Безответственность перед семьей

Мы считаем, что муж или жена принимаются как вечный спутник или помощник в служении, совершаемом в сознании Кришны, и при этом дается обещание никогда не расставаться. Конечно, если мы имеем дело с очень развитыми учениками, и они оба соглашаются, что мужу пора принять санньясу, то есть, отречься от мира, и оба они рады такому ходу событий, тогда есть основания для того, чтобы расстаться. Но даже и в таких случаях нет речи о том, чтобы бросить жену: муж, хотя он и санньяси, должен быть уверен, что о его жене хорошо позаботятся, и она будет защищена в его отсутствие. Сейчас накопилось много случаев, когда мужья бросают жен против их желания, и женщины остаются несчастными. Так как же я могу дать разрешение на такое дело? Я хочу избежать всякого дурного примера перед будущими поколениями, поэтому я так тщательно рассматриваю твой вопрос. Если мне оказывается так легко жениться, а потом бросить жену под тем предлогом, что семейная жизнь препятствует моему личному духовному прогрессу, это совсем не хорошо. Это непонимание того, что является прогрессом в духовной жизни. Надо выполнять свои предписанные обязанности — те или иные, но уж коли я взял на себя некие обязанности, я не должен их бросать или менять, это самая ужасная ошибка. Преданное служение не зависит от этих определений. Поэтому однажды выбрав путь, лучше держаться его и развивать свое настроение преданности, пока оно не превратиться в настоящую любовь к Богу. Таково понимание Арджуны. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)

Халатность в исполнении обязанностей

Шрила Прабхупада подчеркивает, что оставить «дхарму и адхарму и просто предаться Кришне» не означает халатно относиться к своим обязанностям под предлогом духовной практики. Это значит прекратить заниматься деятельностью во имя чувственного удовлетворения и, совершенным образом исполняя свои обязанности, предлагать плоды своей деятельности Кришне и постоянно воспевать Его Святые Имена. «Оставить все виды деятельности» по-настоящему значит — оставить материалистический образ мышления при исполнении этих видов деятельности и предложить их плоды Кришне. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Как внести преданное служение в жизнь, не меняя материальных условий?

Мин.

(Можно задать вопрос подопечным, затем дать свое понимание. Можно привести примеры.)

Даже если человек поглощен выполнением предписанных обязанностей, он может достичь совершенства, просто вознося Верховному Господу молитвы. Истинная цель жизни - стать преданным Господа. Неважно, какое положение занимает человек. Кем бы он ни был - брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой, американцем, англичанином, индийцем, и в какой бы части материального мира ни жил, - он может заниматься преданным служением, просто вознося молитвы Верховной Личности Бога. Харе Кришна маха-мантра - это тоже молитва, потому что любая молитва представляет собой обращение к Верховному Господу по имени и просьбу к Господу оказать нам милость, позволив служить Ему. Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы молим: "Дорогой Господь Кришна, дорогой Господь Рама, о энергия Господа, Харе, займите меня, пожалуйста, служением Вам". Служить Господу может любой человек, какое бы положение в обществе он ни занимал; ахаитукй апратихата - "Преданному служению не могут помешать никакие материальные препятствия" (Бхаг., 1.2.6). Тот же метод рекомендовал и Господь чайтанья Махапрабху:

джнане прайасам удапасйа наманта эва

дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир

йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам

Бхаг., 10.14.3

Человек может оставаться на своем месте, то есть продолжать исполнять свои обязанности, и вместе с тем слушать послание Господа в изложении осознавших себя душ. Именно на этом принципе основана деятельность Движения сознания Кришны: мы открываем свои центры по всему миру, чтобы дать каждому возможность услышать послание Господа Кришны и вернуться домой, к Богу.

(Шримад Бхагаватам 4.24.69)

- Как преобразовать нашу материальную деятельность в преданное служение?

Мин.

(Попросите подопечных ответить и привести примеры. Добавьте.)

Юкта-ваирагьей

Бхагавата-дхарма - не какая-нибудь надуманная сектантская вера, поскольку она побуждает человека искать связь всего сущего с Кришной (ишавасйам идам сарвам) . Веды гласят, что Брахман, Всевышний, присутствует повсюду: сарвам кхалв идам брахма . Бхагавата-дхарма позволяет ощутить присутствие Всевышнего во всем. Бхагавата-дхарма не провозглашает этот мир иллюзорным. Поскольку все сущее изошло из Всевышнего, оно не может быть иллюзией - всему можно найти применение в служении Всевышнему. К примеру, сейчас мы начитываем этот текст с помощью микрофона на диктофон и таким образом устанавливаем связь диктофона с Верховным Брахманом. Теперь это устройство - тоже Брахман, поскольку используется для служения Господу. В этом состоит истинный смысл изречения сарвам кхалв идам брахма. Все сущее есть Брахман, поскольку все может быть обращено на служение Верховному Господу. Нет ничего, что можно было бы назвать митхьей, иллюзорным, - все сущее реально. (Шримад Бхагаватам 6.16.41)

Наши рекомендации