Антропологический состав населения степей восточной европы

В ЭПОХУ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

the biological structure of the eastern european steppe populations

under the golden horde

С.Г. Комаров

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия, [email protected]

S.G. Komarov

Institute of Ethnology and Anthropology RAS, Moscow, Russia


 


Материальную базу исследования составляют мужские черепа 11 краниологических серий, отно­сящихся к кочевому населению степей Восточной Европы эпохи Золотой Орды.

Результаты сравнительно-морфологического анализа приводят к выводу о наличии трех отличи­мых друг от друга компонентов в составе кочевого населения степей Восточной Европы монгольской эпохи.

Большинство групп кочевников демонстри­ровали брахикранный комплекс, характеризую­щийся значительной шириной мозговой коробки, высоким, широким, средне или слабо профилиро­ванным лицевым скелетом, малым или средним выступанием носа со средневысоким переносьем. Подобный комплекс признаков - монголоидный в южносибирском варианте - был присущ семи группам: оставившим могильники в Приднепровье, Нижнем Подонье, Ставрополье, Нижнем Поволжье. К кругу южносибирских монголоидов относится также одна из трех серий из степей Волго-Уралья - из могильников Западно-Казахстанской области.

Серию из Мокринского могильника (междуре­чье Волги и Урала) отличает большая, очень ши­рокая и довольно низкая черепная коробка, узкая лобная кость и сильная уплощенность лицевого скелета, что дает основание говорить о централь- ноазиатском краниологическом комплексе.

Из общего массива кочевнических серий вы­деляются две группы, совокупность морфологи­ческих особенностей которых тяготеет к европео­идным характеристикам. Это выборки из курганов Букеевской степи (междуречье Волги и Урала) и Калиновского могильника (Нижнее Поволжье).

Результат кластерного анализа, осуществленно­го по 14 краниометрическим признакам на основе 9 серий, подтверждает наличие выявленного мор­фологического разнообразия в рамках кочевого населения.

Кластерный анализ, в который вошли 29 серий, позволил соотнести краниологические особенно­сти оседлого и кочевого населения степной зоны Восточной Европы золотоордынского времени. В отдельный кластер объединились группы мон­голоидного облика, в том числе семь, относящихся к номадам. Две другие выборки - характеризуемые европеоидными комплексами признаков - по­пали в другие кластеры. Кочевники, оставившие курганы в Букеевской степи, были морфологи­чески близки группам населения Золотой Орды с наибольшей выраженностью европеоидных черт. Серия из Калиновского могильника сближается с выборками оседлого населения ордынских ниж­неволжских городских центров, отличающимися смешанными, европеоидно-монголоидными чер­тами.

Для выявления характера межгрупповой из­менчивости в рамках серий монгольской эпохи был осуществлен канонический анализ на базе тех же 29 серий. Факторные нагрузки на признаки в каноническом анализе свидетельствуют о том, что основные различия в масштабе сравнивае­мых групп определяются комплексом признаков, играющих ключевую роль при разграничении европеоидных и монголоидных популяций.

Взаимное расположение серий в пространстве двух первых канонических векторов демонстриру­ет существенный сдвиг в сторону монголоидности основной массы серий кочевников по отношению к большинству групп оседлого населения. По комплексу расово-диагностических признаков серии из Калиновского могильника и курганов Букеевской степи представляют наиболее европео­идное население в массе номадов Золотой Орды. Группы кочевников, обитавших на территории нижнедонских и ставропольских степей, близки по своим краниометрическим характеристикам к сме­шанному европеоидно-монголоидному оседлому населению Золотой Орды. В наибольшей степени комплекс монголоидных особенностей был при­сущ пяти группам - представленным сериями из Нижнего Приднепровья (Тягинки), Нижнего Поволжья (Кривая Лука, Давыдовка), междуречья Волги и Урала (Мокринский могильник и могиль­ники Западно-Казахстанской области).

Основные выводы исследования сводятся к сле­дующему:

Большая часть групп кочевников восточно­европейских степей монгольской эпохи характе­ризовалась монголоидными краниологическими комплексами (в южносибирском или центрально- азиатском вариантах). Некоторым группам нома­дов был присущ облик, тяготеющий к европеоид­ным характеристикам. Основная масса кочевников существенно отличалась от оседлого населения в сторону усиления монголоидности.

Исторический контекст

Экстраординарных захоронений 1370 г.

Из раскопок золотоордынского города азака

the historical context of certain unusual burials IN the golden horde city of AzAK dated to 1370

А.Н. Масловский

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Азов, Россия,

[email protected]

A.N. Maslovsky

Azov historical andpaleontological museum-reserve, Azov, Russia


 


Среди погребальных комплексов золото- ордынского Азака заметное место занимают экстраординарные погребения, т.е. погребения совершенные не на кладбищах, а в заполнении заброшенных жилищ, хозяйственных ямах, ливнесточных траншеях и просто в западинах культурного слоя. К их числу следует отнести и разрозненные человеческие кости, обнару­живаемые при подобных же обстоятельствах. Большинство из этих погребений датируется 2 пол. XIV в.

Наиболее значительную группу составляют захоронения, объединенные как особенностями своей сохранности, так и своей датировкой. Они могут состоять как из фрагментов одного костяка, так и из двух сотен скелетов или их фрагментов. К ним мы относим захоронения на раскопах по улицам Мира 35А (2002 г.), Измайлова 49 (2002 г.), Пирогова 11 (2006 г.), Мира 45 (2007 г.), Дзержинского 49 (2008-2009 гг.), Привокзальная 12Б (2008 г.), Петровская площадь 12 (2008 г.), улицам Пушкина 62 (2009 г.), Ленинградская 114 (2011 г.).

Эти случаи объединены тем, что мы имеем дело с захоронением либо фрагментированных костяков, либо вовсе с захоронением разроз­ненных костей, сложенных компактно или рас­сеянных в заполнении. Фрагментация костяков происходила посмертно. Мы либо имеем дело с захоронением черепов с утраченными нижними челюстями, иногда с полной утратой лицевого скелета, либо с захоронением костяков без рук, ступней, ребер. Реже встречаются отдельные части скелета в сочленении (руки, таз с частью позвоночника и бедренными костями и др.). По всей видимости, мы имеем дело с захоронением частично разложившихся и сильно поврежден­ных животными трупов. В наиболее крупных из этих захоронений (ул. Измайлова 49 (2002 г.); ул. Пирогова 11 (2006 г.); ул. Ленинградская 114 (2011 г.)), наряду с фрагментированными, встре­чены и полные скелеты. Причем и те и другие лежат вперемешку. Полные скелеты перекры­ваются и подстилаются фрагментированными костяками.

В тех случаях, когда эти захоронения дати­руются монетами, мы встречаем медные пулы, с изображением большеголовой собаки, отче­каненные от имени хана Абдаллаха в период не ранее 765 г. хиджры (Масловский, Фомичев, 2004, с. 493). В том числе, в захоронении по ул. Измайлова 49 обнаружено два клада с эти­ми пулами. В 2011 г. в захоронении по ул. Ленинградской 114 был обнаружен клад из трех дирхемов, младший из которых был отчека­нен в 770 г. хиджры. (16.08.1368-05.08.1369). Итак, не ранее 1369 г. Азак постигла катастро­фа в ходе, которой погибли многие тысячи его жителей. Логично связывать ее со сменой ханов в Мамаевой Орде в 1370 г. Это предположение уже было высказано в литературе (Масловский, 2009; Масловский, 2012, с. 173-174).

Это мнение не было оспорено в печати, но вызвало возражения в кулуарах. Они своди­лись к следующим пунктам. 1. В письменных источниках нет свидетельств о погроме Азака в 1370 г. 2. На костяках отсутствуют следы насильственной смерти. 3. Возможно, перед нами захоронения жертв эпидемии или голода. 4. Мамай не убивал Абдаллаха (Почекаев, 2010, с. 156-157).

Ни один из вышеприведенных тезисов не был подкреплен доказательствами. Однако эти воз­ражения заставляют более подробно рассмотреть исторический контекст событий 1370 г. В 1359 г. в Золотой Орде начинается многолетняя смута (1359-1381 гг.), которая в русской исторической науке получила название, заимствованное из ле­тописной статьи - «Великая замятня». Данный временной отрезок является самым темным в истории Золотой Орды. Обрывочные данные иноземных источников, в т.ч. русских летописей, а также данные нумизматики и археологии не позволяют получить связную картину событий. Все исторические сочинения на эту тему явля­ются более или менее логически обоснованными гипотезами. Спорным является даже число ханов, хронология их правления, их положение в генеа­логическом древе Джучидов. С 1361 по 1381 гг. единого государства не существовало. Западная часть Золотой Орды фактически возглавлялась одним из эмиров - Мамаем, который правил от имени ханов-марионеток из числа Джучидов. Первый из его ханов Абдаллах правил, по дан­ным нумизматики и русских летописей, между мартом 1361 и 1 марта 1370 г. (Кучкин, 1996, с. 118). Существует и другая датировка времени его правления - 1363-1369 гг. В русских лето­писях имеется сообщение об убийстве Мамаем царя и его сторонников (Масловский, Фомичев, 2004, с. 500). Нельзя не обратить внимания на тот факт, что после 770 г. хиджры до прихода к власти Тохтамыша, более 10 лет в Азаке не функционировал монетный двор (Масловский, Фомичев, 2004, с. 496).

Многолетняя смута сопровождалась много­численными убийствами. Весьма скудные со­общения о них сохранили письменные источни­ки. Значительно более выразительные данные предоставляют результаты археологических исследований. На всех крупных золотоордын- ских городищах отмечены следы масштабных погромов. В ряде случаев удается установить время событий. Так, разгром Болгара произо­шел в 1361 г. В 1366 г. погибли целые районы столичного Сарая (Рудаков, 2001, с. 64). В ре­зультате ряда погромов на другом столичном городе Сарай ал-Джедиде жизнь едва тепли­лась. Нужно отметить, что не один из погромов золотоордынских городов не нашел отражения на страницах хроник, поэтому первое из вы­шеприведенных не может быть признано со­стоятельным.

Масштабы катастрофы 1370 г. в Азаке впе­чатляющи. Хотя нами исследован небольшой процент площади городища, зафиксированы остатки, по крайней мере, около 300 убитых. Следовательно, были убиты многие тыся­чи, значительный процент населения города. Уничтожались, очевидно, целые социальные и этнические группы - роды(?), кланы(?) и люди с ними связанные. Учитывая вероят­ное время смещения Абдаллаха (перед 1 марта 1370 г., т.е. в холодное время года), можно по­пытаться объяснить особенности захоронений этого времени. Трупы не убирались с улиц дол­гие месяцы и поедались в это время животными. При этом уцелевшие горожане не торопились хоронить трупы, хотя должны были бы сделать это из страха перед эпидемиями. Ещё одной странностью является тот факт, что в одном за­хоронении вместе оказываются костяки разной степени сохранности, от полной до отдельных фрагментов. Все это можно объяснить тем, что резня произошла в холодное время и многие трупы были занесены снегом. С началом же весны уцелевшие горожане поспешили захоро­нить сохранившиеся тела или их части в первых попавшихся углублениях вероятно именно для предотвращения эпидемий. Эти же обстоя­тельства, на мой взгляд, во многом объясняют отсутствие следов насильственной смерти на костяках.

О том, что городскому населению грозила именно военная опасность, а не голодовка или эпидемия, можно судить и по остаткам срочно возводимых укреплений (Масловский, 2004, с. 144, 148). К тому же сложно допустить, что столь ужасная эпидемия затронула только Азак. Хорошо известная по письменным источникам пандемия 1346-1349 гг., которая прошла и че­рез Азак, не оставила подобных следов. С ее последствиями можно связывать заброшенные кварталы, но не спешно захороненные фрагмен- тированные костяки.

Что касается последнего возражения, отно­сительно спорности сообщений письменных источников об убийстве Мамаем своего царя, то учитывая скудность источниковой базы приори­тет нужно отдать данным археологии, которые указывают на бурные события в период смены ханов в 1369/1370 г.

Следует оговорить еще одно возможное возра­жение нашей интерпретации событий, а именно, что погром Азака устроили противники Мамая. Подобное предположение несостоятельно в силу особенностей военно-политической организа­ции Золотой Орды. Города не являлись узлами обороны, а только экономическими центрами и разгромом города нельзя было добиться во­енной победы. С другой стороны, для того чтобы вражеское войско захватило Азак, располагаю­щийся в самом центре Мамаевой Орды, и столь основательно его опустошило, необходимо было полностью подавить военный потенциал Мамая. Ни о чем подобном письменные источники нам не сообщают.

Таким образом, вся сумма имеющихся в на­шем распоряжении факторов указывает на то, что экстраординарные захоронения, находимые при раскопках Азака и датирующиеся 1370 г., связа­ны с внутренним конфликтом в Мамаевой орде, который привел к смещению хана Абдаллаха и замене его ханом Мухаммедом.

Список литературы

Кучкин В.А. Ханы Мамаевой орды // 90 лет Н.А. Баскакову. М., 1996.

Масловский А.Н. Раскопки в Азове в 2003 году // Историко археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2003 г. Вып. 20. Азов, 2004.

Масловский А.Н. Влияние «Великой замятии» 1360-1370-х гг. на судьбу городов Золотой Орды (на примере Азака) // Форум «Идель-Алтай». Материалы научно-практической конференции «Идель- Алтай: истоки евразийской цивилизации», I Международного конгресса средневековой археологии евразийских степей. Казань, 2009.

Масловский А.Н. Золотоордынский Азак и кочевники. Пути интеграции в городскую жизнь и влияние на судьбу города // История и культура средневековых народов степной Евразии. Барнаул, 2012. Масловский А.Н., Фомичев Н.М. О дате побоища в Азаке времени «великой замятни» в Орде // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2003 г. Азов. Вып. 20. 2004. Почекаев Р.Ю. Мамай. История «антигероя» в истории. СПб., 2010.

Рудаков В.Г. К вопросу о хронологии и топографии Селитренного городища эпохи Тохтамыша (1380-1396 гг.) // Поволжье в средние века. Нижний Новгород, 2001.

Наши рекомендации