а тех, животы которых при ощупывании казались пустыми, мы клали в другую корзинку. Этих последних мы пус­кали кормить первыми. Таким образом все десять щенков выжили и выросли здоровыми псами.

При других заболеваниях дыхания грудная клетка движется мало, дыхание главным образом диафрагмальное, с некоторым расширением брюшной полости. В этом случае грудная клетка слишком раздута, временами настолько, что напоминает на вид бочку. Такой внешний вид может показаться мужественным, но приводит к эмфиземе. Посто­янное слишком сильное наполнение воздухом груд­ной клетки растягивает и надрывает нежную ткань легких, в результате чего кислорода в кровь посту­пает недостаточно, несмотря на болезненные уси­лия вдохнуть побольше воздуха. Даже если такое состояние имеет менее выраженную форму, это создает опасность для здоровья, так как неподвижность грудной клетки является большой нагрузкой для сердца.

Самый значительный опыт, связанный с дыха­нием, я получил во время моего первого сеанса у Вильгельма Райха. Во время своей психоаналити­ческой практики Райх заметил, что когда пациент воздерживается от выражения какой-либо мысли или чувства, он задерживает дыхание. Это была форма сопротивления, но Райх, вместо того, чтобы направлять внимание пациента на это сопротивле­ние, советовал ему лишь свободно дышать. Как только пациент освобождал свое дыхание, он ста­новился разговорчивым и освобождал свои мысли и чувства. Отметив эту закономерность, Райх скон­центрировался на дыхании, лежащем в основе со­знательного и бессознательного сопротивления, которое строит пациент.

Во время моего первого сеанса у Райха я лежал на кушетке в одних шортах, чтобы он мог наблю­дать за моим дыханием. Райх ограничился тем, что велел мне дышать. Мне казалось, что я исполняю это, но через 10 минут Райх заметил: "Лоуэн, вы не дышите!" Я ответил, что дышу, и что в против­ном случае я был бы мертв. Он ответил: "Но ваша грудная клетка не движется!" Он попросил меня, чтобы я положил руку на его грудь и посмотрел, как она поднимается и опускается с каждым вдо­хом и выдохом. Я заметил, что моя грудная клетка движется намного слабее, чем у него, и решил мо­билизовать ее, чтобы она двигалась в ритме моих вдохов и выдохов. Я делал это в течение несколь­ких минут, дыша ртом. В это время Райх попро­сил, чтобы я открыл глаза. Когда я открыл их, из моей груди вырвался крик. Я услышал этот крик, но он показался мне чужим. Я не чувствовал страха, я был просто удивлен. Райх приказал мне за­молчать, чтобы не мешать соседям, и я замолчал Я снова начал дышать ртом, и через минут десять Райх снова попросил меня открыть глаза. Еще раз у меня вырвался крик, и снова я услышал его как бы снаружи, словно у меня с ним не было ничего общего. Когда я покинул кабинет Райха, то понял, что у меня есть какая-то важная проблема, о кото­рой я не знаю. Я понял также, что свободное, глу­бокое дыхание помогает достичь подавленных чувств и освободить их.

Райх посвятил следующие терапевтические се­ансы глубокому дыханию, попросив меня заранее сказать ему о своих негативных мыслях и чувствах по отношению к нему. Так он хотел раскрыть от­рицательный перенос, для того, чтобы отметить, проанализировать и исключить его. После вступи­тельной беседы я ложился на кушетку и дышал. Когда какая-либо мысль казалась мне важной, я делился ею с Райхом. Однако важнее всего было отдаться естественному дыханию. Когда я делал что-то, чтобы углубить дыхание, Райх говорил: "Не делай этого, позволь, чтобы это происходило само по себе." Вначале это заставляло меня ошибаться, поскольку я старался исполнить его инструкции как можно лучше. Конечно, ничего драматическо­го не произошло. Посредством сознательного ды­хания я неосознанно контролировал освобождение своих чувств. Первый сеанс убедил меня, однако, что подход Райха был верным. Таким образом я продолжал терапию, стараясь, чтобы мое дыхание стало естественным.

В течение первого месяца терапии я регулярно ощущал парестезии (чувство ползания мурашек по ногам и рукам), что было следствием гипервентиляции. Несколько раз случались болезненные по­щипывания и мышечные спазмы. Руки в это вре­мя казались мне когтями птицы, и я не мог двигать пальцами. Райх заверил меня, что ого пройдет, когда мое дыхание выровняется. Действительно, так и случилось.

У большинства из пас симптомы гипервентиля­ции возникают, если мы начинаем глубоко дышать, лежа без движения. Физиологически это можно объяснить тем, что такого рода дыхание слишком понижает уровень углекислого газа в крови, что приводит к такой реакции. С этим можно спра­виться, дыша в бумажный пакет, ибо в этом слу­чае часть окиси углерода снова абсорбируется. По мере хода терапии я перестал чувствовать симпто­мы гипервентиляции после глубокого и свободно­го дыхания. Я понял, что понятие "гипер" являет­ся сравнительным по отношению к прежней глубине дыхания. Другими словами, симптомы ги­первентиляции появляются, если мы начнем ды­шать глубже, чем мы привыкли. Как только орга­низм привыкает к глубокому дыханию, такая "гипервентиляция" перестает быть "гипер".

Эти симптомы можно также объяснить тем, что дыхание заряжает тело энергией. Если тело дан­ного человека привыкло к некоторому уровню энер­гии или возбуждения, то оно будет заряжено бо­лее, чем нужно, что проявляется в болезненном состоянии. Если этот повышенный заряд не будет разряжен, то тело сожмется, и появятся описан­ные выше симптомы. Когда человек сможет пере­носить высокий заряд энергии, тело будет чувство­вать себя живее. Именно это и случилось со мной, когда я расслабился во время терапии у Райха. С симптомами гипервентиляции можно также справиться или уменьшить их, нанося удары по кушет­ке или делая другую, достаточно исчерпывающую работу для того, чтобы израсходовать лишнюю энер­гию.

Во время моей собственной терапии, когда я про­должал работу над дыханием и отпускал свое тело, случились два следующих драматических проис­шествия. Однажды, когда я, отдыхая, лежал на тренировочном мате, что-то двинулось во мне, колебля мое тело, пока я не встал. Минуту я стоял неподвижно, а затем начал колотить мат кулака­ми. Когда я это делал, я увидел лицо своего отца. Я знал, что бью его за то, что он шлепнул меня — событие, которое я совсем не помнил. Когда через какое-то время после этого я встретился с отцом, я спросил его, ударил ли он меня когда-либо. Он признался, что сделал это один раз, когда я заста­вил нервничать мать, вернувшись слишком поздно домой со двора.

То, как я спонтанно поднялся с мата, удивило меня. В отличие от моего первого сеанса у Райха, когда я кричал, не чувствуя никакого страха, на этот раз я ощущал полную силу своего гнева. Надо понимать, что пи один из моих поступков не был выполнен сознательно. Нечто на более высоком уровне — на уровне бессознательного, как назвал его Фрейд - приказало мне так сделать.

Идея действия без участия сознания является центральным понятием в практике и философии дзен. Евгений Харригел, описывая свои упражне­ния дзен в мастерстве стрельбы из лука, пишет: "Нужно дойти до точки, когда сам не выпускаешь стрелу, но нечто делает это за тебя." (Eugene Harrigel "Zen and the Art of Archery" New York, 1971.) Нечто подобное действует в нас, либо посредством нас, но не принимается как сознание. Это определенного рода сила, по такая, которая, по-видимому, обладает своим собственным созна­нием, более глубоким и широким, чем наше обыч­ное сознание. Если нам необходимо дать ей опре­деление, то можно назвать ее духом, живущим в нас, который мобилизует нас к действию.

Другими словами, опыт духовности тела зави­сит не от действия, а от чувства силы внутри себя, которая больше, чем сознательное Я.

Второй поворотный пункт в моей терапии на­ступил некоторое время спустя. Во время одного из сеансов, когда я лежал па топчане и отдыхал, у меня было ясное впечатление, что я близок к тому, чтобы увидеть картину на потолке. Во время не­скольких следующих сеансов это чувство усили­лось. Потом эта картина появилась. Я увидел лицо моей матери, смотрящее на меня свысока, в гневе. Я ощутил себя в семимесячном возрасте, лежащим в коляске перед домом. Перед этим я плакал о маме, по мой плач, вероятно, отвлек ее от какого-то за­нятия. Когда она вышла ко мне, у нее было такое холодное и суровое выражение лица, что я замер. Я понял, что крик, который я в то время не выда­вил из себя, был тем криком, который я издал во время своего первого сеанса у Райха. Он все еще пребывал в моем горле, которое было гак зажато, что я не мог ни крикнуть, ни глотнуть. Много лет позднее, во время рабочего семинара, который я проводил, случилось нечто, что помогло мне это понять. Один из участников предложил, чтобы мы поработали над моим телом для того, чтобы рас­слабить некоторые мои напряжения. Я согласил­ся. Я лежал на полу, а две женщины работали од­новременно над моим телом. Одна занялась моим зажатым горлом, а другая стопами, то есть двумя областями, где напряжение было наибольшим. Я помню, что чувствовал себя беспомощным, и в этот момент почувствовал в горле острую боль, как будто кто-то мне его перерезал. Я понял, что моя мать психически подрезала мне горло, так что мне трудно было говорить или плакать.

Этот крик вырвался, когда я возбудил свою грудь дыханием. Крик застрял в моем горле, но в моей груди осталась боль из-за злости на мать. Именно эта боль разбитого сердца, потери любви мамы была тем, что я должен был подавить в себе, чтобы вы­жить, так как когда я боролся криком и плачем, требуя груди, это обернулось против меня. Мне удалось приглушить эту боль, напрягая грудную клетку, но следствием этого был огромный стресс, отрицательно влияющий на сердце. Я жил в бес­сознательном страхе, что меня покинут, or которо­го мог освободиться, только посмотрев в глаза стра­ху и оплакав свою потерю.

Не все разделяют этот взгляд, по торможение чувств заставляет человека бояться. Он становит­ся, как говорится, скелетом в шкафу, на который мы боимся взглянуть. Чем дольше это чувство скры­вается, тем больше мы его боимся. Во время тера­пии мы понимаем, что когда двери шкафа будут открыты, то есть когда приглушенные чувства бу­дут освобождены, они безусловно окажутся менее ужасными, чем мы ожидали. Одним из преиму­ществ является то, что мы уже не беспомощные дети. У большинства из нас достаточно развитое сильное эго, способное справляться с чувствами, в то время как у ребенка такого эго не было. Однако силу эго нельзя использовать, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они неосознанны. Подавленные чувства подобны теням в ночи, — наше воображение делает их все более устрашающими, пока они не превращаются в при­видения.

Если вы склонны подавлять свои чувства, если вы не можете выплакаться, то, вероятнее всего, у вас будут нарушения дыхания. И если вы задер­живаете в себе чувства, то и грудная клетка будет задерживать в себе воздух. И она, вероятно, будем раздута. Женщины более свободны в выражении чувств, чем мужчины: плач приходит к ним легче, и в результате их дыхание более свободно, у них реже появляются сердечные недомогания, и они живут дольше. Это не значит, что у них нет эмоциональных проблем, или что их дыхание пол­ностью естественно. Женщины, которые берут за образец для подражания такие мужские ценности, как твердость и спортивность, а также сдержива­ние своих чувств, подвергаются той же опаснос­ти, что и мужчины, и у них также может быть раздутая грудная клетка. Особенно податливы к этому курильщики обоего пола. Курение создает впечатление дыхания, не доставляя, однако, орга­низму достаточно кислорода, который мог бы про­будить болезненные чувства.

В интересах собственного здоровья важно, что­бы мы осознали свой стиль дыхания. В этом может помочь упражнение, приведенное ниже. Оно дол­жно также помочь углубить дыхание. Сначала об­ратите внимание на размеры своей грудной клетки и посмотрите, глубоко ли вы втягиваете воздух и надолго ли вы его задерживаете. Если это так, то у вас могут быть не только проблемы с полным вды­ханием воздуха, но и с выражением своих чувств.

Упражнение 3.1

В позиции сидя, лучше всего на твердом стуле, произнесите своим обычным голосом "а-а-а", глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по край­ней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием.

Чтобы поправить свое дыхание, повторяйте эго упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но у вас может быть одышка. Ваш организм будет реагировать ин­тенсивным дыханием, чтобы пополнить уро­вень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабиться. Этот процесс может закончиться плачем.

Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Использование го­лоса непрерывным образом требует поддержи­вать непрерывный выдох. Это упражнение бу­дет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже.

В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. Как все естественные функции организма, дыхание про­сто происходит. Когда вы перестаете напрягаться и отдаетесь таинственной силе своего тела, то полу­чаете грацию и здоровье.

А что с людьми, грудные клетки которых сво­бодны и слабо наполнены? Это нормальное состо­яние, если дыхание достигает глубины брюшной полости. В этом случае дыхательная волна проходит через все тело. Часто слабо наполненная груд­ная клетка плоская и узкая, а дыхательные движе­ния выходят за ее пределы. Людям с таким строе­нием вдохнуть труднее, чем выдохнуть. Они не подавляют в себе чувства, но отделяют себя от них. Это особенно касается чувств, исходящих из глуби­ны брюшной полости, таких, как грусть, отчаяние и желание. Травмы, которые эти люди получили в раннем периоде жизни, были очень болезненными. Их желание контакта не просто подавлялось время от времени, оно было полностью поглощено, что привело их к чувству, что у них нет права на радость и самореализацию. Отсюда их глубокое отчаяние.

У детей желание близкого контакта чаще всего принимает форму желания сосать грудь матери. Если использовать опыт моих пациентов в каче­стве примера, то исполнение этого желания часто сводится на нет. Только небольшой процент взрос­лых людей может правильно сосать. Взрослый че­ловек, вкладывая большой палец в рот, будет, ве­роятнее всего, легко сосать его губами. Новорожденный ребенок или животное будет со­сать всем ртом, прижимая сосок языком к небу, в то время как горло открывается, создавая давле­ние, и новорожденный может вытянуть из груди максимальное количество пищи. В то же время Дети, которых кормят из бутылки, сосут в основ­ном губами. Большую часть работы за них выпол­няет сила гравитации. Таким образом, сосание пищи из груди является более активной и агрес­сивной формой действия.

Врач-педиатр Маргарет Риббли в своей книге "Права новорожденного" (Margaritha Ribble "The Rights of Infants" , New York, 1965), ясно показала явную связь между сосанием и дыханием. Доктор Риббли утверждает, что если новорожденный ото­рван от груди рано, в течение первого года жизни, его дыхание становится поверхностным и нерегу­лярным. Новорожденный переживает потерю гру­ди как потерю своего мира. Он переживает огром­ную беду и плач тут редко помогает. Так как ребенок не в состоянии получить назад близкую связь с грудью, ему приходится подавлять свое дыхание в попытках избежать боли и тоски. Груд­ные дети делают это обычно посредством напря­жения мышц горла, и этот навык часто остается во взрослом состоянии, негативно воздействуя на дыхание. Чтобы дышать агрессивно, нужно чувство­вать, как работает горло во время дыхания, подоб­но тому, как грудные дети должны чувствовать дей­ствия своего горла, чтобы агрессивно сосать. Одним из способов активизации мышцы горла является издавание стона во время вдоха. Можно также ис­пользовать это во время выдоха, объединяя со зву­ком на вдохе, как показано в следующем упражне­нии.

Упражнение 3. 2

Примите ту же позицию сидя, что и в пре­дыдущем упражнении. В течение одной мину­ты дышите нормально для того, чтобы рассла­биться. Далее, на выдохе, издайте звук, продолжающийся в течение полного выдоха. Старайтесь издать такой же звук во время вдо­ха. Вначале это может быть трудным, но этого можно добиться, немного поупражнявшись. Чувствуете ли вы, как воздух всасывается внутрь тела? Перед чиханием тело всасывает воздух с расслабляющей силой. Ощущали ли вы это когда-либо?

Я использую это упражнение также для того, чтобы помочь людям расплакаться, когда у них су­ществуют с этим большие проблемы. Посте того, как они издают этот звук в течение трех полных циклов дыхания, я прошу их, чтобы они преврати­ли этот звук на выдохе, в звук "ух, ух" или в звуки глотания, продолжая вокализацию на вдо­хе. Если выдох достаточно глубок, чтобы достичь живота, это часто заканчивается неожиданным плачем. Иногда, когда человек начинает плакать, он говорит, удивляясь: "Но мне не грустно." Эта диссоциация во время доступа к глубочайшим чув­ствам подобна тому переживанию, во время кото­рого я кричал, не ощущая страха.

Обычно в этом случае я говорю пациенту: "Тебе грустно, потому что ты напряжен." Я имею в виду то, что он потерял чувство грации. А так как это можно сказать о нас всех, значит все мы имеем некий повод плакать.

Ничто так не улучшает дыхания, как хороший плач. Плач — наш главный механизм, освобожда­ющий напряжение, и единственный, который дос­тупен грудному ребенку. Мы плачем не только тог­да, когда мы в отчаянии, но также и в момент, когда отчаяние проходит. Мать, у которой погиб ребенок, не плачет в то время, когда она его лихо­радочно ищет, но только лишь тогда, когда его на­ходит. Иногда люди плачут во время оргазма, по­тому что в некотором смысле они находят в себе потерянного ребенка, который когда-то знал чув­ство радости.

Несмотря на то, что плач необходим в случае раздутой грудной клетки, а также очень полезен в случае с грудной клеткой, недостаточно заполнен­ной воздухом, одного его недостаточно для того,

чтобы полностью решить эти проблемы. Для моби­лизации агрессии, необходимой для того, чтобы полностью расширить грудную клетку, нам нужны намного более сильные эмоции. Такой эмоцией является гнев. Человек, огромное желание кото­рого не было реализовано, имее1 достаточный по­вод, чтобы почувствовать гнев, но ему не хватает энергии для того, чтобы возбудить и удержать в себе эмоции на гаком уровне интенсивности, па котором могла бы образоваться достаточная сила. С этой целью я использую упражнения, основан­ные на ударах по кушетке в позиции стоя. В этом упражнении колени должны быть согнуты так, что­бы опора тела была пружинящей. Выполняющий упражнения поднимает кулаки над головой, дер­жа руки на уровне ушей и пытаясь завести их как можно дальше за голову. Локти должны быть слег­ка согнуты. Сущность этого упражнения в дыха­нии. Из этой исходной позиции руки медленно вытягиваются назад три раза, во время как вы­полняющий упражнение дышит как можно глуб­же, наполняя грудную клетку. После третьего силь­ного вдоха наносится удар, с одновременным резким выдохом. В большинстве случаев, если упражне­ние повторяется от 10 до 20 раз, возникает взрыв гнева и удары уже не контролируются волей. Это упражнение может закончиться спонтанным всхли­пыванием, когда гнев будет отреагировал. Эффект во многих случаях поразителен. Заряженное энер­гией тело становится более живым. Один из паци­ентов, у которого было состояние отчаяния и бес­силия, после выполнения этого упражнения, в котором он почувствовал сильный гнев, заметил: "Я никуда не думал, что жизнь может быть так прекрасна."

Сегодня люди больше понимают то, как важно дыхание, чем это было раньше. Это происходит главным образом потому, что люди стали больше заботиться о своем здоровье и поняли позитивные эффекты физических упражнений и дыхания. Од­нако из-за своеобразного запудривания мозгов на­шей культурой, мы поверили, что существуют не­кие техники дыхания. Таким образом, мы хотим научиться правильно дышать. Возникло много ошибочных рекомендаций, касающихся того, что дышать носом полезнее, чем ртом.

Многие люди считают, что необходимо дышать носом, и что рот должен быть закрыт. Эту точку зрения они аргументируют тем, что проходя через нос воздух согревается и фильтруется, что будто бы полезнее для легких. Матери часто требуют от детей, чтобы они держали рот закрытым, за ис­ключением ситуаций, когда они говорят или едят. При этом они критически добавляют: "Что ты де­лаешь, хочешь проглотить муху? Ты выглядишь по-дурацки с открытым ртом." Суть в том, что опу­щенная челюсть придает лицу задумчивое выражение. Но почему нам нужно все время быть внимательными и сконцентрированными? Нужно ли нам все время быть хозяевами ситуации и свое­го поведения? Как мы убедимся в одном из следу­ющих разделов, напряженная челюсть необходима для самоконтроля.

Дыхание носом активизирует верхние дыхатель­ные пути, поднимая уровень ощущений и, особен­но, — обоняния. Увеличивается концентрация внимания. В результате, когда мы дышим носом, лицо приобретает более оживленный вид. Во вре­мя сна, в состоянии пониженной чувствительнос­ти, челюсть отвисает, и мы дышим в основном ртом.

В общем, дыхание носом ограничено периодом спо­койствия и пониженной активности. Когда чело­век занят некой физической работой, требующей усилия, он дышит обычно ртом, так как организм требует больше кислорода. То же самое относится к сильным эмоциональным состояниям, таким, как гнев, страх, грусть и желание. В подобных ситуа­циях закрыть рот и дышать носом — способ под­держания контроля. Бывают ситуации, когда кон­троль необходим, но также бывают ситуации, когда нужно отпустить все тормоза Способ дыхания дол­жен зависеть от ситуации, а не от того, как "нуж­но" себя вести Тело знает подходящую реакцию, и ему нужно доверять, — оно поступит правиль­но, если только мы позволим ему.

Когда я читаю лекцию, я замечаю, как важно говорить медленно и оставлять себе время для ды­хания. Это позволяет мне расслабиться и удержать концентрацию. Однако я часто замечаю, что мои слушатели дышат не глубоко. Несмотря на то, что они заинтересованы лекцией, их внимание ослабе­вает. Когда я вижу, что они начинают развали­ваться на креслах, я делаю перерыв и прошу их потянуться и сделать несколько глубоких вдохов. Им становится легче слушать доклад, а мне гово­рить В подобной ситуации может оказаться чита­тель, настолько захваченный тем, что он читает, что подсознательно ограничивает свое дыхание. Поэтому я хотел бы сейчас представить важнейшее дыхательное упражнение, которым располагает биоэнергетика.

Упражнение 3. 3

Если вы, читая эту книгу, сидите в кресле, сделайте перерыв, чтобы вздохнуть. Отогнитесь назад, поднимите руки вверх глубоко и вдохните несколько раз.

Высокий уровень энергии - student2.ru

Рис 3.1 Так можно ложиться на биоэнергетический стул

.

Позволило ли это потягивание вам глубже вздох­нуть? Когда мы сидим согнувшись, живот сдавли­вается, и глубокое дыхание невозможно. С целью расправления живота я использую биоэнергетичес­кий столик. Пациент лежит на столике, опираясь стопами и протягивая руки назад к стоящему за столиком стулу. В этой позиции растягиваются мышцы спины, которые должны быть расслабле­ны, если необходимо достичь полного и свободно­го дыхания. Когда мы стараемся избежать закрепо­щения тела, когда ожидаем боли или неудобства, Дыхание само по себе становится глубже и полнее. Первым столиком, который я использовал для этой Цели, был старый, деревянный кухонный столик, на который я положил свернутый плед. Если у вас дома есть подобный столик, го можно его исполь­зовать для этого упражнения Его можно также использовать для описанных выше упражнений с голосом. Пожалуйста, помните, что если упраж­нение вызывает боль, его нужно прервать Я не знаю случаев, чтобы кто-то получил травму, ис­пользуя столик или свернутый плед для дыхатель­ных упражнений, но насильно заставлять себя не стоит.

Свободное дыхание — это дар Бога, который вдохнул жизнь в наши тела. Это подходящий мо­мент, чтобы заметить, что дыхание является сино­нимом вдохновения (лат spiro, spirare — дышать). Словари говорят, что "вдохновлять" — значит на­полнять кого-либо оживляющим, ускоряющим или возбуждающим влиянием, а именно такой эффект дает дыхание. Иногда нам удается вдохнуть жизнь в человека с помощью искусственного дыхания методом рот в рот, так же, как в соответствии с Писанием, это сделал Boi с первым человеком. Я могу себе представить, как Бог, уже создавший мир, задерживается, чтобы глубоко вздохнуть, как каж­дый честный работник после выполнения работы. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувство­вать, насколько правильно устроен мир, насколь­ко он справедлив и красив. Мы вдохновлены Как трагично, что так мало людей дышат свободно.

Глава 4

Благодарное тело: утрата грации

Наши рекомендации